аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Все ждут ответа на этот вопрос от главы НБ КР Зины Асанкожоевой.
Куда делись средства Соцфонда и Фонда развития из ОАО “АзияУниверсалБанк” и какова судьба всего российского кредита? Бывшая глава Нацбанка Бактыгуль Жеенбаева утверждает, что деньги были выведены задолго до апреля 2010 года, когда АУБ попал под горячую руку НБ. Однако информация, представленная другими госорганами, свидетельствует о том, что государственные средства были. И их можно было вернуть в бюджет. А вот в вопросе послеапрельского расходования средств Фонда развития, а точнее российского кредита, которым он управлял, прозрачности меньше...
яснее некуда
Отдать миллиарды было возможно
В интервью с корреспондентом “ВБ” начальник управления активами Социального фонда Рахатбек Пирматов, которого делегировал на интервью с “ВБ” председатель СФ Мухаметкалый Абулгазиев, рассказал о судьбе 1,5 миллиарда сомов, которые застряли в АУБ по рекомендации... Нацбанка.
— Учитывается ли финансовое состояние самих банков при проведении тендера?
— Конечно. Банки предоставляют отчеты сами за последние 3 года. Раскрывают весь спектр параметров. И на их основании тендерная комиссия определяет финансовое состояние банков. Хотелось бы отметить, что одним из параметров при оформлении пакета документов для участия в тендере является представление справки о неимении задолженности перед Соцфондом, налоговой и другими органами.
— В каких банках вы храните денежные средства сейчас и хранили до апреля 2010 года?
— Раньше хранили средства во всех банках, которые к нам обращались: “Аман Банке”, “КыргызКредитБанке”, банке “Иссык–Куль”, “Манас Банке”, “Толубае”, “Бакай Банке”, “БТА Банке”. Теперь у нас свободных средств нет. На данный момент расчетно–кассовое обслуживание мы проводим в “РСК–Банке”. Имеется только один депозит в “Банке Азии” в размере 25 миллионов сомов, срок погашения которого приходится на октябрь 2011 года.
— Не было ли у вас проблем с погашением обязательств?
— Никогда. В связи с апрельскими событиями, когда ввели временное управление, мы смогли вывести свои денежные средства из “КыргызКредитБанка”, “Манас Банка”, банка “Иссык–Куль”, а также 1,371 миллиарда сомов из АУБ. Мы по рекомендациям временного правительства перевели расчетные счета в “РСК Банк” и начали выводить денежные средства из АУБ.
— Были ли у вас проблемы с АУБ до апрельских событий 2010 года?
— Не было. Задержек с погашением ни по Бишкеку, ни в регионах также не было.
— В балансе АУБ видно, что у банка имеется достаточно высоколиквидных средств для погашения всех обязательств перед государством и перед частными вкладчиками. Почему же тогда застряли денежные средства Соцфонда?
— Когда НБ КР ввел временное управление, он опубликовал в СМИ данные об активах и о пассивах АУБ. Собственных средств на тот момент у АУБ было более 13 миллиардов сомов. И тогда временные управляющие приходили к нам, организовывали встречи, и все в один голос говорили, что Соцфонду беспокоиться не надо. Все встречи официально запротоколированы. Временные руководители просили, чтобы мы досрочно не истребовали депозит, чтобы в Кыргызстане не будоражить народ. Ведь если бы Соцфонд начал отзывать свои средства, то и народ начал бы паниковать.
21 апреля 2010 года между НБ, Соцфондом и АУБ было заключено трехстороннее соглашение, в котором говорилось, что Нацбанк гарантирует возврат денежных средств. И только поэтому Соцфонд не стал истребовать досрочно свой банковский депозит. Мы поверили Нацбанку! У нас все документально подтверждено. 17 мая заключили соглашение о продолжении сотрудничества.
В июне вышло постановление временного правительства, которым утверждался план реабилитации. Там говорилось, что Соцфонду не следует досрочно требовать депозит, а, наоборот, нужно обратно перевести расчетные счета в АУБ. Мы ждали. Но это постановление осталось нереализованным. Потом в июне была проведена консервация, а в соответствии с законодательством во время этого режима никто не имеет права востребования денежных средств.
— Какое продолжение история имела после банкротства АУБ?
— 23 ноября был предложен такой механизм: Минфин должен был выпустить государственные ценные бумаги, которые выкупит “РСК Банк”. Потом Соцфонд должен уступить свои правовые требования Минфину. После чего между Минфином, “РСК Банком” и Соцфондом должны были произойти взаиморасчеты. Так получилось, что эти планы не были реализованы. После распоряжения премьер–министра была создана межведомственная комиссия, председателем которой назначен Омурбек Бабанов. После все члены комиссии согласовали решение. Но проект постановления правительства так и не был подписан Минфином и Минэкономрегулирования. Кстати, комиссия до сих пор не распущена.
Теперь между нами, “Залкар Банком” и НБ КР достигнуты определенные соглашения, разработан проект договора. “Залкар Банк” перечислил 130 миллионов сомов. Трехсторонний договор подписан со стороны Соцфонда и “Залкар Банка” и направлен в НБ. “Залкар Банк” предлагает выплачивать нам ежемесячно по 60 миллионов сомов. За три летних месяца должны перечислить еще 180 миллионов, так как пока договор у нас до сентября. С момента получения лицензии до 23 мая банк начислял на наш депозит 5 процентов, с конца мая — 7. Мы настаиваем, чтобы банк начислял 8 — 9 процентов, потому что сам НБ КР под такой процент выпускает ноты.
— Если “Залкар Банк” не может с вами расплатиться, значит ли это, что он технический банкрот?
— Послать требование можно в течение пяти минут, но у нас нет намерения обанкротить “Залкар Банк”.
российский кредит
Резервы правительства — расплачиваемся мы
В 2009 году Кыргызстан получил от России льготный 300–миллионный российский кредит, из которого в распоряжение Минфина в апреле 2009–го поступило 286,3 миллиона долларов. Остальные средства были депонированы в российском банке. Согласно условиям займа, наша сторона обязалась оплачивать проценты в марте и сентябре, а это более 2 миллионов долларов в год. Деньги были переданы в управление Фонду развития КР в августе 2009 года, после чего несколькими траншами 100 миллионов долларов ФР выделил ОАО “Электрические станции” на строительство Камбар–Аты–2. Заемщик исполнял кредитный договор исправно. Остальные 186,3 миллиона планировалось использовать на другие инвестиционные проекты, свободные денежные средства размещались на банковских депозитах и в ценных бумагах российских эмитентов. Срок погашения векселей подошел к концу в феврале — марте 2010 года, после чего Фонд развития перечислил средства на свой корсчет в Нацбанке.
Зампред НБ Суеркул Абдыбалы тегин своeй подписью удостоверил, что 2 апреля в Нацбанке находилось 167,5 миллиона долларов и свыше миллиарда сомов. В долларовом эквиваленте это примерно 191 миллион: средства российского кредита и полученные в течение полугода доходы от деятельности Фонда развития. Также в коммерческих банках КР был размещен 21 миллион долларов на срочных депозитах, срок которых заканчивался только в 2011 году.
Минэкономрегулирования: деньги ФР были в Нацбанке. Как сообщает Минэкономрегулирования, 30 апреля 2010 года временным правительством был издан декрет № 31, согласно которому принято решение о ликвидации ЗАО “Фонд развития Кыргызской Республики”. Минэкономрегулирования поручено в установленном порядке образовать ликвидационную комиссию, что и было сделано приказом министра от 24 мая 2010 года.
В целях исполнения требований постановления временного правительства от 1 июня 2010 года средства ФР в сумме 184,58 миллиона долларов и 1,33 миллиарда сомов перечислены на счета Минфина в Нацбанке. То есть средства остались в Нацбанке, только были переведены со счетов фонда на счета министерства. Также на счета Центрального казначейства в НБ КР 3900000 долларов в рамках погашения кредиторской задолженности в соответствии с выставленным требованием Минфина.
Что касается средств в комбанках, Минэкономрегулирования сообщило следующее: депозитные договора были расторгнуты и средства возвращены полностью, кроме депозитных средств в объеме 880 миллионов сомов, которые ранее были размещены в филиале “АУБ–Бишкек”.
В соответствии с определением межрайонного суда от 14 декабря 2010 года ОАО “Залкар Банк” — правопреемник по обязательствам и активам АУБ в рамках утвержденного разделительного баланса, который до сих пор прячут от общественности, кредиторов и бывших клиентов банка–банкрота. После переговоров с “Залкар Банком” заключены договоры депозита на 880 миллионов сомов.
Минфин: средства уже почти потрачены. Минфин на запрос нашей газеты ответил, что “резервный фонд временного правительства был преобразован в резервный фонд КР”. Его счет находится в НБ КР. Он состоит из средств, перечисленных со счетов резервного фонда ВП; денег, перечисленных со счетов Фонда развития, открытых в Нацбанке и комбанках; грантов и гумпомощи, кроме тех, что поступают на поддержку бюджета. “Так как фонд внебюджетный, соответственно в бюджете не отражается”, — пояснили в управлении реализации бюджетной политики Минфина. Значит, о прозрачности расходования средств говорить совсем не приходится. Хотелось бы напомнить, что средства Фонда развития — это миллионы российского кредита, который погашается за счет налогоплательщиков.
При этом они даже не в курсе, как деньги тратятся и на что. И почему они вообще находятся в каком–то резервном фонде.
Как сообщает Минфин, согласно постановлению ВП от 1 июля 2010 года, Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Оша и Джалал–Абада в прошлом году было выделено 100 миллионов долларов (4,530 миллиарда сомов), из них было освоено 683 миллиона сомов. Кроме этого, в течение 2010 года “на основании распоряжений и постановлений правительства были выделены средства на обеспечение восстановления правопорядка на юге и оказание помощи пострадавшим в ходе трагических событий”.
Что касается остальных средств, то в финансовом ведомстве пояснили: в 2011 году для госдирекции предусмотрено 2,473 миллиарда сомов из средств резервного фонда. А также 1 миллиард на программу “Доступные кредиты фермерам”. Стоит напомнить, что именно эту сумму Фонд развития выделял в начале 2010 года на аналогичную программу по льготному кредитованию сельхозпроизводителей.
“Новые расходные обязательства в 2010 году, вызванные имевшими место событиями, явились для бюджета дополнительными расходами и покрывались за счет средств резервного фонда. Остатки средств по ранее выделенным суммам были заложены в бюджет 2011 года и предусмотрены на восстановление юга. Дополнительно из резервного фонда через гендирекцию выделяются средства в размере 450 миллионов сомов на поддержку пострадавших предпринимателей юга”, — говорится в ответах Минфина.
P.S. Из этой мутной истории можно сделать несколько выводов. Во–первых, средства Фонда развития до апреля никуда из страны не девались. Они были перечислены в некое образование под названием “резервный фонд”, при этом денежные потоки не учитываются в бюджете. А под этим соусом можно наворотить все что угодно. Все равно ведь расплачиваться с Россией налогоплательщикам, а не чиновникам, которые меняются как перчатки.
Во–вторых, средства находились все это время и до сих пор в Нацбанке. Следовательно, руководство НБ КР не могло не знать, что деньги были.
В–третьих, утверждения экс–председателя НБ Бактыгуль Жеенбаевой о том, что госсредств не было, получается, можно назвать ложными. Иначе как объяснить, что указом президента деньги ФР перечислили в резервный фонд ВП? Как денег могло не быть, если их еще в прошлом году начали тратить на восстановление юга и продолжили расходовать на льготные кредиты и через гендирекцию? Разве одни и те же деньги могут быть одновременно в стране и за ее пределами? Если речь идет только о 880 миллионах сомов, застрявших в АУБ, то на счетах этого банка в НБ КР в апреле было достаточно средств для выполнения обязательств. Новый председатель правления Зина Асанкожоева пока такие казусы не комментирует: осваивается на новой должности. Сам Нацбанк с марта игнорирует запросы “ВБ”, документы в подтверждение своих слов также не представляет.
В–четвертых, возникают вопросы относительно судьбы средств Фонда развития. Скажем, когда отчитаются Гендирекция по восстановлению юга, операторы проекта “Доступные кредиты фермерам”, ведомства, которые распоряжаются кредитными средствами более года, тогда, может, станет понятно, сколько денег было, куда они делись и сколько средств осталось?