аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Только в двадцатых числах сентября депутаты Жогорку Кенеша приступят к рассмотрению бюджета на будущий год.
Хотя традиционно после летних каникул парламентарии всех созывов начинали сессию именно с обсуждения главного финансового документа страны тсрочка в три недели связана с тем, что в самый последний момент Минфин вынужден был в готовый документ внести коррективы.
Легко сказать, поменять одну цифру на другую. Это ведь не ценник на пакете с сахаром в супермаркете. Пересчитывать придется весь финансовый документ, где один показатель связан с другими неразрывно.
Игра цифрами
А все потому, что среднесрочная стратегия обеспечения доходов, подготовленная Министерством финансов, довольно значительно отличается от среднесрочной стратегии развития страны, над которой трудилась команда Учкуна Ташбаева. Два ведущих ведомства в структуре правительства работали над одной и той же задачей, а ответы оказались разные — плюс-минус несколько миллиардов сомов в доходной части. За эти расхождения премьер Алмазбек Атамбаев на последнем заседании правительства, где была принята среднесрочная стратегия развития страны (СРС), пожурил Минфин за излишнюю осторожность, а Минэкономрегулирования, напротив, похвалил за смелость.
Кто решает, почему, кому и за что нужно отрезать больше от денежного пирога, сколько ни объясняй, для народа — темный лес, как бюджетный процесс в целом. Один из правительственных чиновников, чтобы мы понапрасну не искали логики в прогнозных показателях экономического развития на будущий год и среднесрочный период, в пылу откровения признался, что в этом вопросе, как и везде у нас, все решают сила, связи и коррупция. Кто из руководителей нахрапистее, пробивнее, тот и может отхапать, грубо говоря, больше денег из казны.
Конечно, такое объяснение с гневом отвергнут работники Минфина, которые весь год сводят дебет с кредитом, послушно выполняя все указания премьера и парламента. Однако разобраться в их кухне, где “стряпают” бюджет, не так-то просто. Цифры вводят в заблуждение.
Вот бюджетная резолюция на 2012 и последующие за ним два года, вышедшая из стен Минфина. Возьмем для примера только макроэкономические показатели. Итак, номинальный ВВП равен 303, 475 миллиарда сомов. Темпы роста экономики — 6,1 процента, инфляция — 9,3, общие доходы бюджета — 27,2 и текущие расходы — 34,7 процента к ВВП, дефицит — 7,5. ВВП на душу населения — 1125,7 доллара.
А вот что можно прочитать уже в проекте бюджета на 2012 год, который впервые в истории страны Минфин решил обнародовать раньше, чем туда заглянули депутаты. Смотрим: реальный рост ВВП — 6,6 процента. На 0,5 процента больше, а это уже разница в миллиарды сомов. Общие доходы с учетом всех налоговых льгот — 67,93 миллиарда сомов, расходная — 90,3 миллиарда, дефицит бюджета 22,303 миллиарда, или 7,5 процента к ВВП.
Теперь сравним эти показатели с теми, что прописало Министерство финансов в стратегии обеспечения доходов на ближайшие три года. В будущем году доходы уже планировались в размере 78,825 миллиарда сомов. Понять, на какую цифровую планку относительно доходной части бюджета ориентировался Минфин в 2012 году, по этим документам трудно. Словно расчетами занимались три разные группы разработчиков, которые при этом не сверяли данные друг с другом.
Стратегия преференций
На что просили обратить внимание финансисты, когда презентовали свою стратегию обеспечения доходов? На изменения в сфере налоговой и таможенной политики, а именно — улучшение таможенного администрирования, что связано с переводом большинства импортируемых товаров при их оформлении с веса на цену товара. Правительство отменило освобождение от налога с продаж электроэнергии, теплоэнергии и природного газа для коммерческих предприятий, а также от уплаты НДС отдельных категорий услуг связи. Планируется введение комбинированной ставки акциза на табачные изделия, были увеличены размеры налога на алкогольную продукцию и т. д.
В структуре доходов налоги составят 49,27 миллиарда сомов, так говорится в проекте бюджета на 2012 год. А в стратегии этот показатель равен 58,8 миллиарда. В общем объеме доходов на налоговые поступления приходится 74,6 процента. При этом Государственная налоговая служба должна будет собрать 34,4 миллиарда сомов в казну, а Таможенная служба — ровно на 10 миллиардов меньше.
Произойдут изменения нормативов отчислений. Так, подоходный налог не будет в полном объеме поступать в общий котел. Для городов республиканского и областного значений соответственно 50 и 40 процентов, в районный бюджет — 30 и айыл окмоту — 10 процентов.
Сборы от патентов в полном объеме поступят в распоряжение местных бюджетов. Налог за пользование недрами (роялти) будет теперь наполовину местным. Однако это не распространяется на золото, нефть и газ. На этот шаг правительство вынудили пойти массовые выступления жителей регионов, где идет разработка полезных ископаемых. Иссыккульцы, нарынцы, таласцы не раз жаловались, что ничего не имеют от иностранных инвесторов, которые копаются в их кладовых.
Нас призывают не бояться долгов
Заместители министра финансов Мирлан Байгончоков и Медер Темирбеков просили не акцентировать внимание на дефиците казны, который в будущем году немного подрастет. По их словам, по проекту республиканского бюджета на 2012 год расходы превысят доходы на 22 млрд 303,2 млн сомов, или 7,5 процента к ВВП.
На покрытие дефицита, успокаивали они, предусмотрены источники финансирования тютелька в тютельку в размере бюджетной дыры. Это из внутренних резервов — положительное сальдо почти в 10 миллиардов сомов, поступления от приватизации национализированных объектов, погашение основных сумм государственных ценных бумаг — ГКВ и ГКО.
Внешнее финансирование — кредиты и программные займы — свыше 12,3 миллиарда сомов. То есть, как видим, правительство, которое нещадно критиковали за большие расходы, тем не менее экономить не собирается. Более того, отказывается применять в отношении себя лозунг “Надо жить по средствам!”.
Дутые показатели
Все без исключения правительства, а их в истории суверенного Кыргызстана было почти столько, сколько ему лет, манипулировали общественным сознанием. При составлении бюджета врали нам без зазрения совести. И продолжают это делать.
Один только пример. Вот уже в течение 10 лет в доходную часть бюджета каждый год вписываются миллиарды сомов, полученных якобы от разработки золотых месторождений Джеруй, Талды-Булак Левобережный, Андаш и других. Это при том, что золотом и не пахло. Работы на рудниках либо заморожены, либо велись медленными темпами из-за споров с чиновниками и местным населением.
И правительство Атамбаева прекрасно осведомлено о состоянии дел в горнодобывающей отрасли, которую лихорадит после апрельских событий с новой силой. Проблем здесь целый клубок, и ни одна не решена. Однако это не мешало Минфину заложить виртуальные доходы от разработок золотых месторождений Джеруй, Андаш в финансовый документ на будущий год. Тем самым искусственно раздуть доходную часть и с легким сердцем позволить себе дополнительные траты.