res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Дефолт Кыргызстану не грозит
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 13 сентября 2011

    Дефолт Кыргызстану не грозит

    Дефолт Кыргызстану не грозит

    "Вечерний Бишкек", №148 (10304), 13 сентября 2011 года

    Как сообщала “Вечерка” за 9 августа, вторая донорская конференция по Кыргызстану, о которой много говорилось в последние месяцы, в конце концов перенесена на следующий год. Однако не теряет актуальности проблема новых заимствований из–за рубежа и возврата уже ранее полученных средств. Как решаются эти задачи, рассказывает заместитель министра финансов Мирланбек БАЙГОНЧОКОВ.
    — Про государственный долг Кыргызстана у нас сегодня, как говорится, не рассуждает только ленивый. А что вообще представляет из себя этот долг?
    — Он складывается из внутреннего и внешнего долгов. В первом случае это сумма неосвоенных и непогашенных внутренних займов или других долговых обязательств республики перед кредиторами–резидентами, во втором — задолженность перед зарубежными и международными кредиторами.
    На 1 июня внутренний долг составил 8,1 миллиарда долларов. В нем долгосрочные ценные бумаги составляют 57 процентов, краткосрочные — 35, индексация сбережений населения — 8 процентов. Внешний долг на тот же момент исчислялся 2,7 миллиарда долларов. Все суммы традиционно называются в долларах, но заимствования осуществляются в различных валютах, в том числе и евро, иенах, исламских динарах и так далее. В общей сложности госдолг на сегодня несколько превышает 2,88 миллиарда долларов.
    — Не многовато ли для такой небольшой страны, как Кыргызстан?

    — Да, сумма немалая. Но сегодняшняя ситуация несравнима с той, что складывалась в 2000 году. Тогда объем госдолга к ВВП составлял 130 процентов. Это означало: сколько бы ни было произведено продукции в Кыргызстане, она даже частично не покрывала бы эту сумму.
    — К тому же получается, мы вообще находились на грани дефолта. Ведь, как известно, предельно допустимый безопасный порог внешнего долга к ВВП — 80 процентов, а за этим рубежом уже возникает вопрос долговой устойчивости государства. И нависает угроза дефолта.
    — Но сегодня о нем речь уже не идет. Правительством и Министерством финансов в минувшие годы была проделана большая работа, результаты которой мы сейчас видим. А именно: на конец 2010 года такой показатель составил 58,2 процента к ВВП. Прогнозируем, что к концу 2011–го он, возможно, снизится еще на 2 — 3 процента. Это осторожный прогноз, и, не исключено, уменьшение будет еще большим.
    — Понятно, что без заимствований нам не прожить. Для каких конкретно целей они осуществляются?

    — Для финансирования дефицита госбюджета, государственных инвестиций. Ну и для покрытия затрат, относящихся к государственному долгу, возврата его.
    — Кто и как осуществляет у нас управление этим долгом?

    — Оно регулируется законами “О государственном и негосударственном долге”, “О национальном банке”, “Об основных положениях казначейства”, “Об основных принципах бюджетного права в КР”. Правительство определяет заемную политику, с одобрения парламента осуществляет госзаимствование, принимает решение по обеспечению госгарантиями займов по кредитному соглашению. Министерство финансов в свою очередь — единственный агент правительства в управлении госдолгом, создает и ведет учетную книгу госдолга и госгарантий, осуществляет рекредитование госзаимствований, контролирует предоставление и погашение займов конечными заемщиками, исполнение других обязательств, относящихся к займам. А также готовит и реализует мероприятия по оптимизации структуры долга, по его реструктуризации, управлению рисками госзаимствования.
    — За иностранной помощью мы обращаемся с первых шагов независимости Кыргызстана. Кто же наши основные кредиторы?

    — Большинство доноров — многосторонние, прежде всего Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, АБР, ВБ, ИБР, Европейский банк реконструкции и развития, на их долю приходится 57 процентов выделенных средств. Но также и государства — ФРГ, КНР, некоторые другие (43 процента). Отмечу, что 90 процентов всех предоставленных нам кредитов, которые были ранее привлечены в Кыргызстан и которые мы сейчас обслуживаем, — высокольготные заимствования, предоставляемые на очень выгодных для нас условиях. С помощью этих финансов в республике реализуется и важнейшая для нее Программа государственных инвестиций (ПГИ).
    — Вот о ней, пожалуйста, поподробнее. В чем ее суть?

    — ПГИ — инструмент, посредством которого государство осуществляет капитальные инвестиции в государственный сектор, для того чтобы компенсировать его нерыночный характер и создавать экономическую среду для роста частных инвестиций. То есть подобным образом инвестируются сферы, прежде всего социальная, в которые традиционно не идет частный инвестор, поскольку не получает выгоды. И государство как бы компенсирует его отсутствие, одновременно стимулируя и его приход сюда.
    Существует два компонента ПГИ. Это расходы правительства Кыргызстана, обеспечивающиеся за счет средств международных финансовых организаций, стран–доноров, и его собственное софинансирование. Практически в каждом проекте содержатся обязательства государства по его финансовому участию, которое, конечно, составляет меньшую часть по сравнению с донорскими средствами.
    — И что предпринимается в рамках ПГИ сегодня?

    — В текущем году подобным образом реализуется свыше 50 инвестпроектов. Они осуществляются отраслевыми министерствами — транспорта, сельского хозяйства, энергетики и другими. Сферы приложения совместных сил самые разные. Например, образование, внутрихозяйственное орошение, сельское водоснабжение и санитария, инфраструктура малых городов, модернизация платежной и банковской систем, реабилитация автодорог, сохранение биоразнообразия, оказание чрезвычайной помощи, развитие энергетики, улучшение бизнес–среды и инвестиционного климата и другие. Перечень получится весьма внушительный.
    — А каково соотношение между заимствованными и собственными финансовыми ресурсами в процессе реализации программы госинвестиций?

    — В 2011–м за счет внешних источников было утверждено 18,3 миллиарда сомов, внутренних — 1,1 миллиарда. Фактическое исполнение в первом случае пока 32 процента, во втором — 24.
    — Получается, лишь треть от запланированного. Почему так?

    — Надо иметь в виду, что в основном это инфраструктурные проекты, у которых есть определенный цикл, то есть основные работы приходятся на летне–осенний период. Так что они еще в разгаре, и, полагаем, к концу года удастся выйти на задуманные параметры.
    — В этой связи нельзя не вспомнить о солидной помощи почти в 1,2 миллиарда долларов, обещанной Кыргызстану со стороны международного сообщества на первой донорской конференции, состоявшейся в июле 2010–го в Бишкеке. Как обстоят дела с осуществлением таких намерений?

    — Общая сумма была заявлена тогда в расчете на три ближайших года. Очень многие средства предусматривалось направить в виде инвестиций на реализацию инвестпроектов. А у них, как мы уже говорили, цикл исполнения — от 3 до 5 лет. Значит, финансовые ресурсы в ряде случаев будут предоставляться нам в течение именно таких периодов.
    — И на какие суммы после апреля 2010 года уже подписаны соглашения?

    — В 2010–м — на 367,2 миллиона долларов, из них кредиты — 185,7, гранты — 181,5 миллиона. В 2011–м — на 294,3 миллиона долларов. Конечно, предполагались несколько большие суммы, но нельзя забывать, что у каждого донора свои определенные процедуры предоставления средств, подчас довольно трудоемкие, бюрократические. На их выполнение уходит время.
    Отмечу и другое: в данном случае не учитываются ресурсы, предоставляемые по линии гуманитарной помощи.
    — С чем это связано?
    — Со спецификой деятельности некоторых международных структур, таких как, например, ПРООН, ЮСАИД. Они сами или страны–доноры через них направляют деньги на конкретные проекты, не проходящие через бюджет.
    — Но тогда получаются расхождения в статистике, которой располагает Кыргызстан и донорское сообщество.
    — Это так. И сейчас наше министерство совместно со Всемирным банком как раз занимаются уточнением всех таких данных, приведением их, так сказать, к единому знаменателю. Задача, признаюсь, не из простых, необходимо запрашивать требуемую информацию у каждого донора, и не каждый может, исходя из своих требований, представлять ее. И тут на помощь придет Всемирный банк.
    — Насколько Кыргызстан дисциплинированный заемщик?
    — Обязательства по погашению внешнего долга республика выполняет неукоснительно, ежегодно в республиканский бюджет закладываются средства на погашение и основной суммы заимствований, и процентов по ним. В ближайшей перспективе такая нагрузка на Кыргызстан будет нарастать, поскольку через 3 — 4 года начнется погашение основных сумм по долгосрочным кредитам, бравшимся в предыдущие годы.

    — И как долго нам еще предстоит рассчитываться?
    — Если представить, что мы с нынешнего момента перестанем привлекать новые кредитные ресурсы, то все долги погасим где–то к 2050 году. Напомню, что в своей основной массе предоставлявшиеся стране кредиты — высокольготные, со сроком погашения 20 — 40 лет. Но, конечно, как уже говорилось, без заимствований не обойтись и впредь. Однако осуществляются они теперь на тщательно продуманной основе, в соответствии со специальной стратегией в этой сфере. А она предусматривает и постоянное понижение объема долга к ВВП.
    — Есть ли какие–то подвижки в области реструктуризации внешней задолженности?
    — Правительство страны ведет активные переговоры с некоторыми кредиторами о возможном списании части долга в обмен на выполнение внутри страны различных программ. В частности, с Германией — о продолжении программы по обмену долга на определенные мероприятия в социальной сфере. Механизм примерно таков: наша сторона выделяет из бюджета 45 процентов долга, а после финансирования этой суммы 100 процентов его списывается немецкой стороной.
    В данный момент речь идет, к примеру, о возможности списания подобным образом 5 миллионов евро. Правительство Кыргызстана выделяет Агентству развития и инвестирования сообществ 2,25 миллиона евро, на эти средства с участием местных сообществ строятся школы, детсады, ФАП, другие необходимые объекты в сельской местности. И уже по результатам проекта правительство ФРГ спишет республике те самые 5 миллионов евро. То есть в данном случае и инфраструктура улучшается, и долговое бремя несколько уменьшается.
    — В сферу привлечения госинвестиций в Кыргызстане сейчас, как и раньше, вовлечено два ведомства — ваше и Министерство экономического регулирования. Как вы разделяете функции в этих вопросах, не возникает ли между вами определенной конкуренции, не способствующей общему для страны делу?
    — В кабинете министров работу с донорами ведет Минфин. И, считаем, что как финансовый агент правительства, осуществляющий учет заимствований, занимающийся обслуживанием госдолга, ему целесообразно заниматься этим вопросом и в дальнейшем. Что касается Минэкономрегулирования, то оно, как представляется, должно готовить стратегические документы, определяющие направления развития, просчитывать объемы средств, необходимых для развития того или иного сектора. А Минфин, исходя из этого, — привлекать непосредственные ресурсы. Это наше видение проблемы.

    Фото: Интернет (Livejournal)

Все публикации