res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Переоценка ценностей: от реформ в корпоративном управлении до их применения
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 24 ноября 2009

    Переоценка ценностей: от реформ в корпоративном управлении до их применения

    Отчетливость действия находится в антагонизме с дальновидной и часто неуверенной в суждениях предусмотрительностью: последней руководит более глубокий инстинкт.

    Фридрих Ницше. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей.

    Переоценка ценностей: от реформ в корпоративном управлении до их применения.

    Будучи независимым директором в одном из АО с доминантой государства в акционерном капитале, я часто получаю один и тот же вопрос в разных формулировках: зачем нужен институт независимых директоров и внедрение принципов корпоративного управления предприятиях, фактически принадлежащих тому или иному распорядителю государственного имущества, будь то акимат или иная уполномоченная структура? Разве собираются, например, городские власти отдавать в частные руки коммунальные службы или что-нибудь подобное? Зачем раскрывать кучу информации, утверждать кодекс корпоративного управления, назначать корпоративного секретаря и т.д., и т.п. если есть один акционер и этот акционер государство?

    Действительно, если мы правильно понимаем тезис Ницше, вынесенный в эпиграф данной статьи, то речь идет о достаточно важных и, на мой взгляд, не до конца раскрытых подходов по проведению сегодняшнего этапа развития рыночных институтов в Казахстане, и, однозначно в России и в Украине.

    Суть этого заключается в том, что реформы, имеющие четкие и ясные цели, должны иметь соответствующие квазиавторитарные методы их воплощения. В данной ситуации реформаторство в очень важных для сегодняшнего Казахстана темах вхождения в число 50 развитых стран мира, привлечения инвестиций на долгосрочной основе и запуск реально функционирующего фондового рынка, имеет системную ловушку.

    Благие намерения реформаторов упираются, как это часто бывало в истории реформ, в непросвещенность масс и принудительность механизма внедрения реформаторских технологий в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов.

    В первую очередь, имеется в виду обязательность следующих важных (это неоспоримо с точки зрения конечной цели, но методы не всегда впечатляют) для акционерных обществ положений. Это наличие независимых директоров в совете директоров не менее трети от общего числа членов совета директоров, введение института корпоративного секретаря, кодекс корпоративного управления.

    Эти положения революционны по сравнению с законодательством Российской Федерации и Украины, не говоря об остальных странах СНГ. При всем том, действительный прорыв в законодательной сфере не сопровождался разъяснительной работой именно в массе акционерных обществ, играющих важную роль в экономическом развитии страны.

    Только осознанные до конца цели и задачи могут и должны получить правильное воплощение и эффективный результат. Да, сегодня АО, де-факто управляемые волей основного акционера в лице уполномоченных органов (министерства, ведомства, акиматы), под копирку пишут и утверждают ККУ, также как школьники на последних партах переписывают у доброжелательных отличников готовые схемы и положения. Завтра может статься, этим АО нужно будет действительно играть по рыночным правилам, а они формальны, механически перенесены без учета отраслевой специфики, важности субъекта хозяйствования в народном хозяйстве страны. Тем более, если речь будет идти о реальном вовлечении в международную деятельность, конкуренции и contra защите национальных интересов.

    Надо идти дальше в реформах ибо остановившаяся реформа зачастую имеет более чреватые последствия чем ситуация дореформенная. На мой взгляд, однозначно необходимо выстроить четкую и осмысленную систему подготовки и переподготовки кадров по аналогии со специалистами финансового сектора (притча во языцех: международные стандарты финансовой отчетности и подтверждение квалификации аудиторов), ввести обязательную ежегодную аттестацию независимых директоров, по большому счету ужесточить требования к их квалификации, также это касается и института корпоративных секретарей. Если весть речь о НАЦИОНАЛЬНОЙ системе корпоративного управления, то это архиважно. Иначе можем получить две неравнозначных и антагонистических группировки, внешне имеющих одинаковые признаки. Это независимые директора-экспаты, как правило, из Северной Америки и Западной Европы, реже из Австралии и Юго-Восточной Азии с одной стороны, и местную когорту, ограниченную опять же местническими рамками и играющими роль свадебных генералов либо внештатных консультантов по той или иной сфере деятельности. Неравнозначность есть предпосылка конфликта и возможно неправильных решений на разных уровнях - от собственно советов директоров акционерных обществ до решений на государственном уровне.

    Какие же могут быть решения?

    Первое и очевидное - привлекать к фактическому исполнению в роли независимых директоров ярких и талантливых менеджеров из других отраслей, некое перекрестное опыление опытом. Ведь никого в соседней России не удивляет, что бывший торговец шоколадками Mars Александр Изосимов возглавляет вторую по величине компанию сотовой связи «Вымпелком». Не потому, что не хватает специалистов ИТ - рынка, а потому нужен торговец шоколадом, потому что эффективно для ИТ - рынка. Это касается как действующих управленцев и собственников в частном бизнесе, причем из малого и среднего бизнеса, так и специалистов финансовой сферы - банков, пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Крайне полезен опыт управленцев и профессионалов из России, Украины, Белоруссии, других стран СНГ, накопившим свой уникальный опыт в создании эффективных рыночных систем в различных сферах деятельности.

    Второе и обязательное - постоянно действующий институт повышения квалификации уже избранных независимых директоров и назначенных корпоративных секретарей. Понятно, что масштабы страны не позволяют в одночасье решить столь сложную задачу, но дорогу осилит идущий. Механизмов может быть несколько, не самым худшим вариантом будет привлечение международных грантов под данную программу. Раз принят курс на международные стандарты - так давайте поднимать общий уровень специалистов данной сферы силами тех, кто сей стандарт нам и прививает.

    Третье и неоспоримое – уже сегодня стандарты корпоративного управления как базовый предмет необходимо вводить в учебные курсы ВУЗов, выпускающих управленцев и юристов-хозяйственников. Иначе так и можно застрять на уровне псевдохолдингов, состоящих из десятка товариществ с ограниченной ответственностью, не имеющих глубинного понимания и представления, что реальный бизнес всегда развивается на привлеченных ресурсах и эти ресурсы не всегда есть кредиты МСБ. Фондовый рынок может заработать только тогда, когда будет критическая масса специалистов не просто понимающих, зачем нужна корпоративная модель управления, а умеющих применять знания в достижении простых и ясных задач, стоящих перед субъектами хозяйствования - получать прибыль, развиваться и приумножать свою рыночную стоимость.

    Четвертое и назревшее - необходимо определить уполномоченный государственный орган и/или самоуправляемую общественную организацию, который реально будет отвечать за ошибки и достижения на этом пути. Требуется координация действий с другими государственными органами, причастными к данному вопросу, крупным бизнесом, общественными объединениями и международными организациями. Их список уже в принципе очевиден: это АФН, Международная финансовая корпорация, Казахстанская ассоциация независимых директоров, РФЦА, Министерство юстиции, Министерство индустрии и торговли и однозначно институты развития в лице ФУР «Казына», социально-предпринимательских корпораций, представители банков, уже много чего добившихся на внедрении корпоративного управления.

    Главное, не пытаться участникам процесса сразу на этом зарабатывать, мягко стеля свои консалтинговые услуги за шестизначные цифры, а все-таки осознавать то, что это путь просвещения и взаимообогащения ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ. А зарабатывают пусть вверенные нам акционерные общества, выигрывает общество и государство. И как говорил индийский мудрец: «Диких слонов можно приманивать только прирученными слонами. Так и всякое богатство идет к богатству знаний и духа».

    Член Казахстанской ассоциации независимых директоров, магистр делового управления

    Кубатбек Рахимов

    Kubat.Rakhimov@gmail.com

Вся аналитика