res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Максат ИШЕНБАЕВ: Как вскрывались сейфовые ячейки — вызывает озабоченность
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 24 февраля 2011

    Максат ИШЕНБАЕВ: Как вскрывались сейфовые ячейки — вызывает озабоченность

    Максат ИШЕНБАЕВ:   Как вскрывались сейфовые ячейки — вызывает озабоченность

    "Вечернний Бишкек", №33 (10189), 23 февраля 2011 года


    Когда бывшему заместителю Национального банка Максату Ишенбаеву предложили возглавить созданный после реструктуризации АУБ госбанк “Залкар”, известный финансовый аналитик сразу согласился. Завистники зло усмехаются: позарился на активы АУБ. Однако к тому времени, когда Ишенбаев приступил к работе, от некогда системного “АзияУниверсалБанка” остались одни головешки. Банкир с многолетним стажем отказался от завидной должности в одном из казахстанских банков и поменял тепленькое местечко на кота в мешке. Наша беседа с Ишенбаевым об особенностях банковской национализации.

    — Сегодня многие аналитики сравнивают АУБ с красивым строением. Стоял себе добротный дом, соседям на зависть. После апрельских событий все разбилось вдребезги. Не так ли?
    — Да, в этом есть доля правды. Вопрос о необходимости национализации банка не был проработан должным образом. В частности, не был проведен анализ последствий от национализации. Сейчас Национальный банк и Служба финансовой разведки доказывают, что огромные средства были, по сути, выведены из банка до 7 апреля. То есть уже тогда АУБ стоял на грани банкротства, и нужно было лишь немного подождать, чтобы применить процедуру временного администрирования, а затем провести тщательную ревизию всех активов и следить за их сохранностью.
    Прежде всего национализация была на руку самим акционерам банка, которые получили теоретическую возможность оспорить решение ВП в международных судах или стали бы претендовать на соответственное возмещение, предусмотренное в действующей Конституции. Представляете, судебные тяжбы длились около девяти месяцев! И только в конце прошлого года дело сдвинулось с мертвой точки, и наконец был одобрен план реструктуризации.

    — Теперь вместо АУБ появилось два банка: “хороший” и “плохой”. Только интересно, что стало с огромными средствами, которые находились на балансе АУБ?
    — Как я уже говорил, львиная доля средств была выведена до апрельских событий. Процедура специального администрирования путем реструктуризации была единственным правильным шагом. Это судьбоносное решение было принято вследствие возросшей нагрузки на государственный бюджет по решению первоочередных задач и невозможности в этой связи проведения реабилитации АУБ в соответствии с утвержденным постановлением временного правительства от 20 июня 2010 года относительно плана реабилитации ОАО “АзияУниверсалБанк”. Напомню, что тогда восстановить банк пытались на средства госбюджета. Госмужи поняли бессмысленность данной затеи. Ведь есть пример Казахстана, где национализировали “БТА–
    Банк”, для восстановления которого понадобилось около 5 миллиардов долларов.
    Сегодня все активы АУБ, а осталось их чуть более 4 миллиардов, переданы на баланс “Залкара”. Прежде всего это ликвидные активы — денежные средства, остатки на корреспондентских счетах, государственные ценные бумаги, драгоценные металлы на сумму 1,8 миллиарда сомов, также в наш банк перешло более 90 процентов кредитного портфеля на общую сумму 2,2 миллиарда сомов. А также основные средства на сумму 831 миллион сомов — все здания, построенные под филиалы и сберкассы, компьютерный парк, банкоматы, платежные терминалы и многое другое. В “Залкаре” будут обслуживаться вкладчики и юридические компании. Все те, кто не был связан с Семьей или бывшими акционерами АУБ.

    — “Связан с Семьей” — относительное понятие... Не попадут ли под него совсем непричастные юридические лица и как будет обеспечена сохранность денег тех юридических лиц, которые были вынуждены сотрудничать с Бакиевыми? Ведь все помнят, как безобразно вскрывались в апреле банковские ячейки в АУБ.
    — Несомненно, факт того, как вскрывались сейфовые ячейки следственными органами, вызывает озабоченность. Все можно было сделать в рамках закона. К сожалению, этого не произошло. Да, у нас было несколько коллизий, когда под одну гребенку с Бакиевыми стригли совсем невинных людей. Но спорные вопросы можно решить через суд.

    — Ломать не строить... Доверие к банковской системе подорвано. Как будут его возвращать?
    — Я думаю, этот вопрос надо переадресовать Национальному банку. Конечно, работы по восстановлению доверия населения к банковской системе Кыргызстана непочатый край.

    — Может, вместо того чтобы разрушить, а потом восстанавливать, правильнее было предпринять меры, чтобы сохранить и приумножить, ведь, когда разворачивались события вокруг банка, Максим Бакиев и его друзья были далеко за пределами страны? Что, по вашему мнению, можно было сделать, чтобы избежать потерь?
    — Потерь удалось бы если не избежать вовсе, то хотя бы минимизировать, если сразу после апрельских событий была бы проведена процедура реструктуризации банка, а не смена одного консерватора другим. По законам экономики при возникновении кризисной ситуации, угрожающей стабильности предприятия, менеджер обязан в первую очередь начать с уменьшения расходов, то есть сократить штат и оптимизировать издержки, в противном случае предприятие прекращает свое существование. Сегодня для поддержания стабильности банка мы вынуждены применить эти меры. Если бы все было сделано вовремя, потерь было бы намного меньше.

    — Говорят, что вы распродаете за гроши дорогие лимузины, принадлежавшие бывшим владельцам?
    — Что касается распродажи активов с молотка, то я скажу так. На сегодняшний день не продано ни одного актива, числящегося на балансе банка. Учитывая тот факт, что банк является государственным, ни один актив банка не может быть продан с молотка без соблюдения всех процедур, предусмотренных законодательством в сфере государственных закупок. И вполне естественно, что мы будем работать только в рамках законодательства.

    — В прессе постоянно проходит информация о том, что с бывшими сотрудниками обошлись не по закону.
    — Я с такими утверждениями не согласен. Так как жалобы поступают от 3–4 человек, а под сокращение попало более половины сотрудников, 800 человек. И, конечно же, избежать ошибок не удалось. Были, оказывается, люди, которые хотели бы уйти, но почему–то были оставлены в новом банке. Остальные же не протестуют, так как со всеми поступили строго в рамках закона, выплатили полагающиеся компенсации и будут еще выплачивать тем, кто официально зарегистрировался как безработный. Также хотел развеять слухи о мизерных окладах в новом банке.

    — Неадекватные судебные действия, непрофессионализм в итоге оборачиваются потерей доверия к банковской системе и создают серьезные проблемы всему финансовому сектору республики. Статистика в целом по банковской системе уже показывает, что не все ладно в нашем финансовом королевстве.
    — В первую очередь нужно думать о сохранении всей банковской системы, а не отдельных банков. В сложившейся ситуации Национальный банк сталкивается со множеством трудностей при расчистке авгиевых конюшен банковской системы прежнего режима. Сегодня НБ ведет работу, направленную на улучшение законодательства в банковской сфере, на оздоровление и поддержание доверия со стороны населения к банковской системе.

    — Некоторые эксперты подшучивают: чтобы избавиться от дурной славы, созданному на базе АУБ банку “Залкар” нужен известный человек с запоминающейся внешностью и хорошим чувством юмора. Например голливудский крепкий орешек Брюс Уиллис. Но, мне кажется, даже такая знаменитость с трудом зажжет новую банковскую звезду на нашем банковском рынке...
    — Сразу оговорюсь: перед нами стоит задача не раскрутить “Залкар”, а найти стратегического инвестора для привлечения его в банк. Для решения этой задачи банком уже ведутся переговоры с рядом потенциальных зарубежных инвесторов и банкиров. Нами уже проводится переоценка движимого и недвижимого имущества банка, кроме того, мы будем проводить международный аудит, и, конечно же, необходима независимая юридическая оценка.

    — А вдруг восстановите банк, станет он процветающим и системным, произойдет третья революция, заклеймят вас “отунбаевским” или “атамбаевским” банком и решат опять национализировать. Как избежать такого плачевного исхода событий?
    — Такой исход событий исключен. Банк государственный. Аксиома банковской системы — быть вне политики. Впредь это будет уроком клиентам банков. В первую очередь надо смотреть на состав владельцев и акционеров при выборе банка. Ведь какая бы надежная “крыша” ни была, она все равно с годами даст течь.

    — Взвалив на себя груз обязанностей, не боитесь, что не справитесь с поставленными перед вами задачами?
    — Нет.

Все публикации