res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Бюджет — не клад, чтоб его искать
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 27 января 2011

    Бюджет — не клад, чтоб его искать

    Бюджет — не клад, чтоб его искать

    "Вечерний Бишкек", №10 (10166), 21 января 2011 года

    Не будет преувеличением сказать, что после утверждения нового состава правительства вопросом номер один в экономической жизни Кыргызстана стало принятие бюджета. Каким образом государство намерено сводить концы с концами в нынешней непростой ситуации, можно лишь догадываться. На сей счет пока больше вопросов, нежели ответов. Своим видением того, каким должен быть главный финансовый документ страны, мы попросили поделиться эксперта в области бюджетной политики Зоотбека КЫДЫРАЛИЕВА.

    — Новый календарный год давно начался, а бюджет по–прежнему не утвержден. Как вы думаете, насколько серьезна сложившаяся ситуация?
    — Это еще не катастрофа, но имеет место серьезное нарушение законодательства. По Закону “Об основных принципах бюджетного права” бюджет должен быть принят до начала года, но, как мы знаем, политическая обстановка в стране не позволила этого сделать.
    Несмотря ни на что, есть процедуры, которым необходимо следовать. Проект бюджета должен быть рассмотрен не только в парламентском комитете по бюджету и на сессии Жогорку Кенеша, но и согласован с населением. Должны состояться бюджетные слушания. Это очень важно, ведь бюджет является одним из важнейших документов для страны.
    Нельзя допустить повторения предыдущей порочной практики, когда партия “Ак Жол” буквально за пару дней утверждала бюджет единодушным поднятием рук. Должна быть детально изучена и обоснована каждая статья как по доходной, так и расходной частям. Сегодня стали известны многие серые схемы, использовавшиеся недобросовестными чиновниками как в акаевские, так и бакиевские времена. Необходимо установить барьеры, исключающие возможность их повторного применения. В противном случае все останется по–прежнему: отдельные лица будут обогащаться за счет казны, а жизненный уровень населения ползти вниз.

    — Случались ли когда–либо подобные запоздания с принятием бюджета раньше?
    — Конечно, причем неоднократно. И связано это было не столько с вопросами экономики и самой кухней принятия бюджета, сколько с политическими интригами высшего руководства страны: администрации президента, правительства и парламента.
    Есть такое понятие как бюджетный календарь, который необходимо соблюдать. Если этого нет, то, скорее всего, здесь замешан чей–то субъективный интерес. Других причин задержек нет, ведь Минфин и местные финансовые органы способны подготовить проект бюджета в любые сроки. Но обычно, как только дело доходит до стадии обсуждения, тут же начинаются политические игры.
    Больше всего мы страдаем из–за нарушений законодательства. Хромают и вопросы бюджетной прозрачности. В последнее время Минфин на своем сайте стал публиковать отдельные финансовые показатели. Но представленные данные слишком обобщенные и мало что говорят даже специалистам, не то что рядовым гражданам. Хотя все государственные сведения, за исключением секретных, должны быть общедоступны. К сожалению, этого не было раньше, нет и сейчас. И здесь кроется один из прямых путей к коррупции. Ведь когда нет информации, никто не знает, куда деваются деньги.

    — Сколько бы денег ни было в казне, их всегда не хватает. На ваш взгляд, в чем основная причина постоянного бюджетного дефицита?
    — Само наличие дефицита еще не говорит о том, что в стране все плохо. Это лишь означает, что государством планируется больше расходов, чем доходов. Дефицит имеется у большинства стран мира, за исключением отдельных, таких как Китай и Япония. Гораздо важнее, чтобы имелись источники, за счет которых эти нехватки будут покрываться.
    Помнится, что в свое время при уточнении бюджета Кыргызстана на 2010 год было утверждено 65 миллиардов сомов по расходной части и 52 — по доходной. Соответственно дефицит бюджета равнялся 13 миллиардам. К концу года он вырос до 16,3 миллиарда сомов. Чиновники объясняют такое изменение снижением доходов на 2 миллиарда сомов. А остальную разницу списывают на возросшие затраты, связанные с необходимостью устранения последствий апрельских и июньских событий. Имеется в виду восстановление инфраструктур городов Ош и Джалал–Абад, государственных административных зданий, проведение референдума, выплаты компенсаций в связи с повышением тарифов на электроэнергию. Но эти действия властей не были прозрачными. Например, я ни разу не слышал, чтобы правительство заранее сообщало, что собирается направить энную сумму на такие–то мероприятия. Подобные вопросы никогда не поднимались и не обсуждались. Получается, что теперь всех нас ставят в известность постфактум.
    Что касается дефицита бюджета на следующий год, то, по официальной информации, в нынешнем году он ожидается в размере 18,6 миллиарда сомов. Кстати, ранее отдельные эксперты называли цифры от 25 до 31 миллиарда сомов. Но не сказано самое главное — какую долю от ВВП составляет эта сумма. Если она превышает 5 процентов, то это уже опасно для страны. Еще важнее знать, за счет чего дефицит собираются покрывать. Пока сообщается, что 16,1 миллиарда сомов — за счет внешних источников, то есть за счет кредитов и грантов. А оставшиеся два с половиной миллиарда сомов — за счет внутренних источников.

    — Получается, что дефицит бюджета — объективная данность, которой нам никак не избежать. А есть ли тогда какая–то возможность хотя бы сократить его размер?
    — Самое главное — минимизировать расходы. Есть масса способов, которыми этого можно достичь. В первую очередь нужно сокращать расходы на госуправление. Госаппарат у нас и так крайне неповоротлив, а число министерств и ведомств продолжает расти. Как тут не вспомнить закон Паркинсона: чиновник порождает чиновника. И пришедшая после апреля новая власть, похоже, наступила на те же грабли.
    Как ожидается, расходы государства в нынешнем году составят 79,7 миллиарда сомов, то есть по сравнению с прошлым годом вырастут на 15 миллиардов. Не имея сведений о том, за счет чего произойдет это увеличение, трудно сказать, хорошо это или плохо. Хорошо, если сократятся нежелательные расходы или расходы, связанные с обслуживанием чиновничьего аппарата. Кстати, положительный пример уже подал нынешний министр финансов, отказавшись от роскошного служебного автомобиля. Если верить Минфину, то за счет такого рода экономии в прошлом году данное ведомство сберегло около 2 миллионов сомов.
    Скоро мы узнаем, сдержат ли слово наши депутаты, отказавшись от персональных авто. И есть ли вообще необходимость в использовании чиновниками машин, потребляющих большое количество топлива?! К тому же чем дороже авто, тем дороже его техобслуживание. Экономить можно на всем: на отоплении, энергопотреблении. К примеру, установка в бюджетном учреждении счетчика тепла позволяет сберечь до половины затрачиваемых средств. Министерства и ведомства могли бы в этом году воздержаться от приобретения новой мебели и офисной техники.

    — А как, по–вашему, можно увеличить доходную часть бюджета?
    — Здесь также очень много резервов. В принципе можно даже удвоить доходную часть. Но для этого необходимо сделать максимально прозрачными все поступления. К примеру, в налогообложении существует так называемая нулевая ставка по НДС, при которой государство через бюджет возмещает налогоплательщику его расходы. На мой взгляд, это настоящая черная дыра в бюджете. Кроме того, надо постепенно отходить от патентов. Только за счет этого можно существенно увеличить объем налоговых поступлений. На предмет коррупции необходимо прошерстить и таможенные органы, установив заслон всем нелегальным поставкам. Много подозрений вызывает и деятельность наших энергокомпаний. Декларируемые ими потери, достигающие 25 процентов, просто немыслимы. Ну и, конечно, надо создавать гражданам всяческие условия для того, чтобы они могли трудиться и повышать свое благосостояние.
    Сейчас идет речь о том, что правительство готовит экономическую программу на этот год. Она будет направлена не столько на развитие, сколько на приостановление кризисного состояния. Только после того, как эта задача будет решена, можно строить планы на долгосрочную перспективу. Было бы замечательно, если в этой программе важную роль отвели вопросу борьбы с коррупцией.
    К сожалению, пока каких–то существенных улучшений не наблюдается. В министерствах и ведомствах работают те же люди, что и раньше. Отовсюду поступает информация, что налоговые и таможенные сборы поступают не полностью, практикуются те же откаты, должности продаются и покупаются. Улучшит ли ситуацию новое правительство под руководством Жогорку Кенеша? Поживем — увидим.
    Говоря о бюджете, надо отметить, что теперь большая ответственность ложится на Жогорку Кенеш и его фракции. Поэтому все действия парламентариев должны быть ясны и понятны. Налогоплательщики должны знать, на что идут их отчисления и откуда планируется изыскивать резервы. Если депутаты просто возьмут прошлогодний проект бюджета и перекроят его, то грош им цена.

    — Каким образом население могло бы контролировать эффективность использования бюджетных средств?
    — Мы проводили исследование в 459 айыл окмоту и пришли к выводу, что около 70 процентов населения желает иметь информацию о бюджете. А в ходе другого опроса выяснилось, что лишь 20 процентов людей таковую имеют. Но в основном это те, кто сами имеют какое–то отношение к финансовой сфере. Еще один неутешительный вывод: местные кенеши все еще не готовы самостоятельно ни формировать бюджет, ни контролировать его исполнение. Если сами депутаты мало осведомлены о бюджетном процессе, то что уж рассуждать о простом населении. Это говорит о том, что необходимо вести постоянную работу по ознакомлению граждан с бюджетом, как это делается в развитых странах. Важно, чтобы людям стала понятна суть процесса. Пока человек не научится пользоваться бюджетной информацией, она будет для него безынтересной. Неправительственный сектор готов заняться повышением информированности населения. К примеру, альянс за прозрачный бюджет уже работает над созданием так называемого гражданского бюджета, то есть понятного каждому.

    — В свое время власти много говорили о децентрализации бюджета. Наметился ли хоть какой–то прогресс в этом направлении?
    — Пока я этого не чувствую, поскольку не было никакой новой информации о межбюджетных отношениях. Если нынешний состав Жогорку Кенеша последует примеру своего предшественника и станет заниматься перетягиванием одеяла на себя, то совершит огромную ошибку. Пока не будет создано стимулов для развития местных бюджетов, мы будем двигаться по–старому, ведь основой экономики являются города и села. Почему постоянно оказывается недоверие органам местной власти?! Они поставлены в полную зависимость от центральной власти. А должно быть четкое разграничение полномочий, как это отражено в Конституции.

    — Способно ли государство в нынешних условиях повышать зарплату бюджетникам?
    — Сейчас муссируется вопрос о повышении зарплаты учителям, медикам. И он, на мой взгляд, имеет больше политический окрас. Почему об этом заговорили именно сейчас, когда страна стоит у пропасти? Особенно умиляют меня выступления отдельных политиков, когда они говорят, что найдут средства для повышения зарплаты. Что это за слово “найдем”?! Это же не клад, чтобы его искать. Получается, как будто эти деньги кто–то потерял. Другое дело, если бы власти обратились к учителям да и другим бюджетникам с четкими разъяснениями того, в каком положении сегодня находится бюджет и каким образом они собираются увеличивать зарплату. И делать это нужно последовательно и поэтапно. А то получается, как только кто–то начинает повышать голос, правительство, словно пожарный, пытается затушить пламя. Такое повышение больше похоже на подачки, призванные временно закрыть рот недовольным. Повышать зарплату нужно всем, и действовать надо, не руководствуясь громкими лозунгами, как это делал Бакиев, а следуя четким и понятным принципам.
    И еще: бюджет — это утвержденный закон. Поэтому ни Минфин, ни другие госучреждения не должны ради повышения своей значимости делать громкие заявления о выделении денег на такие–то цели. В данном случае они не выделяют деньги, а финансируют, и это их прямая обязанность, а не заслуга. Говорить о выделении средств можно лишь тогда, когда появляется дополнительный источник финансирования сверхутвержденного бюджета.

    — Власти любят называть наш бюджет социально ориентированным. Соответствует ли это действительности?
    — Если бы это было так, то население сразу бы почувствовало. Но людей не обманешь. Конечно, тот, кто греется у печки бюджета, всегда будет его нахваливать. Чиновники привыкли называть бюджет социально ориентированным только потому, что в нем велик удельный вес социальных расходов. Но ведь самое главное здесь — динамика. Взять ту же зарплату врачей и учителей. Если бы им ежегодно с 2000 года увеличивали зарплату хотя бы на 10 процентов, то к сегодняшнему дню она выросла бы в два раза, и не было бы возмущений. В поликлинике или больнице с пациента сдерут три шкуры, прежде чем окажут услугу. Везде за все нужно платить. Тем временем ни здоровье людей, ни уровень образования не улучшаются. О каком социально ориентированном бюджете может идти речь?!

Все публикации