res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Амнистия для новых Корейко
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 16 октября 2009

    Амнистия для новых Корейко

    Амнистия для новых Корейко

    Это вторая попытка властей по–хорошему договориться с теми, кто когда–то что–то укрыл от государева ока либо совершил налоговые, таможенные, административные,

    уголовные и другие правонарушения и до сих пор не понес за это ответственности. На раздумья и принятие решения дается три месяца — легализация начинается 1 октября и продлится до самого Нового года.

    Отметим, что на стадии обсуждения законопроекта возникало немало вопросов у депутатов. В частности, споры вызывал пункт, освобождавший предпринимателей от преследования за совершение таких правонарушений, как взятка и вымогательство, совершенные до конца 2008 года. Некоторые парламентарии усмотрели в этом лазейку для тех, кто до сих пор работал и богател благодаря тому, что уклонялся от уплаты налогов, а теперь власти дают им прекрасную возможность легализировать нажитое неправедным путем.

    Руководитель партии коммунистов прямо говорил, что под предлогом защиты бизнеса на самом деле “идет попытка узаконить коррупцию чиновников”. И все понимали, что в словах Исхака Масалиева большая доля правды, так как, чего скрывать, самыми богатыми людьми в нашей стране являются люди, работающие во власти. Это разного рода чиновники — действующие и бывшие, а также депутаты Жогорку Кенеша, переписавшие все свои коммерческие структуры на ближайших и дальних родственников на период депутатства.

    В результате, в окончательном варианте документа амнистии не подлежат средства, полученные в нарушение статей “Легализация (отмывание) денег, полученных преступным путем”, “Коррупция”, “Злоупотребление должностным положением”, “Заключение контрактов и осуществление государственных закупок вопреки интересам КР”, “Взятка–вознаграждение”, “Взятка–подкуп” и “Вымогательство

    взятки”.

    Что касается денег, полученных при осуществлении других видов деятельности, таких как, например, незаконная торговля драгоценными металлами или контрабанда, их можно будет задекларировать, не опасаясь санкций.

    Начальник управления фискальной политики Министерства экономического развития и торговли Кубанычбек Айдаралиев убежден, что очередная попытка правительства пролить больше света на теневой бизнес — обоюдовыгодное предприятие. Выход из подполья производителей продукции и услуг увеличит пополняемость доходной части бюджета. Да и предприниматели выигрывают от того, что будет работать открыто и прозрачно, не опасаясь проверяющих и вымогательств с их стороны. Ведь все что тайно, обычно, преступно.

    Итак, согласно новому нормативно–правовому акту, за легализацию имущества юридическое или физическое лицо должно будет заплатить до 0,1 процента от

    стоимости имущества.

    Отметим, что не подлежат легализации денежные средства, движимое и недвижимое имущество, полученные в результате совершения преступлений в соответствии со статьями 124, 226, 230, 241, 247, 252, 254, 303, 310–314 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, а также права на имущество, которые оспариваются в судебном порядке, в том числе денежные средства, полученные в качестве кредитов.

    Согласно закону, объекты легализации — денежные средства в любой валюте (банковские депозиты), движимое и недвижимое имущество (включая земельные наделы и произведения искусства), находящееся как на территорий страны, так и за ее пределами, имущественные права, экономическая выгода, полученные от экономической деятельности ранее и непродекларированные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

    В список включены транспортные средства, ценные бумаги, доля принадлежащего субъекту легализации капитала в предприятиях, ювелирные изделия из драгоценных и полудрагоценных металлов, самоцветов и камней, домашний скот и другая живность, кроме малоценной, финансовые и иные имущественные требования по отношению к гражданам и юридическим лицам, а также имущество, имеющее культурную ценность, предметы старины и т.д.

    По убеждению главы МЭРТ Акылбека Жапарова, цель закона — обеспечение прозрачности, снижения уровня теневой экономики, увеличения инвестиций, стимулирование легализации подпольных производств. По его словам, доля теневой экономики в Кыргызстане, по разным исследованиям, составляет от 18 до 70 процентов и достигает объема около 3 миллиардов долларов. По оценкам экспертов ПРООН, этот показатель равен 50 процентам.

    В случае успеха министр Жапаров надеется, что легализация имущества и капиталов суммарно может превысить 400 миллионов долларов, но при условии, что государство гарантирует безопасность владельцев незарегистрированного

    имущества и запретит проверку его происхождения.

    Участнику акции будет выдаваться сертификат о легализации, освобождающий его от любых проверок (аудита) на предмет источника происхождения имущества, указанного в сертификате, а также удостоверяющий, что данное имущество не подлежит конфискации согласно условиям настоящего закона.

    Ранее принятый Закон Кыргызской Республики “Об амнистии в связи с легализацией денежных средств движимого и недвижимого имущества” от 6 августа 2007 года не дал никакого эффекта из–за отсутствия механизма гарантий безопасности субъектам легализации — так сегодня считают в правительстве. Впрочем, чиновники да и парламентарии предпочитают особо не распространяться на этот счет, возможно, потому, что просто не о чем докладывать.

    Напомним, два года назад, защищая данный законопроект в парламенте, тогда еще министр финансов Акылбек Жапаров пытался объяснить депутатам, что если гражданин республики перерегистрировал финансы или недвижимость другого человека на свое имя, то при этом ему не надо ничего платить. С него возьмут 0,5 процента от стоимости недвижимости или 1 процент от общей суммы денег. При этом оговаривалось, что амнистии не подлежат активы, полученные путем вымогательств, грабежа.

    Комитет по бюджету и финансам, который в то время возглавлял нынешний главный налоговик страны Ахматбек Келдибеков, предлагал, чтобы нынешние корейко заплатили государству за возможность больше не бояться за свое имущество 0,3–0,5 процента.

    Однако его коллеги рассудили по–другому, и в конце концов пошлина за легализацию выросла до 5 процентов. Инициаторы документа со стороны правительства напрасно пытались убедить депутатский корпус, что в таком случае амнистию можно и не начинать, так как никто не захочет платить огромную плату за выход из тени в свет. Была еще одна существенная поправка со стороны парламентариев, которая, по мнению экспертов, стала барьером для легализации, — это невозможность вывоза капитала из страны в течение года со дня вступления закона в силу.

    Многие, кто в те дни включился в обсуждение данного нормативно–правового акта, опасались, что по истечении трех месяцев, а именно столько времени давалось на легализацию, фискальные и правоохранительные органы начнут карательные меры против нарушителей. Надо заметить, что обещаниям властей не трогать подпольных цеховиков и коммерсантов, решившихся пополнить ряды законопослушных граждан, практически никто не поверил, а возможно, роковую роль сыграли эти злополучные 5 процентов пошлины.

    Об амнистии правительство мечтало с начала двухтысячного года. Пример Казахстана, который первый из стран СНГ провел такую акцию и привлек в казну свыше 500 миллионов долларов, оказался заразителен. Кыргызские власти тоже грезили ею в надежде сразу и намного пополнить худой бюджет. Но все заканчивалось одними разговорами. После массовой приватизации владельцами объектов государственного имущества в основном оказались либо чиновники, либо народные избранники, либо директора заводов, фабрик, магазинов. Они в то время были не готовы обнародовать перед миром свои богатства.

    Впрочем, созрели ли они для этого сегодня — этот вопрос остается открытым. Судя по обсуждению данной темы, в местных СМИ раздается немало скептических высказываний экспертов относительно причин и результативности второй стадии легализации.

    Автор: Лариса Ли
Все публикации