res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Прозрачность бюджета - залог стабильности
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 24 мая 2011

    Прозрачность бюджета - залог стабильности

    Прозрачность бюджета - залог стабильности

    "Эхо Оша", 25.05.2011.

    Как будет благоустраиваться город Ош в следующем году, насколько светло будет на его улицах поздним вечером, сколько будет стоить проезд в общественном транспорте? Об этом и о многом другом ошане могут узнать, познакомившись с городским бюджетом на 2012 год, над проектом которого в мэрии города, как и в других органах местного самоуправления страны, сейчас идет работа.

    Деньги города или села, в котором мы живем, – это наши общие деньги, о накоплении и расходовании которых мы должны знать. Но не секрет, что, в отличие от знания содержимого своих кошельков, нам, не экономистам, не так-то просто разобраться в разнообразных статьях доходов и расходов местных бюджетов. Наверное, сказывается, что простой человек не представляет четко, как бюджетные средства могут повлиять на его благосостояние. За статьями расходов в сотни тысяч сомов человек, как правило, не видит конкретного результата, – например, сколько за такие деньги будет отремонтировано или построено километров городских дорог. Не видит он и пользы для себя лично и своей семьи.

    Прозрачность же бюджетного процесса позволяет гражданам страны понимать язык бюджета и его цифры, видеть на какие цели и насколько эффективно расходуются налоги, собираемые с них. И это знание повышает доверие населения, гражданского общества к государственным органам, создает основу общественного согласия. Прозрачность бюджета работает и на экономическую и финансовую стабильность в стране, так как при необходимости создает возможности для более оперативных изменений в структуре государственных расходов для предотвращения кризиса.

    Эти преимущества прозрачности в процессе формирования бюджета и его исполнения побудили Международный Валютный Фонд (МВФ) разработать и опубликовать в 1998 году «Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в налогово-бюджетной сфере», который хотя и имеет рекомендательный характер и ограничен рамками кредитно-финансовой политики, но создал прецедент разработки международных стандартов в этой сфере. А в Новой Зеландии и Австралии было разработано национальное законодательство, сделавшее многие из этих норм обязательными для исполнения. В первой из стран это «Закон о бюджетной ответственности», во второй – «Хартия бюджетной честности». Символичны сами названия законов.

    Согласно нормам, закрепленным в мировой практике, прозрачный бюджет должен отвечать ряду принципов. Среди них четкое определение ролей и функций в бюджетной сфере законодательной и исполнительной власти и открытость подготовки и исполнения бюджета и бюджетной отчетности. Не менее важным является и создание необходимых условий для участия граждан в бюджетном процессе.

    Для определения как в той или иной стране реализуются эти принципы, разработан международный Индекс открытости бюджета (ИБП), который определяется раз в два года по результатам специальных исследований независимым экспертом и дополнительно анализируется еще двумя.

    Согласно исследованию, проведенному в 2010 году, Кыргызстан входит в число стран с самым худшим индексом прозрачности бюджета и разделил вместе с Камбоджой 74 и 75 места среди 94 стран, в которых определялся индекс. Это означает, что из-за отсутствия доступа к детальной информации по бюджету общество плохо понимает действия властей по определению приоритетов и распределению ресурсов.

    Но принципы прозрачности предполагают не только готовность власти сделать бюджетные процессы открытыми, но и готовность и способность населения и институтов гражданского общества осуществлять общественный контроль за формированием и исполнением бюджета. А для этого все мы должны научиться видеть за абстрактными цифрами конкретные дела и их пользу для общества и конкретного человека.

Все публикации