аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Финансовые центры – веление времени
Тенденция последних лет такова, что на развивающихся рынках некоторых стран стали создаваться региональные финансовые центры - Дублин, Дубаи, Гонконг, Шанхай, Сингапур. Некоторые из них занимают ведущие позиции, опережая по ряду критериев такие международные центры, как Нью-Йорк и Лондон.
Финансовые центры способствуют привлечению новых потоков капитала в страну, приносят дополнительную ликвидность на внутренний рынок - одним словом, являются центрами притяжения долгосрочных и устойчивых ресурсов. Страны СНГ не стали исключением. В России проект по созданию финансового центра разрабатывается и активно обсуждается, в Казахстане уже находится в стадии практической реализации.
Мировые и региональные финансовые центры постепенно превратились в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы, привлекающие широкий круг экспертов. Ведущие финансовые центры занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики стран мира, задают «правила игры» на финансовых рынках.
В результате конкуренции сегодня уже сложилось несколько мировых и региональных финансовых центров. Однако, последние исследования показали, что глобальный кризис приводит к постепенной трансформации международных финансовых рынков и созданию новых центров притяжения капиталов. Эксперты отмечают, что происходит процесс смещения финансовых центров из Европы в Азию. Британская аналитическая компания Z/Yen Group, определившая по заказу Корпорации Лондонского Сити индекс глобальных финансовых центров (GFCI), отметила, что, несмотря на уверенное лидерство в рейтинге Лондона и Нью-Йорка, к ним все ближе подтягиваются азиатские финансовые центры - Гонконг и Сингапур. А китайские Шеньжен и Шанхай, совершив рекордный скачок, вытеснили из первой десятки таких финансовых тяжеловесов, как Бостон и Франкфурт.
Международный опыт
Если рассматривать опыт таких центров, как Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, то можно увидеть, что появление новых и укрепление имеющихся позиций международными и региональными финансовыми центрами является результатом соответствующих действий на уровне государства, а также создания специализированных структур, нацеленных на повышение инвестиционной привлекательности, развитие финансовой и институциональной инфраструктуры государства.
В Лондоне создана «Корпорация Лондонского Сити» - городская структура управления деловым и финансовым районом Лондона - Сити. Корпорация осуществляет контроль только над данным районом и ставит перед собой три основные цели:
- содействовать развитию бизнес-центра Сити как ведущего международного финансового центра;
- обеспечивать высококвалифицированные услуги местного управления;
- обеспечивать спектр дополнительных услуг во благо Лондона (Корпорацией реализуются, в том числе, социальные проекты).
Достижение данных целей реализуется через обеспечение благоприятной фискальной, регуляторной и инфраструктурной среды, а также улучшение возможностей Лондона в целом, в особенности соседних населенных пунктов посредством реализации проектов для разрешения экономических, социальных вопросов и вопросов окружающей среды, а также для повышения конкурентоспособности региона Сити путем усиления экономической активности.
Нью-Йорк - главный финансовый центр США, где располагаются правления большинства крупнейших и наиболее влиятельных банков, страховых обществ, промышленных и других корпораций. Нью-йоркская фондовая биржа - крупнейший в мире центр финансово-банковских операций. В Нью-Йорке сосредоточено более 2/3 всех активов иностранных банков, действующих в США.
Здесь также функционирует специальная Корпорация по экономическому развитию Нью-Йорка (New York City Economic Development Corporation, NYCEDC), организованная в 1991 году в результате объединения двух некоммерческих предприятий, чьей деятельностью было экономическое развитие города. Деятельность Корпорации нацелена на привлечение инвестиций с решением некоторых социальных проблем города, оказывающих влияние на общее экономическое развитие Нью-Йорка.
Сингапур - крупнейший финансовый центр в Юго-Восточной Азии. Оборот сингапурской биржи ценных бумаг в 2008 году составил более 430 млрд. долл. США. По количеству крупных банков Сингапур занимает третье место в мире после Лондона и Нью-Йорка.
До создания финансового центра в Сингапуре на государственном уровне проводилась политика стимулирования инвесторов для развития финансового и производственного секторов. Сингапурская фондовая биржа (SGX) была создана 1 декабря 1999 года в результате слияния SES, Сингапурской биржи акций и SIMEX, биржи производных инструментов.
Сингапурский финансовый центр использовал свои конкурентные преимущества как азиатской региональной базы для транснациональных корпораций и иностранных инвесторов. При этом он сумел предложить рынку новые уникальные продукты, которых в то время не предлагал еще никто. Так, Сингапур был первым рынком, где торговались фьючерсы на японский индекс Nikkei 225, в то время как в самой Японии такие фьючерсы еще не предлагались. Другим важным фактором стали стабильность и честность судебной и регулятивной системы. Функционирование правовых и регулирующих институтов Сингапура оценивается как самое эффективное среди азиатских финансовых центров. Также для привлечения управляющих фондами Сингапур в течение нескольких лет предоставлял стимулы в виде налоговых льгот.
Международный финансовый центр в Дубае (DIFC) был основан в 2004 году после подписания Федерального декрета о его создании. DIFC нацелен на привлечение инвестиций Ближнего Востока. При непосредственном участии правительства Дубая была создана важнейшая инфраструктура - морской порт, аэропорт и прочее, учреждены несколько свободных торговых зон и свободных экономических зон (СЭЗ) с привлекательными условиями и льготами для участия иностранных компаний и инвесторов. Помимо прочего центр предоставляет индивидуальные банковские услуги, управляет активами исламских финансовых инструментов.
Дубай создал для DIFC и его участников абсолютно независимую судебную и регулятивную систему, основанную на передовой мировой практике (законодательная база Великобритании, Канады, Саудовской Аравии и Малайзии). В DIFC был создан независимый надзорный орган, Агентство финансовых услуг Дубая (DFSA).
Созданная в рамках СЭЗ, DIFC позволяет иностранным финансовым институтам различные привилегии, включая возможность 100%-го иностранного владения, отсутствие подоходного налога и налога на корпоративные доходы, отсутствие валютного контроля, торговых барьеров и квот, ограничений на репатриацию капитала и конкурентоспособные пошлины на импорт.
Здесь хотелось бы отметить, что если раньше для возникновения финансового центра были необходимы наличие крупной фондовой биржи и развитой системы национальных банков со стабильной валютой, то сегодня достаточно гибкого финансового законодательства, в особенности для нерезидентов. Это демонстрируют миру Сингапур, Бахрейн и другие «молодые» финансовые центры.
Создание регионального финансового центра в СНГ и возможности привлечения капитала для кыргызских компаний
Создание первого на территории СНГ регионального финансового центра было осуществлено в Казахстане в 2006 году. В России подобный проект пока находится в стадии разработки и обсуждения.
Региональный финансовый центр города Алматы (РФЦА) был создан по инициативе государства с учетом опыта Сингапура и Дубая. Создание РФЦА направлено на повышение капитализации и ликвидности казахстанского фондового рынка, привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана, повышение финансовой грамотности населения, подготовку и переподготовку финансовых кадров высокой квалификации.
В то же время Казахстан нацелен не только на развитие внутреннего рынка, но и интеграцию с рынками соседних государств. Одним из важных партнеров в данном направлении выступает Кыргызстан, с которым Казахстан связывают не только непосредственное географическое соседство, но и длительные двусторонние отношения.
Предпосылкой для развития взаимодействия между странами является также постепенное проникновение казахстанских участников на рынок Кыргызстана: на кыргызском фондовом рынке в качестве игроков уже присутствуют банки и инвестиционные компании, находящиеся в собственности казахстанских банковских групп (Халык Банк Кыргызстан, Ист Кэпитал Менеджмент, ООО «Казинвест»). Следует также отметить факт вхождения Казахстанской фондовой биржи в состав акционеров Кыргызской фондовой биржи.
Кроме того, следует сказать, что сегодня Казахстан проявляет активный интерес к вопросу привлечения кыргызских компаний на Казахстанскую фондовую биржу (KASE). Несомненным плюсом расширения рынков является снижение издержек заимствования для эмитентов, и повышение возможности диверсификации финансового портфеля и тем самым – снижения рисков для инвесторов. По оценкам аналитиков, ожидается, что первыми эмитентами, чьи ценные бумаги будут обращаться на KASE, станут крупные и средние кыргызские компании, в долгосрочной перспективе же можно ожидать прихода региональных банков. Спрос будут формировать, в первую очередь, пенсионные фонды и банки страны.
Казахстан в качестве торговой площадки представляет интерес для кыргызских эмитентов в силу ряда преимуществ, среди которых отработанная эффективная инфраструктура, функционирование всех необходимых институтов, более высокий уровень капитализации и объемов торгов на KASE. Капитализация фондового рынка Казахстана на 17 ноября 2009 года составила 56 172,2 млн.долл., а объем торгов акциями - 1 059,7 тыс.долл.
Также казахстанским законодательством предусмотрен ряд льгот для работы в РФЦА, таких как упрощенные процедуры получения въездных виз в Казахстан для иностранных граждан, желающих осуществлять деятельность в РФЦА, упрощенная процедура регистрации юридических лиц-участников РФЦА, налоговые льготы для инвесторов (таблица 1).
Таблица 1. Налоговые льготы для юридических лиц-нерезидентов, работающих в РФЦА
Виды доходов |
Налогообложение |
Доходы от прироста стоимости ценных бумаг (акции, долговые ценные бумаги, депозитарные расписки, паи) |
0% - при реализации методом открытых торгов на Бирже или иностранной фондовой бирже ценных бумаг, находящихся в официальных списках данной фондовой биржи; по акциям компаний с долей недропользования менее 50% |
Дивиденды по акциям |
0% - по ценным бумагам, находящимся на дату начисления в официальном списке Биржи; по акциям компаний с долей недропользования менее 50% при владении акциями более 3-х лет |
Вознаграждение по долговым ценным бумагам |
0% - по ценным бумагам, находящимся на дату начисления в официальном списке Биржи |
Дивиденды/Доходы по инвестиционным фондам |
0% - по паям открытых паевых инвестиционных фондов при их выкупе управляющей компанией |
Источник: Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
Уже сегодня акционерным обществом «Региональный финансовый центр города Алматы» (АО «РФЦА»), являющимся крупным акционером Казахстанской фондовой биржи и входящим наряду с иными институтами в инфраструктуру РФЦА, активно ведутся переговоры с кыргызскими компаниями-потенциальными эмитентами KASE. Киргизская брокерская компания «Сенти» уже выразила готовность тесного сотрудничества с АО «РФЦА» и заключения соглашения о содействии в привлечении киргизских эмитентов на площадку РФЦА.
Возможности выхода на организованный фондовый рынок Республики Казахстан для кыргызских компаний сегодня открыты. Это можно осуществить как с помощью создания в Казахстане аффилированного юридического лица, так и посредством кросс-листинга.
Первый способ предполагает создание аффилированного юридического лица, зарегистрированного в соответствии с казахстанским законодательством. После регистрации осуществляется выпуск ценных бумаг вновь созданной компании. Процедура выхода посредством кросс-листинга предполагает, что компания уже осуществила эмиссию ценных бумаг на Кыргызской фондовой бирже, после чего ее ценные бумаги могут пройти упрощенную процедуру листинга на KASE.
Преимущества кросс-листинга для кыргызских компаний заключаются в быстром доступе на казахстанский рынок капитала, при этом расширяются не только возможности размещения акций, но также и круг инвесторов.
Преимущества кросс-листинга для кыргызских компаний заключаются в быстром доступе на казахстанский рынок капитала, при этом расширяются не только возможности размещения акций, но также и круг инвесторов.
Эксперты отмечают, что одним из возможных сценариев интеграции фондовых рынков стран СНГ может стать постепенное движение в сторону налаживания сотрудничества бирж от информационного обмена к кросс-листингу. Сегодня мы видим, что все предпосылки для этого существуют, и уже делаются первые шаги в данном направлении.
Для справки:
Проект создания регионального финансового центра в Алматы был инициирован Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Особое внимание в деле развития финансового сектора страны уделено развитию Алматы в качестве главного финансового центра центральноазиатского региона.
5 июня 2006 года был принят Закон РК «О региональном финансовом центре города Алматы» и внесены соответствующие изменения в некоторые законодательные акты страны. В том же году начал работу уполномоченный орган финансового центра - Агентство РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы. Оно создано с целью развития рынка ценных бумаг, обеспечения его интеграции с международными рынками капитала, привлечения инвестиций в экономику страны, выхода казахстанского капитала на зарубежные рынки ценных бумаг.
В структуру РФЦА, кроме Агентства по регулированию деятельности, в настоящее время входят АО «РФЦА», Казахстанская фондовая биржа, Рейтинговое агентство РФЦА, Академия РФЦА, Товарная биржа «Евразийская торговая система» (создана совместно с ОАО «РТС»).
Жанна Амершина, РФЦА, Алматы