аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Битва за недра
Негативные кризисные явления затронули и этот сектор экономики: в настоящее время здесь так же, как в промышленности в целом, наблюдаются спад производства, сокращение кадров, отток денег. И тем не менее богатства, спрятанные под толщей земли, остаются главным ликвидным имуществом государства и даже в неблагоприятные для экономики времена привлекают инвесторов.
Освоение месторождений полезных ископаемых и все, что было связано с ними, всегда находилось в определенной секретности. Общественность зачастую случайно узнавала об иностранных инвесторах, получивших права на тот или иной рудник, карьер. Люди, в особенности на местах, где располагались природные кладовые, понятия не имели, каким образом распределялись лицензии и за что правительство могло их отозвать. Тайной за семью печатями были сведения о доходах и прибылях компаний, никто не мог точно сказать, во что обходится новое предприятие, потревожившее привычный размеренный уклад жизни горцев.
Но так долго не могло продолжаться, по мере роста экономического самосознания люди все чаще стали задавать властям, от их имени распоряжающимся народным достоянием, неудобные вопросы. А именно: что из себя представляет компания-инвестор, где зарегистрирована? Насколько она финансово обеспечена? Какой у нее послужной список? И главное, не навредит ли добыча руды или щебня окружающей среде, какую пользу получат страна, ее граждане от деятельности инвестора и т. д.
Кумтор пробудил от спячки
Активность неправительственных организаций, органов местного самоуправления, парламентариев, не желающих быть сторонними наблюдателями, как известно, стала причиной пересмотра соглашения по Кумтору с канадскими учредителями компании "Центерра голд". Требование гражданского сектора большей прозрачности горнодобывающих предприятий заставило правительства в 2004 году присоединиться к Инициативе по продвижению прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИППДДО), которую поддерживают многие страны, в том числе Азербайджан и Казахстан.
Аббревиатура, надо заметить, еще та. Язык можно сломать, но запомнить ее необходимо. Инициатива прозрачности и станет тем проводником, который заставит разработчиков недр рассекретиться, открыть свои планы не только правительству, но любому кыргызстанцу, который считает себя хозяином подземных кладовых.
Именно благодаря Инициативе впервые такие крупные компании, как "Кумтор оперейтинг компани" и "Кыргызалтын" начали публиковать свои финансовые отчеты, которые Министерство финансов размещало на своем сайте для всеобщего обозрения. Но после мартовских событий новому руководству страны было не до транспарентности в отдельно взятой отрасли. Перед ним стояла задача поважнее - стабилизация всей экономики. Однако, как показала жизнь, после революции больше всего лихорадило как раз-таки предприятия, получившие лицензии на разработку месторождений золота, олова, угля.
По мнению депутата Жогорку Кенеша Кубанычбека Исабекова, прославившегося своими судебными исками против канадского разработчика кумторского золота, доходы горнодобывающих отраслей играют важную роль в формировании бюджетного пирога, поэтому интерес к этой теме с годами только растет.
- Существует стереотип мышления, что будущее Кыргызстана зависит от сельского хозяйства, популярности туризма, стабильной работы энергетики. А вопрос эффективного освоения недр остается как бы несколько в стороне, - садится на любимого конька парламентарий, как только речь заходит о горнодобывающей отрасли. - Только этим я могу объяснить то, что до сих пор правительство не разработало государственную программу по развитию горнодобывающей отрасли. Что касается законодательной базы, которая сейчас имеется в распоряжении исполнительной власти, то она неполная и требует доработки.
Вспомним, до распада Советского Союза наша республика занимала третье место по запасам и производству золота. Сегодня мы уже не располагаем информацией, какие позиции здесь нам отводит мировое экономическое сообщество. Ведь добыча драгоценного металла идет только на Кумторе и в Казармане. Ведают ли люди о том, что единственное в стране предприятие по производству ртути в Хайдаркане сейчас стоит? А знают ли они, что происходит сегодня на Кадамджайском сурьмяном комбинате?
Кубанычбек Исабеков считает, что правительству стоит строже спрашивать с новых владельцев комбината, который в настоящее время находится под контролем казахстанских бизнесменов. Собираются ли те выполнять свои инвестиционные обязательства? "Либо они работают, либо мы забираем их назад, - безапелляционно ставит вопрос депутат. - Если новые хозяева не запустят производство, пусть не удивляются, если вдруг возникнет предложение о национализации комбината, хотя все понимают, что республике необходимы инвестиции".
Изменить ситуацию с прозрачностью может закон о горнодобывающей отрасли, законопроект которого парламент обсуждал и не принял из-за многочисленных недостатков. Разработчики нормативно-правового акта сейчас корпят над ошибками, чтобы представить откорректированный документ в Жогорку Кенеш до конца нынешнего года.
Что такое Инициатива и на что она нам
Однако представители гражданского сектора считают, что и без этого закона есть достаточно рычагов, чтобы заставить сделать деятельность компаний-разработчиков прозрачнее. Чтобы те не прикрывались коммерческой тайной и сполна удовлетворяли законное любопытство местных жителей о реализации многомиллионных проектов.
- Основным принципом Инициативы по повышению прозрачности горнодобывающей отрасли является борьба с коррупцией, - поделился своим видением проблемы директор Института развития общин и горнодобывающей промышленности Таалайбек Дыйканов. - Речь идет не только о раскрытии информации о выплатах и поступлениях налогов, но и об их использовании. Мы бываем во всех районах, где работают предприятия отрасли, и часто слышим от местного населения: "Почему вы говорите только о налоговых проблемах? Почему ни слова о самой начальной стадии процесса, как-то: составление контракта с компаниями, о том, какая будет польза нам от разработки месторождений?".
По словам Дыйканова, люди жалуются, что не видят своих интересов в данных соглашениях. Им сбрасывают какой-то процент от доходов как подаяние. А ведь если компания пришла надолго, то у нее в портфеле должен быть долгосрочный план с разделами о том, какие социальные объекты будут построены, сколько новых рабочих мест создано и какой процент из них будет забронирован для местных жителей. Но более всего мучит людей сомнение: будут ли гости беречь землю, как обещают?
Это далеко не праздное любопытство. Инвесторы приходят и уходят, зачастую оставив после себя разоренную, опустошенную территорию. А кеминцам, таласцам, нарынчанам здесь жить, растить детей. Вот почему их больше, чем выгоды, которые им сулят разработчики недр, беспокоит проблема сохранения экологического равновесия, состояния дорог, качества воды и другие. Они чувствуют свою ответственность за землю предков перед потомками, потому что хотят передать ее им в чистоте и сохранности.
Поиском разумного баланса между экономической необходимостью и экологической безопасностью при разработках того или иного месторождения вот уже многие годы занимается общественная организация "Древо жизни". Примечательно, что эта НПО, часто выступая оппонентом власти, в то же время стремится к конструктивному диалогу с госструктурами.
- Потому что одной голой критикой проблемы не решить, - убеждена лидер "Древа жизни" Калия Молдогазиева. - Инициатива по продвижению прозрачности горнодобывающих предприятий должна объединить усилия трех сторон: государства, неправительственных организаций и самих компаний. Но самое главное - это довести ее идеи до простых граждан. Механизм Инициативы очень прост: горнодобывающие компании должны публиковать отчеты о выплате налогов в бюджет страны. Государство также отчитывается о поступлениях налогов всех компаний в целом, затем независимые аудиторы сверяют сведения, полученные от разработчиков и исполнительной власти, и выдают свой вердикт: где идет сокрытие доходов, где работают непрозрачно. Единственная сложность - долгий подготовительный период, так как есть определенные требования к отчетам.
Инициативу должны поддерживать не только иностранные, но и местные компании независимо от формы собственности, будь то государственная или частная. Например, КНР не подписала соглашение по Инициативе, но китайские компании, работающие на территории нашей республики (их прибыли превышают 3 миллиона долларов), обязаны выполнять все требования ИППДДО и вести политику прозрачности и открытости. Сегодня таких компаний, обязанных публиковать свои финансовые отчеты, уже не 2, а 27.
По словам Калии Молдогазиевой, в прошлом году они и их соратники побывали в Чаткальском районе, где работают много разработчиков различных месторождений. Там они разъясняли местному населению принципы Инициативы. Учеба оказалась плодотворной: после окончания обсуждения чаткальцы решили создать Фонд развития района, куда все инвесторы обещали перечислять средства.
Конечно, считают некоторые правозащитники, было бы лучше, если бы компании сами сознательно шли на открытие спецсчетов и фондов для аккумулирования денег, предназначенных для восстановления окружающей среды, строительства социальных объектов, повышения экономического потенциала региона. Как это практикуют сегодня, например, канадцы на Кумторе. Но сам факт, что инвесторы соглашаются поддержать инициативу снизу по созданию фонда, уже прогресс.
Информирован? Значит, вооружен
Как показал анализ конфликтов, периодически возникающих вокруг разработки рудников между компаниями, получившими лицензии, и жителями регионов, в основе их лежат закрытость первых и неинформированность вторых. Вкупе эти факторы создают благоприятную почву для возникновения разного рода слухов, домыслов, подозрительности и недоверия. Особенно со стороны хозяев недр к заезжим бизнесменам.
Вот что по этому поводу думает заместитель директора Госагентства по геологии и минеральным ресурсам Наби Эшназаров: "Я не исключаю, что простые граждане не владеют информацией о том, кто платит налоги, какие и в каком количестве. Хотя, замечу, правительство пятый год ведет работу по повышению прозрачности горнодобывающих отраслей. Импульс деятельности в этом направлении дало постановление правительства, принятое в прошлом году. Благодаря этому документу в Инициативу уже вошли многие предприятия отрасли, государственные органы и неправительственные организации. В этом году мы подготовили отчет по проведенной работе и передали в кабинет министров.
Государство при заключении соглашения ставит определенные условия для компаний. Например, в Таласской области 90% наемных рабочих и специалистов будут составлять местные жители. В остальных регионах - не менее 70%. С другой стороны, люди на местах тоже должны уяснить, что природные богатства - драгоценные металлы, вода, уголь, газ и нефть принадлежат всему народу Кыргызстана, а не только тем, кто проживает рядом с месторождениями, рудниками и угольными разрезами.
Подобного рода суждения имеют место и вводят людей в заблуждение. А что же делать регионам, которые не богаты природными ископаемыми, но чей вклад в экономику республики не меньше? Поэтому мы говорим, что все налоги от разработки недр должны поступать в республиканский бюджет и расходоваться на нужды всего общества, а не отдельно взятого района или айыл окмоту. Ведь при этом земельный налог остается в местном бюджете. А чтобы у людей не возникало недоверия к компаниям-инвесторам, те должны ежеквартально публиковать отчеты о доходах и расходах в СМИ. Тогда многие вопросы к ним отпадут сами по себе".
Такой же точки зрения придерживается и заместитель начальника управления налоговой политики Министерства финансов Бекболот Алиев.
- В 2006 году был принят закон, согласно которому государственные учреждения обязаны предоставлять гражданам доступ к информации, - рассказал чиновник. - Закон о принципах бюджетного права также предоставляет любому гражданину возможность участия в бюджетном процессе, для этого и инициируются слушания. Вся информация о доходах и расходах казны должна быть открыта. Ее, а также другие сведения, касающиеся бюджета, граждане имеют право запросить у государственных служащих или у органов местного самоуправления в устном или письменном виде.
На мой взгляд, Министерство финансов придерживается этих норм. Есть сайт, на нем можно найти полную информацию о деятельности ведомства. Кроме того, любые обращения мы стараемся не оставлять без ответов. Я не вижу здесь проблемы - доступ граждан к информации позволяет государственным органам более эффективно осуществлять свою деятельность, это своего рода инструмент, отвечающий за прозрачность действий.
По мнению Алиева, чтобы система государственных доходов и расходов была прозрачной, недостаточно одного права знать об управлении денежными потоками. Нужно, уверен он, чтобы общественность еще и проявляла инициативу и активно участвовала в процессе принятия решений при формировании бюджета. Более того, разделяла с государственными органами ответственность за их выполнение. А роль связующего звена между властью и населением Алиев отвел НПО. Чиновник считает: так как информация, которой владеют они, очень сложна для понимания, именно общественные органы в силах помочь донести ее до простых граждан в доступном виде.
Статистика предупреждает
Между тем, по последним данным МДС, почти треть опрошенных предпринимателей предсказывают ухудшение инвестиционного климата в Кыргызстане в текущем году. К сведению правительства: из них только 6% говорили, что деловая среда стала "немного лучше". Вчетверо больше их коллег заявили, что она стала "немного хуже", а 35% бизнесменов уверены в ухудшении условий для притока капитала в страну.
В нынешнем году, согласно прогнозу МДС, объем инвестиций в горнодобывающую отрасль снизится с 63,6 процента до 40.
Битва за недра
Негативные кризисные явления затронули и этот сектор экономики: в настоящее время здесь так же, как в промышленности в целом, наблюдаются спад производства, сокращение кадров, отток денег. И тем не менее богатства, спрятанные под толщей земли, остаются главным ликвидным имуществом государства и даже в неблагоприятные для экономики времена привлекают инвесторов.
Освоение месторождений полезных ископаемых и все, что было связано с ними, всегда находилось в определенной секретности. Общественность зачастую случайно узнавала об иностранных инвесторах, получивших права на тот или иной рудник, карьер. Люди, в особенности на местах, где располагались природные кладовые, понятия не имели, каким образом распределялись лицензии и за что правительство могло их отозвать. Тайной за семью печатями были сведения о доходах и прибылях компаний, никто не мог точно сказать, во что обходится новое предприятие, потревожившее привычный размеренный уклад жизни горцев.
Но так долго не могло продолжаться, по мере роста экономического самосознания люди все чаще стали задавать властям, от их имени распоряжающимся народным достоянием, неудобные вопросы. А именно: что из себя представляет компания-инвестор, где зарегистрирована? Насколько она финансово обеспечена? Какой у нее послужной список? И главное, не навредит ли добыча руды или щебня окружающей среде, какую пользу получат страна, ее граждане от деятельности инвестора и т. д.
Кумтор пробудил от спячки
Активность неправительственных организаций, органов местного самоуправления, парламентариев, не желающих быть сторонними наблюдателями, как известно, стала причиной пересмотра соглашения по Кумтору с канадскими учредителями компании "Центерра голд". Требование гражданского сектора большей прозрачности горнодобывающих предприятий заставило правительства в 2004 году присоединиться к Инициативе по продвижению прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИППДДО), которую поддерживают многие страны, в том числе Азербайджан и Казахстан.
Аббревиатура, надо заметить, еще та. Язык можно сломать, но запомнить ее необходимо. Инициатива прозрачности и станет тем проводником, который заставит разработчиков недр рассекретиться, открыть свои планы не только правительству, но любому кыргызстанцу, который считает себя хозяином подземных кладовых.
Именно благодаря Инициативе впервые такие крупные компании, как "Кумтор оперейтинг компани" и "Кыргызалтын" начали публиковать свои финансовые отчеты, которые Министерство финансов размещало на своем сайте для всеобщего обозрения. Но после мартовских событий новому руководству страны было не до транспарентности в отдельно взятой отрасли. Перед ним стояла задача поважнее - стабилизация всей экономики. Однако, как показала жизнь, после революции больше всего лихорадило как раз-таки предприятия, получившие лицензии на разработку месторождений золота, олова, угля.
По мнению депутата Жогорку Кенеша Кубанычбека Исабекова, прославившегося своими судебными исками против канадского разработчика кумторского золота, доходы горнодобывающих отраслей играют важную роль в формировании бюджетного пирога, поэтому интерес к этой теме с годами только растет.
- Существует стереотип мышления, что будущее Кыргызстана зависит от сельского хозяйства, популярности туризма, стабильной работы энергетики. А вопрос эффективного освоения недр остается как бы несколько в стороне, - садится на любимого конька парламентарий, как только речь заходит о горнодобывающей отрасли. - Только этим я могу объяснить то, что до сих пор правительство не разработало государственную программу по развитию горнодобывающей отрасли. Что касается законодательной базы, которая сейчас имеется в распоряжении исполнительной власти, то она неполная и требует доработки.
Вспомним, до распада Советского Союза наша республика занимала третье место по запасам и производству золота. Сегодня мы уже не располагаем информацией, какие позиции здесь нам отводит мировое экономическое сообщество. Ведь добыча драгоценного металла идет только на Кумторе и в Казармане. Ведают ли люди о том, что единственное в стране предприятие по производству ртути в Хайдаркане сейчас стоит? А знают ли они, что происходит сегодня на Кадамджайском сурьмяном комбинате?
Кубанычбек Исабеков считает, что правительству стоит строже спрашивать с новых владельцев комбината, который в настоящее время находится под контролем казахстанских бизнесменов. Собираются ли те выполнять свои инвестиционные обязательства? "Либо они работают, либо мы забираем их назад, - безапелляционно ставит вопрос депутат. - Если новые хозяева не запустят производство, пусть не удивляются, если вдруг возникнет предложение о национализации комбината, хотя все понимают, что республике необходимы инвестиции".
Изменить ситуацию с прозрачностью может закон о горнодобывающей отрасли, законопроект которого парламент обсуждал и не принял из-за многочисленных недостатков. Разработчики нормативно-правового акта сейчас корпят над ошибками, чтобы представить откорректированный документ в Жогорку Кенеш до конца нынешнего года.
Что такое Инициатива и на что она нам
Однако представители гражданского сектора считают, что и без этого закона есть достаточно рычагов, чтобы заставить сделать деятельность компаний-разработчиков прозрачнее. Чтобы те не прикрывались коммерческой тайной и сполна удовлетворяли законное любопытство местных жителей о реализации многомиллионных проектов.
- Основным принципом Инициативы по повышению прозрачности горнодобывающей отрасли является борьба с коррупцией, - поделился своим видением проблемы директор Института развития общин и горнодобывающей промышленности Таалайбек Дыйканов. - Речь идет не только о раскрытии информации о выплатах и поступлениях налогов, но и об их использовании. Мы бываем во всех районах, где работают предприятия отрасли, и часто слышим от местного населения: "Почему вы говорите только о налоговых проблемах? Почему ни слова о самой начальной стадии процесса, как-то: составление контракта с компаниями, о том, какая будет польза нам от разработки месторождений?".
По словам Дыйканова, люди жалуются, что не видят своих интересов в данных соглашениях. Им сбрасывают какой-то процент от доходов как подаяние. А ведь если компания пришла надолго, то у нее в портфеле должен быть долгосрочный план с разделами о том, какие социальные объекты будут построены, сколько новых рабочих мест создано и какой процент из них будет забронирован для местных жителей. Но более всего мучит людей сомнение: будут ли гости беречь землю, как обещают?
Это далеко не праздное любопытство. Инвесторы приходят и уходят, зачастую оставив после себя разоренную, опустошенную территорию. А кеминцам, таласцам, нарынчанам здесь жить, растить детей. Вот почему их больше, чем выгоды, которые им сулят разработчики недр, беспокоит проблема сохранения экологического равновесия, состояния дорог, качества воды и другие. Они чувствуют свою ответственность за землю предков перед потомками, потому что хотят передать ее им в чистоте и сохранности.
Поиском разумного баланса между экономической необходимостью и экологической безопасностью при разработках того или иного месторождения вот уже многие годы занимается общественная организация "Древо жизни". Примечательно, что эта НПО, часто выступая оппонентом власти, в то же время стремится к конструктивному диалогу с госструктурами.
- Потому что одной голой критикой проблемы не решить, - убеждена лидер "Древа жизни" Калия Молдогазиева. - Инициатива по продвижению прозрачности горнодобывающих предприятий должна объединить усилия трех сторон: государства, неправительственных организаций и самих компаний. Но самое главное - это довести ее идеи до простых граждан. Механизм Инициативы очень прост: горнодобывающие компании должны публиковать отчеты о выплате налогов в бюджет страны. Государство также отчитывается о поступлениях налогов всех компаний в целом, затем независимые аудиторы сверяют сведения, полученные от разработчиков и исполнительной власти, и выдают свой вердикт: где идет сокрытие доходов, где работают непрозрачно. Единственная сложность - долгий подготовительный период, так как есть определенные требования к отчетам.
Инициативу должны поддерживать не только иностранные, но и местные компании независимо от формы собственности, будь то государственная или частная. Например, КНР не подписала соглашение по Инициативе, но китайские компании, работающие на территории нашей республики (их прибыли превышают 3 миллиона долларов), обязаны выполнять все требования ИППДДО и вести политику прозрачности и открытости. Сегодня таких компаний, обязанных публиковать свои финансовые отчеты, уже не 2, а 27.
По словам Калии Молдогазиевой, в прошлом году они и их соратники побывали в Чаткальском районе, где работают много разработчиков различных месторождений. Там они разъясняли местному населению принципы Инициативы. Учеба оказалась плодотворной: после окончания обсуждения чаткальцы решили создать Фонд развития района, куда все инвесторы обещали перечислять средства.
Конечно, считают некоторые правозащитники, было бы лучше, если бы компании сами сознательно шли на открытие спецсчетов и фондов для аккумулирования денег, предназначенных для восстановления окружающей среды, строительства социальных объектов, повышения экономического потенциала региона. Как это практикуют сегодня, например, канадцы на Кумторе. Но сам факт, что инвесторы соглашаются поддержать инициативу снизу по созданию фонда, уже прогресс.
Информирован? Значит, вооружен
Как показал анализ конфликтов, периодически возникающих вокруг разработки рудников между компаниями, получившими лицензии, и жителями регионов, в основе их лежат закрытость первых и неинформированность вторых. Вкупе эти факторы создают благоприятную почву для возникновения разного рода слухов, домыслов, подозрительности и недоверия. Особенно со стороны хозяев недр к заезжим бизнесменам.
Вот что по этому поводу думает заместитель директора Госагентства по геологии и минеральным ресурсам Наби Эшназаров: "Я не исключаю, что простые граждане не владеют информацией о том, кто платит налоги, какие и в каком количестве. Хотя, замечу, правительство пятый год ведет работу по повышению прозрачности горнодобывающих отраслей. Импульс деятельности в этом направлении дало постановление правительства, принятое в прошлом году. Благодаря этому документу в Инициативу уже вошли многие предприятия отрасли, государственные органы и неправительственные организации. В этом году мы подготовили отчет по проведенной работе и передали в кабинет министров.
Государство при заключении соглашения ставит определенные условия для компаний. Например, в Таласской области 90% наемных рабочих и специалистов будут составлять местные жители. В остальных регионах - не менее 70%. С другой стороны, люди на местах тоже должны уяснить, что природные богатства - драгоценные металлы, вода, уголь, газ и нефть принадлежат всему народу Кыргызстана, а не только тем, кто проживает рядом с месторождениями, рудниками и угольными разрезами.
Подобного рода суждения имеют место и вводят людей в заблуждение. А что же делать регионам, которые не богаты природными ископаемыми, но чей вклад в экономику республики не меньше? Поэтому мы говорим, что все налоги от разработки недр должны поступать в республиканский бюджет и расходоваться на нужды всего общества, а не отдельно взятого района или айыл окмоту. Ведь при этом земельный налог остается в местном бюджете. А чтобы у людей не возникало недоверия к компаниям-инвесторам, те должны ежеквартально публиковать отчеты о доходах и расходах в СМИ. Тогда многие вопросы к ним отпадут сами по себе".
Такой же точки зрения придерживается и заместитель начальника управления налоговой политики Министерства финансов Бекболот Алиев.
- В 2006 году был принят закон, согласно которому государственные учреждения обязаны предоставлять гражданам доступ к информации, - рассказал чиновник. - Закон о принципах бюджетного права также предоставляет любому гражданину возможность участия в бюджетном процессе, для этого и инициируются слушания. Вся информация о доходах и расходах казны должна быть открыта. Ее, а также другие сведения, касающиеся бюджета, граждане имеют право запросить у государственных служащих или у органов местного самоуправления в устном или письменном виде.
На мой взгляд, Министерство финансов придерживается этих норм. Есть сайт, на нем можно найти полную информацию о деятельности ведомства. Кроме того, любые обращения мы стараемся не оставлять без ответов. Я не вижу здесь проблемы - доступ граждан к информации позволяет государственным органам более эффективно осуществлять свою деятельность, это своего рода инструмент, отвечающий за прозрачность действий.
По мнению Алиева, чтобы система государственных доходов и расходов была прозрачной, недостаточно одного права знать об управлении денежными потоками. Нужно, уверен он, чтобы общественность еще и проявляла инициативу и активно участвовала в процессе принятия решений при формировании бюджета. Более того, разделяла с государственными органами ответственность за их выполнение. А роль связующего звена между властью и населением Алиев отвел НПО. Чиновник считает: так как информация, которой владеют они, очень сложна для понимания, именно общественные органы в силах помочь донести ее до простых граждан в доступном виде.
Статистика предупреждает
Между тем, по последним данным МДС, почти треть опрошенных предпринимателей предсказывают ухудшение инвестиционного климата в Кыргызстане в текущем году. К сведению правительства: из них только 6% говорили, что деловая среда стала "немного лучше". Вчетверо больше их коллег заявили, что она стала "немного хуже", а 35% бизнесменов уверены в ухудшении условий для притока капитала в страну.
В нынешнем году, согласно прогнозу МДС, объем инвестиций в горнодобывающую отрасль снизится с 63,6 процента до 40.