res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Намеки на корпорацию
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 3 августа 2009

    Намеки на корпорацию

    Намеки на корпорацию

    точка роста

    Намеки на корпорацию

    В прошлом году Соцфонд решил доверить управление акциями ряда крупных предприятий, которыми он владеет, объявив тендер. В январе конкурс выиграли две управляющие компании и вошли в совет директоров АО. Реально ли повысить эффективность корпоративного управления в компаниях Кыргызстана? Зачем нужен этот модный нынче элемент западной рыночной экономики? Как могут измениться дела в акционерных обществах с приходом профессиональных финансистов?

    Формально в акционерных обществах с участием государства соблюдены основные принципы корпоративного управления: имеется правление, которое подотчетно совету директоров, представляющему интересы акционеров. Собственник должен проводить жесткую политику: “Это мой назначенец, и я устанавливаю, как вы будете работать”. Чаще получается, что совет директоров — это бесплатное приложение, которое по закону должно присутствовать в компании. По идее решения, принимаемые менеджментом компании, имеют взвешенный подход, так как они подотчетны совету директоров. У нас же складывается впечатление, что наемное руководство воспринимает АО как свою собственность, забывая, что настоящими владельцами являются акционеры. В Кыргызстане, как и во многих других развивающихся экономиках, существует проблема того, что совет директоров идет на поводу у менеджмента. Короче говоря, подотчетность совету директоров тоже является вынужденной формальностью. Из отчета правления компании не всегда понятно истинное состояние предприятия, предоставление любой требуемой информации часто задерживается: то одной бумажки нет, то другой.

    — Корпоративное управление — более широкое понятие, охватывающее прозрачность деятельности компании и подконтрольность исполнительных органов акционерам. Но контроль со стороны государства на предприятиях с госдолей через совет директоров, увы, здесь осуществляется неэффективно, — считает директор одной из финансовых компаний Нелли Симонова. Закон “Об акционерных обществах”, с одной стороны, устанавливает равные права всех акционеров, из–за чего миноритарии могут просто терроризировать компании своими жалобами и запросами. При этом только крупные акционеры по–настоящему рискуют своей собственностью. С другой стороны, мелкие акционеры не могут влиять на принимаемые решения в компаниях, львиная доля акций которых принадлежит государству.

    Стоит ли делать эффективным корпоративное управление в компаниях, где акционером является государство? Финансисты говорят, что это необходимо по ряду причин.

    — Все акционерные общества включены в программу приватизации. А совершенствование корпоративного управления делает компанию более публичной для акционеров и инвесторов. Следовательно, при продаже государство может получить больше выгоды, деятельность компании станет более прозрачной, — считает вице–президент управляющей компании MGN Asset Management Бакыт Сатыбеков.

    Кроме того, все крупные компании рано или поздно выходят на биржу, а для этого они должны отвечать определенным требованиям. Эффективное корпоративное управление одно из них. Причем если взять те же почтовые перевозки, то в США на бирже наравне котируются и частные компании, и корпорации с госдолей. Часть госпредприятий Казахстана тоже вышла на лондонскую торговую площадку.

    связующее звено

    Есть два тезиса, которые показывают, что эффективное управление компанией в Кыргызстане хочешь не хочешь, а развивать придется. Первый заключается в том, что среди внешних инвесторов действуют определенные правила игры. Второй тезис — Кыргызстану нужны внешние инвестиции. Следовательно, правила игры нам необходимо усвоить.

    По мнению эксперта офиса Международной финансовой корпорации в КР Юлии Холодковой, корпоративное управление — способ ведения цивилизованного бизнеса и возможность для компаний в привлечении инвестиций. Эффективное КУ улучшает деятельность самой компании, обеспечивает доступ к внешнему капиталу, снижает его стоимость и повышает ее репутацию.

    стандарт

    Пример работающего корпоративного управления в Кыргызстане — банки. Изначально они являются прозрачными благодаря жесткому законодательству, надзору и требованиям Нацбанка. Поэтому банки наиболее готовы для публичного размещения акций на фондовом рынке. Помимо внешнего надзора, улучшать работу компании могут внутренние документы, а также существование различных комитетов при совете директоров, куда входят в том числе независимые специалисты.

    справка «ВБ»

    Корпоративное управление (КУ) включает в себя ряд взаимоотношений между руководством компании: правлением, советом директоров и собственниками, то есть акционерами. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала следующие принципы КУ для всего мира: соблюдение прав акционеров и равное отношение к ним, учет роли заинтересованных лиц, раскрытие информации о компании, организация деятельности совета директоров в интересах акционеров. Все это должно стимулировать развитие самой компании и сулит экономические выгоды тем, кто с ней связан.

    кого нанял Соцфонд?


    Социальный фонд вкладывает собираемые с населения средства, как правило, в государственные ценные бумаги. Но когда–то на волне всеобщей приватизации фонд стал крупным акционером ведущих компаний Кыргызстана. С таким наследством надо было что–то делать, потому что все эти годы дивиденды СФ получал мизерные относительно того, какие доходы к нему могли поступать, если на предприятиях работа бы велась эффективно. Поэтому в конце прошлого года Соцфонд объявил тендер, а в январе выбрал победителей среди управляющих компаний.

    MGN Asset Management (подразделение холдинга MGN Group) специализируется на структурировании и управлении инвестиционными портфелями. Теперь топ–менеджеры MGN Group вошли в состав советов директоров от лица Соцфонда в восемь ОАО: “Бишкекский машиностроительный завод” (8 процентов акций), “Северэлектро” (13), “Международный аэропорт “Манас” (8,46), “Востокэлектро” (13), “Кыргызтелеком” (12,5), “Кыргызгаз”(8), “Ошэлектро” (13). Акциями “Электрических станций” компания не управляет, но входит в совет директоров.

    программа минимум...

    В этом году в АО с госдолей пытаются ввести комитеты при совете директоров.

    — Создание комитетов сделает компанию подотчетной и подконтрольной акционерам. А также позволит лучше понять деятельность компаний и разработать более детальную и взвешенную стратегию развития предприятий. Например, в энергокомпаниях стоит рассмотреть вопрос о создании комитета по дебиторской задолженности, которая является проблемой номер один. Комитет по аудиту сделает деятельность компании более прозрачной. Комитет по закупкам поставит процесс в более планомерное русло, — рассказал о планах Бакыт Сатыбеков. — Что касается тарифов, то интересы акционеров будут пересекаться с мнением большинства населения. Поэтому привлечение экспертов и специалистов в области планирования в комитет по тарифам сможет найти какой–то баланс интересов.

    В большинстве АО нет стратегии развития предприятия. Точнее, формально что–то подобное там разрабатывается, но эти планы не подкрепляются финансовыми ресурсами, и на практике написанному на бумаге никто не следует. Хотя в стратегии развития указываются целевые показатели, к которым компания должна стремиться. При отсутствии таковых целей развитие получается бесперспективным. Изменить ситуацию позволит создание комитета по стратегическому управлению.

    По наблюдениям, в наших крупных АО весьма размытое представление о закупках. Там компьютеры покупаются по мере возможности без расчетов, сколько единиц оргтехники необходимо, какой эффект это даст. Если говорить о составлении бюджета компании, то нет детализации, и непонятно, когда и сколько средств будет поступать, чтобы в данный момент профинансировать какие–то расходы. Проблема в отсутствии инвестиционного плана. Информация предоставляется такая: проложено столько–то километров кабеля, установлено столько–то электронных счетчиков. Но нет четкой картины того, каков экономический эффект от этих мероприятий.

    — Специалисты данной области, возможно, не считают нужным объяснять, каков будет толк от технического перевооружения. Но совет директоров как представитель акционеров имеет право это знать. Это позволит определить, каким образом смена энного процента оборудования отразится на инвестиционной привлекательности компании, — считает специалист по развитию фондов управляющей компании Максат Короолуев.

    Продвинутые финансисты активно выступают за введение независимых директоров в совете. По мнению председателя совета директоров Кыргызской фондовой биржи, необходимость существования такого института — один из первых и важных шагов по улучшению состояния в отечественных крупных компаниях.

    — Независимые директора — те, кто не владеет акциями данной компании и не аффилирован с ее руководством, то есть не имеет ни дружеских, ни родственных связей. Например, во многих зарубежных странах комитет по аудиту полностью состоит из независимых директоров. По законам КР в компаниях необязательно вводить должность независимых директоров в совет. Формально те люди, которые находятся в совете директоров от лица государства–акционера, являются независимыми: они не госслужащие, не владеют ценными бумагами компании, не имеют родственных связей с руководством. Но понятие независимости можно расширить: мнение этих людей должно быть независимо. На практике же оказывается, что многие не решаются сказать лишнего слова, боясь конфликтовать с исполнительным органом. Ведь члены совета директоров получают за свое членство гонорары, — рассказывает Бакыт Сатыбеков.

    В банках существование независимых директоров давно стало нормой, а вот в акционерных обществах с госдолей руководство относится недоверчиво. Потому как не знает, с чем это едят, плохо понимает, а следовательно, боится. Но крайняя необходимость привлечения инвестиций волей–неволей постепенно заставляет руководство компаний учиться рыночной экономике.

    · ...и максимум

    В перспективе неплохо было бы заняться валютным хеджированием (страхованием), считают финансисты.

    Это особенно актуально для “Кыргызгаза”, который за узбекский газ расплачивается в долларах, а с населения плату собирает в сомах. При колебании курса валют получаются значительные разрывы. Списывать ли их на убытки предприятия? Чтобы подобных вопросов не возникало, в совете директоров и должны присутствовать профессионалы, в чьи задачи входит страхование компании от валютных рисков, как это делают банки. Например, аэропорт “Манас” брал кредит в японских иенах. Значительные колебания японской валюты на мировом валютном рынке привели к тому, что для кыргызского аэропорта долг многократно вырос, ведь компания также свои доходы от клиентов получает в сомах. А “Кыргызтелеком”, например, брал кредит в корейских вонах.

    Для валютного хеджирования у нас нет на финансовом рынке производных инструментов, но в среднесрочной перспективе такая возможность, скорее всего, появится: опционы, форвардные сделки, когда речь идет о поставке товара на определенную дату по заранее установленной цене. Кстати, сейчас прорабатывается вопрос, чтобы некоторые отечественные банки могли страховать валютные риски частных компаний.

Все публикации