res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Здравия желаем, товарищ председатель!
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 11 июня 2011

    Здравия желаем, товарищ председатель!

    Здравия желаем, товарищ председатель!

    "Вечерний Бишкек", 10 июня 2011 года. №100 (10256)

    К новому председателю Нацбанка, чья кандидатура проходит рассмотрение в парламенте, с первых дней его работы будут предъявляться повышенные требования, станут прислушиваться к акцентам, расставленным в первых заявлениях, присматриваться к подбору команды, к тому, как новый руководитель оценит происходящее в банковском секторе, какие действия предпримет в денежно– кредитной политике. Какие ожидания у тех, кто следит за происходящим в финансовой сфере?

    Перспективы кыргызского банкинга
    Особенность финсектора Кыргызстана, которой власти всегда гордились, выступая на международных конференциях, — либеральное законодательство и свободное движение капитала. Это позволяет создать в стране относительно здоровую конкуренцию без серьезного давления со стороны регулятора. Все инвесторы могут вкладывать деньги в банки, рынок капитала или сферу страхования. Но остается проблема в размерах рынка. На 5,5 миллиона населения с низким уровнем дохода, слабым бизнесом и мизерным объемом сбережений действует 22 комбанка, из них почти половина с иностранным капиталом. Без сильного бизнеса и весомых сбережений не будет сильного банковского сектора. Тогда кого обслуживать?
    За последний год произошло заметное перераспределение сфер влияния в банковском секторе. Клиенты из АУБ и четырех банков, находящихся под контролем НБ КР, перешли обслуживаться в учреждения с иностранным акционерным капиталом: там рисков меньше. Клиенты наблюдают за тем, как власти устраивают беспредел в секторе, в результате чего местные банки оказались менее защищенными. А вот акционеры ряда банков из числа иностранных финансовых институтов выступают хоть какой–то гарантией. Госорганы перевели часть средств в финучреждения с государственным участием. Но в целом можно сказать, что после банкротства АУБ местные коммерческие организации стали намного мельче иностранных. И страдают от общих проблем.
    Во–первых, акционеры зачастую не понимают стратегических целей, также существуют проблемы в корпоративном управлении, когда советы директоров состоят из друзей и компаньонов, вмешиваются в операционный менеджмент и лоббируют свои интересы. Во–вторых, сказываются проблемы масштабов бизнеса, что отражается на соотношении издержек и прибыли: чем больше клиентов и объемы операций, тем эффективнее деятельность. В этом плане у банков с иностранным капиталом больше преимуществ.
    В–третьих, недостаток финансов, знаний и технологий в работе с клиентами, более низкий уровень сервиса делает также местные банки менее привлекательными. Как говорится, клиент голосует кошельком. Но если так пойдет и дальше, то банки с кыргызским капиталом будут становиться менее конкурентоспособными и защищенными от решений политиков. Такое в перспективе может привести или к дальнейшему укреплению позиций иностранных банков, или даже к постепенному поглощению нескольких местных финобъектов.
    Расклад может поменяться, если четыре банка, находящихся в режиме консервации, все–таки будут доведены до банкротства и проданы с молотка: либо усилится влияние иностранного капитала в КР, либо объекты на стадии ликвидации приобретет какой–нибудь местный олигарх. То же касается незавершенного банкротства АУБ и предстоящей продажи “Залкара”. Судя по имеющимся рейтингам комбанков, наиболее крупный банк с местным частным капиталом — АКБ “Кыргызстан”. Если он нарастит свою мощь с приобретением активов “Залкара” или какой–нибудь из подыхающих ныне организаций, то может составить серьезную конкуренцию иностранным учреждениям.
    Новому председателю Нацбанка предстоит быть хорошим арбитром в банковском секторе, чтобы его никто не упрекал в переделе сфер влияния в пользу какой–нибудь политической группировки и не связывал с отдельными чиновниками и даже президентом.

    Инфляционный нокаут
    Основные принципы денежно–кредитной политики в КР внедрялись при помощи консультантов МВФ в 1990–е годы. С тех пор инструменты регулирования уровня инфляции не менялись. Политика НБ КР настолько консервативна, что сегодня становится понятно: что–то в ней надо менять, учитывая структуру экономики страны и высокий уровень теневого сектора, а еще тот факт, что огромный объем наличности находится вне банковской системы. Конечно, правительство с Нацбанком без участия МВФ решить вопросы государственной важности не в состоянии: использование кредитных средств у международных доноров находится под особым контролем. Но от НБ КР хочется ожидать каких–то ответных действий, когда регулятор находится на одном ринге с инфляцией, пожирающей сбережения населения.
    Кроме того, не случайно депутаты парламента во время утверждения в комитетах и фракциях Зины Асанкожоевой на посту председателя правления НБ КР задавали непраздные вопросы относительно международных резервов. Еще несколько лет назад возникла идея включить золото, которое производится в Кыргызстане, в обороты банковской системы. Инициатива тогда осталась на уровне проектов, но парламентарии тему поднимают вновь. И уже сама жизнь диктует, что НБ КР, несмотря на свои консервативные взгляды, должен идти в ногу со временем.
    Хотелось бы, конечно, чтобы НБ КР был не просто игроком на валютном рынке, когда он продает или покупает деньги для сглаживания значительного колебания курса. Но и следил за инсайдерской информацией, чтобы обменщики не кичились тем, что знают, какой курс валют собирается установить главный банк страны. Чтобы не создавалось впечатления, будто на торговле этой информацией, которой могут пользоваться частные владельцы обменных пунктов, кто–то делает бизнес. Подтверждение такой информации совсем бы не красило репутацию НБ КР.

    За ширмой МВФ
    Конечно же, новый председатель Нацбанка столкнется с ворохом проблем, доставшихся от предшественников — двух “и.о.”, которые успели порулить НБ КР в течение года. Некоторые свои ошибки правление уже попыталось скрыть, прикрывшись проектом меморандума с МВФ. Как нам сообщили собственные источники в Минфине, документ, разработанный правительством и МВФ, находится на стадии согласования. Но на момент его обсуждения в приложении к меморандуму имеется пункт о том, что Нацбанк планирует разработать банковский кодекс, включив туда норму о том, что в случае судебных разбирательств ответственность за действия отдельных должностных лиц несет весь НБ КР, а не столоначальники, из–за которых надзорный орган был втянут в процессы.
    Попытки включить некоторые пункты, чтобы пролоббировать свои интересы, уже предпринимались Нацбанком в предыдущем соглашении с МВФ в конце 90–х годов. Тогда в документ хотели включить строчку о том, у каких банков стоит аннулировать лицензии. Если бы в таком формате под меморандумом поставили подпись, то потом бы руководство НБ КР могло утверждать, что такова инициатива международного института, а не политические мотивы наших чиновников. В случае если в нынешнем проекте останется намерение руководства НБ КР снять ответственность за сомнительные решения, то также потом можно будет прикрыться подписями премьер–министра и представителя МВФ.
    Рассматривался также вопрос, что в меморандум будет включен пункт о том, что режим консервации в четырех комбанках будет сохраняться, пока они выполняют нормативы. Как только в коморганизации начнут их нарушать, банки могут подвергнуться ликвидации. Есть в проекте документа и упоминание о том, что если международный аудит определит финансовую состоятельность “Залкар Банка”, то его попытаются продать инвестору. Если же новый банк, созданный по инициативе НБ КР, окажется инвестиционно непривлекательным, то его активы выставят на тендер. Если новому главе НБ КР позволят запрыгнуть в мчащийся поезд, то наверняка руководитель не сможет не обратить внимания на указанные пункты.

    Набедокурили, а убрать забыли
    Общению с юристами акционера “Манас Банка” Валерия Белоконя НБ КР помогли международные доноры, выделившие грант для привлечения адвокатов. Пока переговоры не дали результатов. Из этого можно сделать вывод, что денег у Нацбанка для отстаивания своих интересов нет. И долго, интересно, в нашей стране будут бегать с протянутой рукой к донорам, чтобы те выдавали кредиты и гранты для решения проблем, к которым привели действия отдельных чиновников? И почему вообще доноры должны выделять средства на судебные споры между госинститутом и частными лицами? Неужели у нас решились проблемы с транспортной инфраструктурой, дефицитом бюджета, улучшились здравоохранение, образование и ситуация с обеспечением питьевой водой в регионах — в тех сферах, куда обычно направляются деньги международных доноров? Впрочем, некоторые могут узреть в этом какую–то заинтересованность международных организаций, что только подорвет их безупречную репутацию. Поэтому НБ КР в большей степени стоит полагаться на собственные ресурсы.
    Нет лишних денег на суды и в бюджете. Хотя почему вообще правительство должно расплачиваться за то, что отдельные руководители НБ КР принимали в течение года такие решения, которые вызвали всплеск обращений в судебные инстанции? Помимо акционеров пяти банков, названных в прошлом году проблемными, с Нацбанком судятся кредиторы, клиенты, сотрудники, которые были незаконно уволены или остались без работы в результате санкций НБ. На судебные разбирательства тратится время, трудовые ресурсы юристов НБ КР и судей, а это косвенная нагрузка на бюджет, так как зарплату они получают от государства. Сам Нацбанк, получается, неэффективно распределяет свои усилия, уделяя больше внимания сутяжничеству, чем решению стратегических задач.
    Юристы из международной компании “Лоренц”, которых привлекло к сотрудничеству руководство Нацбанка, уже отбиваются в местных судах от истцов. По опыту прошлых лет знаем, что услуги этих адвокатов стоят очень недешево. Возможно, от доброты душевной они предоставили НБ КР хорошую скидку, что кажется несколько подозрительным.
    Все еще стоит на повестке дня вопрос международного арбитража против правительства со стороны мажоритарного акционера АУБ Михаила Наделя. Он неоднократно заявлял, что работает с международными юристами, но в течение года так и не решился направить иск против КР. Судя по его последним интервью в СМИ, он тщательно готовится, надеясь получить солидную денежную компенсацию за то, что его банк был разрушен всего за полгода. А кто понесет ответственность, если страна будет втянута в судебный процесс и проиграет?
    Основная нагрузка ляжет на правительство, немало седых волос появится у нового председателя Нацбанка из–за того, что было совершено до его прихода. Много ли лишних денег у страны для ведения боя не в местных судах, принимающих порой политические решения, а в Европе? Впрочем, время покажет, чем на самом деле чреваты КР угрозы банкира с российским гражданством и насколько серьезны последствия банкротства АУБ, которое многие считают преднамеренным. Но страх перед ответственностью уже витает в НБ. Особенно учитывая тот факт, что политики, набирая очки перед предстоящими выборами, заклюют тех, кто поставил репутацию Кыргызстана как демократического государства под удар. Пострадает и имидж главы государства, от которого зависит кадровая политика.

    Политический ансамбль
    Пожалуй, самая серьезная задача, стоящая перед новым главой НБ КР, — обеспечить максимальную независимость института, который в цивилизованном мире считают одним из самых авторитетных. Депутаты и само руководство Нацбанка признают, что политические дрязги сказываются на работе банковского надзорного органа и влияли на него фактически с момента установления независимости банковской системы КР. Зависимость регулятора от акаевщины, бакиевщины и отунбаевщины стала причиной многих проблем, скопившихся в финансовом секторе. Но стоит ли предъявлять повышенные требования к руководителю, который зависим от мнения партии? Несмотря на то что кандидатуру в ЖК представляет президент, каждого претендента на высокий пост связывают с какой–то партячейкой. Здесь важно, чтобы политические оппоненты, рассматривая кандидата, больше обращали внимания на профессиональные качества, наличие управленческих навыков, независимость от влияния “серых кардиналов”, на умение стратегически мыслить. А не велись на торг за руководящие должности, которые будут в подчинении у главного банкира, чтобы представители всех фракций оказались в правлении НБ КР.
    И могут ли быть завышены ожидания, если короля играет свита?

Все публикации