res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Почему капитализм не виноват?
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 30 июля 2009

    Почему капитализм не виноват?

    Почему капитализм не виноват?

    Капитализм и рынок имеют очень скверную репутацию. Кто только сегодня их не пинает. И левые (за жадность, игнорирование бедных, «провалы», экологические катастрофы и т. д.), и правые (моральная деградация, распущенность, бескультурье, иждивенчество и т.п.), и зеленые, и националисты. Критиковать капитализм удобно и нерискованно. Раз все это делают, то почему бы нет?

    Не будем поддаваться стадному инстинкту. Давайте попытаемся сначала определить, что такое этот самый капитализм и рынок, а потом уж делать вывод, виноват ли он в многочисленных грехах и преступлениях, в которых его обвиняют.

    Итак, что такое капитализм? Капитализм, каким я его вижу, это система децентрализованного принятия экономических решений. Т. е. решения об инвестировании, потреблении, производстве, обмене принимает человек, выступающий в качестве инвестора, потребителя, предпринимателя или наемного рабочего. В капитализме все эти функции выполняют люди, которые распоряжаются своими ресурсами. Государство же, как специфический агент по оказанию гражданам определенных функций, защищает людей от внутренних врагов (воры, мошенники, насильники и т. д.), внешних врагов и вершит правосудие, т. е. решает споры и конфликты между гражданами.

    Такова суть либеральной системы. Грубо и неправильно говорить о том, что либерализм – это когда человека бросают в рынок (родители что ли?) на выживание. На самом деле, «бросаться в рынок» означает вступать в добровольные, взаимовыгодные отношения с соседями, коллегами, партнерами, производителями, потребителями, инвесторами. Напрямую, без посредников. Без приказа государства или бандита. Без страха оказаться в тюрьме или в могиле.

    Великий моральный принцип рынка – это принцип добровольного обмена. Ты служишь людям, потому что они – потенциальные покупатели твоих товаров и услуг. Потому что ты – их потенциальный клиент, заинтересованный в максимальном качестве при как можно более низкой цене.

    Обмен не сводится к деньгам. Ты совершаешь обмен ценностями, временем и вниманием. Ты любишь, дружишь, проводишь сводное время с другими людьми. Если ты сам интересен, красноречив, умен, информирован, честен, порядочен, то твоя рыночная «ценность» в обмене очень высока. Ты находишь себе подобных – и жизнь удалась!

    Рыночные отношения цивилизуют и резко ограничивают жадность и зависть. Нет, рынок не ликвидирует мошенников, воров, подонков или насильников. В капитализме природа человека остается такой же, только институты местного сообщества, общества и государства делают невыгодными производство низкокачественных товаров и услуг. Как говорят, можно долго обманывать одного человека. Можно недолго обманывать многих, но обманывать долго многих нельзя. Фальш в обмене будет быстро раскрыта.

    В капиталистической, рыночной экономике сострадание, доброта, благотворительность, взаимопомощь, солидарность имеют огромное значение. Напомню, что А. Смит до своей знаменитой книги «О богатстве народов» написал замечательное произведение «Теория моральных чувств». Л. фон Мизес и представители «австрийской школы» активно выступали против грубого сведения человека к хомо экономикус.

    Человек проявляет себя через семью, друзей, активность в гражданском обществе (НПО, НГО), религиозных организациях, группах по интересам и т.д. Как показывает статистика люди в странах, где больше политических, гражданских и экономических свобод, более склонны инвестировать (а не жертвовать) средства на благотворительность, науку, образование, и т.д.

    Когда человек растет, понимая, что качество его жизни, вероятность быть счастливым, гораздо выше, а риски остаться в одиночестве, в бедности ниже, если он трудолюбив, энергичен, если уважает себя и ценит других за их достижения, если его счастье и благополучие – в его руках, в качестве обмена с другими, то вероятность формирования личных институтов долгосрочного благополучия и благосостояния (семья, друзья, партнеры, соседи, единомышленники) гораздо выше.

    Если же человеку с самого рождения говорят: «Не беспокойся, государство заботится о тебе, твоей семье и детях от рождения до гроба», то каковы его стимулы в такой ситуации? Правильно, минимальные инвестиции в личные институты долгосрочного благополучия. Раз за все готово заплатить государство, значит, надо «сорвать» как можно больше халявы. Перетянуть на себя одеяло. Придумать, как забрать у богатых (успешных, порядочных, скромных, творческих, трудолюбивых), чтобы получить как можно больше себе чужих ресурсов. Желательно не при помощи пистолета, а демократии. Большинство голосует, что у вас лишняя корова (автомобиль, дом, доход) – и вот вы уже платите гораздо больше налогов, чем другие граждане. Уже вас лишают права выбирать образование, способ производства, платежное средство или модель потребления.

    Есть очень простые и понятные каждому критерии оценки страны на предмет наличия или отсутствия в ней капитализма и рынка. Это 1) размер консолидированного бюджета к ВВП, 2) объем государственной собственности, как доля от общей собственности в стране, 3) степень присутствия государства (т. е. распорядителей чужим – политиков и чиновников) на рынке денег, образования, здравоохранения, энергетики, земли, недр, инфраструктурных секторов.

    С Беларусью все ясно. У нас государство распределяет более 50% ВВП, владеет более 80% активов, имеет полную монополию на деньги (частные деньги запрещены), образование, здравоохранение и т.д. Значит, белорусская модель – это модель социализма, т. е. системы централизованного принятия экономических решений.

    Посмотрим, что происходит в так называемых капиталистических странах. В 2007г. в ЕС-27 расходы консолидированного бюджета составили 45,7% ВВП. В ЕС-15 расходы составили 46%, Франции – 52,4%, Германии – 43,8%, Британии – 44,4%. В ЕС не осталось ни одной страны с уровнем госрасходов меньше 30% ВВП. В США совокупные госрасходы увеличились с 32,3% ВВП в 1970г. до 39,3% в 2005. Среди стран ОЭСР с 1970 по 2005г. только в Ирландии произошло сокращение объема расходов бюджета с 44,8% ВВП в 1970 до 34,1% в 2005. разобьем миф о «разгуле» либерализма в мире. При М. Тэтчер размер совокупных госрасходов в Британии сократился с 46,4% ВВП в 1980 только до 42,4% в 1990г., чтобы в 1995г. увеличится до 44,9% ВВП. При Р. Рейгане в 1980г. размер совокупных госрасходов в США составлял 34,3% ВВП, а в 1990 – 36,3% ВВП.

    Если вы думаете, что постсоветские страны построили капиталистические экономики, то вы тоже ошибаетесь. Да, в них гораздо больше свободы, чем в условиях советского тоталитаризма, но до капитализма им очень далеко. В Венгрии совокупные госрасходы в 1995г. были 55,4% ВВП, в 2007г. – 50,1%. Польша – 47,7% и 42,6% соответственно, Чехия – 54,0% и 43,6% соответственно, Словакии – 47,0% и 36,9%, Эстония: в 1996г. 39,6% ВВП, в 2007г. – 34,3% ВВП, Литва – 37,4% и 35,6%, Латвия – 36,9% и 38,0%.

    Государство во всех этих странах является крупнейшим собственником земли, оператором и производителем услуг в сфере образования и здравоохранения. Оно, доминирует в инфраструктурных секторах, на рынке информации. Наконец, ни в одной стране мира нет по-настоящему деполитизированной денежной системы. Единственная народная, демократически выбранная (не чиновники и политики, а люди выбрали золото в качестве денежного стандарта), самая стабильная и устойчивая денежная система – это та, которая основана на золотом стандарте. К сожалению, эта система была «похоронена» распорядителями чужим США, Европы, а затем – и других стран мира.

    Итак, используя три вышеуказанных критерия, сами ответьте на вопрос, есть ли сегодня в мире капитализм и где он. Развал советского тоталитаризма увеличил уровень политических, гражданских и экономических свобод, но не привел к созданию капитализма, т. е. системы частной собственности в рамках ограниченного (limited) государства, политических и гражданских прав и свобод. Поэтому у нас нет оснований обвинять во всех смертных грехах рынок и капитализм. В мире он еще более редкое явление, чем белорусские зубры. В глобальных кризисах, экологических катастрофах, культуре иждивенчества, халявы, халтуры и хамстве виновато государство. Его идеологи, те, кто придумывает способы изъятия от нас с вами наших денег, весьма хитроумны, изворотливы и искусно владеют языком. К ним относятся К. Маркс, В. Ленин, Дж. Кейнс. Их ученики продолжают доминировать в университетах, политических партиях, СМИ, в культуре подавляющего количества стран мира. Капитализм не мог стать причиной глобального кризиса в мире по той простой причине, что его в мире очень мало. Небольшие островки, разбросанные по всему миру. Интервенционисты разных стран и мастей изобретают все новые слова для обозначения все той же старой социально-экономической модели – социализма, совка, смешанной экономики. Капитализм, как успешный, многократный и непобедимый чемпион мира по футболу, вызывает ярость и зависть у тех, кто не может победить в честной, открытой конкуренции. В ход идут ярлыки «неолибералы», «неоконсерваторы», «западники». В большинстве своем политиков, которых так называют, мало чем отличаются от социал-демократов или просто демократов.

    Нет смысла сводить весь спор к терминам. Для меня капитализм – самая моральная, эффективная и устойчивая система, потому что она основана на доверии к человеку. С его сильными и слабыми чертами характера. С его способностью реагировать на стимулы. С его субъективной оценкой ценности.

    Я не доверяю распорядителям чужим. У них нет стимула быть бережливым, нет информации, что нужно людям, зато есть острое желание быть как раз тем халявщиком и халтурщиком, который за вложенную копейку хочет стать миллионером. Поэтому я хочу, что Беларусь стала по-настоящему капиталистической страной. За последние 100 лет всем остальным, на наше несчастье, она уже успела побывать.

Все публикации