аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Земли - крестьянам, заводы - рабочим
Именно этим вопросом и задается большинство иностранных инвесторов после заявлений членов временного правительства о национализации объектов, которые ранее по их убеждению принадлежали семье бывшего президента Бакиева и приближенным к ней лицам.
Первые заявления о национализации зазвучали сразу после апрельских событий. «Со временем все объекты, принадлежавшие семье Бакиева, будут национализированы и обратятся в собственность народа»,- сказал 16 апреля 2010 года, будучи еще и.о. руководителя аппарата временного правительства Кыргызстана Эдиль Байсалов.
И уже к концу мятежного месяца страна увидела первые результаты национализации. Собственностью народа стали Бишкекская нефтяная компания и Бишкекский ликеро-водочный завод, о чем не преминул сообщить зампред ВП КР Азимбек Бекназаров.
В последующем заявления о национализации посыпались как из рога изобилия. В народе упорно распространялись слухи о 38 объектах, которые тоже будут национализированы. В первой декаде июня Роза Отунбаева сообщила, что около 30 объектов уже национализированы. «Мы их вернем государству, а потом продадим, собранные средства заложим в бюджет для увеличения заработных плат милиционерам, врачам и учителям», - пообещала президент переходного периода. По ее мнению, национализация объектов необходима, поскольку все они принадлежали семье Бакиевых, их приближенным и были получены рейдерским путем или куплены за бесценок.
А чтоб неповадно было
С объектами, которые семья и иже с нею нажили, обманывая и обсчитывая простой народ, конечно, надо разобраться. Хотя бы для того, чтобы практика «прихватизации», которую сильные государства сего применяли в течение последних десятилетий, была, наконец, прекращена. Но почему не сделать это прозрачным и понятным для всех процессом? Что национализировано, почему, получили ли компенсацию те акционеры и инвесторы, которые не были аффилированы с семьей, и были ли таковые вообще? Широкая общественность ответы на эти вопросы не получила. Меж тем 17 июня «главный национализатор» Азимбек Бекназаров публично пообещал, что «в ближайшее время в Кыргызстане будут переданы в собственность государства еще 4 объекта, в числе которых компания «Аалам сервис», принадлежавшая Максиму Бакиеву, пансионат «Каприз», ОсОО «Континент» и самолет Ширшова, арестованный в аэропорту «Манас». На очереди иссыккульские пансионаты, принадлежащие казахским инвесторам?
В таком стремлении временных властей как можно скорее вернуть народное добро все больше усматривается популизма, чем желания действительно вернуть стране то, что, казалось бы, потеряно навсегда. Большинству бизнесменов непонятно, чем национализация в ее нынешнем виде отличается от рейдерства в масштабах государства?
А по закону можно?
Первыми об опасностях невиданной доселе в республике национализации заговорили бизнесмены. «Национализация может ударить по инвестиционной привлекательности Кыргызстана», - сказала директор Американской торговой палаты КР Айнура Чолпонкулова. Она отметила, что во избежание конфликта интересов процесс принятия решения по национализации должен быть исключительно прозрачным.
Бизнесмены предлагали создать рабочую комиссию по разработке закона о национализации, в которую вошли бы не только специалисты государственных органов, но и заинтересованные бизнес-ассоциации, независимые консультанты. «Надо создавать независимую комиссию, которая проанализирует обоснованность национализации, отчетность предприятия, проверит наличие денег для выкупа и идентифицирует лиц, права которых могут быть затронуты, - отметила Айнура Чолпонкулова. - Следует привлечь независимых экспертов для оценки законопроекта».
Также при разработке законопроекта о национализации должны учитываться принципы корпоративного управления, отметила директор Американской торговой палаты КР, способствующие повышению прозрачности и установлению доверия к государственным компаниям в Кыргызстане.
«Я знаю точно: невозможное возможно»
Написание закона - процесс длительный, а кому-то в КР явно не терпится национализировать лакомые куски как можно быстрее. Поэтому все решается простым декретом, за подписью президента переходного периода Розы Отунбаевой. За время работы временного правительства таковых настрочили почти два десятка. «В Кыргызстане за два месяца принято 18 декретов о национализации, и все они противоречат действующей Конституции», - сказала управляющий партнер юридической фирмы «Каликова энд Ассошиэйтс» Гульнара Каликова.
За все время независимости республики было три попытки принять закон о национализации, но каждый раз парламент либо президент блокировал их. «Помимо национализации есть другие методы изъятия незаконно приобретенного имущества, на основе судебных решений, вполне законных, - продолжает она. - Сегодня создана ситуация, которая наносит огромный ущерб государству, за эти ошибки мы будем расплачиваться много лет».
Впрочем, о том, что будет в Кыргызстане через много лет, задумываются лишь инвесторы. Они в свое время вложили немалые средства в экономику страны, и теперь им с их западным умом и менталитетом непонятно, как можно отобрать то, что является частной собственностью. Оказалось, в КР и невозможное возможно. И противоречия в Конституции, похоже, тоже никого не волнуют.
Право подчиниться
«Временное правительство Кыргызстана не наделено полномочиями национализировать частную собственность, - вторит бизнесменам представитель гражданского сектора, глава Общественного объединения «Калыс» Тилек Исаев. - У ВП полномочия на переходный период. До выборов в Жогорку Кенеш оно нелегитимно и соответственно не имеет права принимать такие радикальные решения».
«По каждому случаю национализации будет приниматься отдельный закон, - постарался успокоить бизнесменов зампред временного правительства КР Омурбек Текебаев. - Если будут нарушены положения о возмещении стоимости, то человек сможет обжаловать его в Конституционной палате».
Правда, тут же добавил, что закон есть закон, и он не может быть оспорен в суде, ему можно лишь подчиниться. «Наши декреты вызывают сомнения с точки зрения юриспруденции, законности и политической обоснованности, но случилось то, что случилось», - заявил Омурбек Текебаев.
По его словам, институт национализации предусмотрен во многих странах. «Но, несмотря на это, национализации там каждый день не происходят, так должно быть и у нас», - уверен зампред ВП КР.
Незаманчивая перспектива
Однако ж такая перспектива заставляет задуматься о том, а стоит ли вообще вкладывать деньги в Кыргызстан? «Где есть национализация?! Это ненормальная практика, применяемая в Венесуэле или в социалистической Кубе», - утверждает директор «БанкЦентрКредит» Максатбек Ишенбаев.
Он считает, что сама по себе практика национализации неприемлема в демократическом государстве, которое хочет развиваться по рыночным принципам.
Наглядный пример национализации банка «АУБ» показал, что ошибок и перегибов будет немало. «Советский опыт национализации неприменим в нынешних условиях, поскольку в отличие от СССР Кыргызстан гарантирует и декларирует частную собственность, - говорит эксперт Института конституционной политики Нурлан Сыдыков. - Но даже СССР подписывал соглашения по быстрой эффективной и адекватной компенсации при национализации».
По его мнению, частая национализация при соблюдении действующего законодательства может привести к оттоку инвестиций, росту внешнего и внутреннего долга КР, социальной напряженности и потере международного авторитета. «Революционная целесообразность не должна превратить национализацию в правило, это должно быть исключительным случаем. Принятие любого закона о национализации должно проводиться на основе определенных процедур, расчетов и мнения экспертного сообщества», - считает Нурлан Сыдыков.
Вопросы без ответа
18 декретов задевают интересы десятков компаний, но подразумевает ли национализация выдачу им компенсаций, или нынешнее правительство ограничится лишь отъемом объектов у частников? Пока об этом остается лишь догадываться. Закона, который бы регулировал процесс национализации, тоже нет. Какова дальнейшая судьба национализированных объектов, пока не очень ясно. То, что государство - собственник неэффективный, видно невооруженным глазом.
«Национализированные объекты будут продаваться, а деньги пойдут в казну, - сказала Роза Отунбаева. - На эти средства мы будем строить школы, детсады, повышать зарплаты бюджетникам. Кыргызстан - не бедная страна, и мы не просим подаяния у других государств. Наши граждане всегда работали плодотворно».
Главное, чтобы о том, кому, когда и за сколько проданы национализированные объекты, не стало такой же тайной, как и то, когда и как их национализировали.
Источник: 24 kg.