аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
"Вечерний Бишкек", Вторник, 26 октября 2010 года. №197 (10112)
Министерство экономического регулирования вынесло на обсуждение проект закона “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс” в части, касающейся финансовой аренды (лизинга). Пакет законопроектов обсуждался раньше Союзом банков, который вносил предложения в госорганы. Но общественному обсуждению перед рассмотрением в парламенте помешали апрельские события. Теперь миссию по развитию лизинга в Кыргызстане взяло на себя Минэкономрегулирования.
— Мы раньше разрабатывали пакет законопроектов совместно со Всемирным банком, далее с госорганами. Помимо изменений в Налоговый кодекс, готовили поправки в законы, касающиеся залога, чтобы упростить правоотношения между банками и клиентами, — рассказывает о своих инициативах президент Союза банков Анвар Абдраев.
Тогда планировалось на базе госпредприятия “Кыргызресурсы” создать государственную лизинговую компанию, а также позволить комбанкам и микрокредитным организациям расширить свои услуги за счет финансовой аренды. Особый акцент предполагалось сделать на обновление парка сельхозтехники и поставки оборудования для развития перерабатывающей промышленности.
— Что касается налогообложения, то нынешние нормы препятствуют развитию лизинга, так как приходится платить НДС и налог с продаж. Из–за этого происходит удорожание оборудования. В результате становится более выгодным брать обычный кредит. Лизинг пока не пользуется популярностью, поэтому с изменениями в кодекс реально появится новый финансовый инструмент, — считает Абдраев.
По его словам, в плане развития лизинга показателен пример Узбекистана, где благодаря значительным льготам почти на сто процентов обновлены основные фонды. В Кыргызстане же большая часть оборудования в разных отраслях экономики эксплуатируется с советских времен. О модернизации производства говорить не приходится. Впервые лизинговые операции стали осуществляться только с 2003 года через коммерческие банки и микрофинансовые компании. Лизинг, безусловно, имеет большой потенциал для своего дальнейшего развития, так как наша экономика — непаханое поле для поставок нового оборудования и техники.
С 2003 по 2008 год был принят ряд поправок в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, касающихся налогообложения финансовой аренды. Эти изменения создали предпосылки для формирования в стране лизингового рынка. Однако анализ редакции Налогового кодекса, вступивший в силу с 1 января 2009 года, показал, что при лизинговых отношениях возникает налог с продаж.
Поэтому сейчас Минэкономрегулирования предлагает лизинг сделать поставкой, освобожденной от НДС, как финансовую услугу для банков. Также предлагается исключить налог с продаж при получении основной суммы и процентного дохода от лизингополучателя.
Однако есть в законопроекте и ограничения. Так, в целях налогообложения лизингодателем признается организация, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии или свидетельства Нацбанка. То есть речь идет о том, что именно банки и микрокредитные организации смогут расширить свои услуги, привлечь новых клиентов. Можно, конечно, взять в лизинг технику и за границей, то тогда придется заплатить 12–процентный НДС.
После двухмесячного обсуждения законопроекта Минэкономрегулирования планирует внести его на рассмотрение в Жогорку Кенеш.