аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Ярослав Романчук (Беларусь)
Приятно, когда твою страну хвалят. Приятно, когда это похвала не дежурная, дипломатическая, а искренняя, за реальные достижения. Беларусь в авторитетном рейтинге «Как делать бизнес-2010» поднялась за год сразу на 24 позиции, с 82-го на 58-ое место из 183-х стран. Наряду с Руандой, Кыргызстаном Македонией Объединенными арабскими эмиратами мы вошли в пятерку самых динамичных реформаторов делового климата в мире. По легкости регистрации бизнеса мы впервые в истории вошли в десятку лучших стран мира, заняв седьмое место. Это огромный прыжок за год, сразу на 91 позицию в рейтинге легкости регистрации по методике доклада Doing Business.
Десятиборье так не выиграешь
Рейтинг «Doing Business» (DB) состоит из десяти компонентов. В этом плане его можно сравнить со спортивным десятиборьем. Регистрация - это всего лишь один из десяти его составляющих. Так вот успех Беларуси по перемещению в рейтинге сразу на 24 места обеспечил нам только один «вид спорта» - изменение регистрации юридических лиц. Очень хорошо, что мы резко улучшили свои результаты в этой сфере, но медали и награды в десятиборье получают не лучшие в отдельных категориях, а лучшие по всем десяти факторам.
К сожалению, по ключевым, важнейшим компонентам делового климата для действующих, работающих предприятий у нас не зафиксировано никакого прогресса. Замечательно, что власти создали условий мирового уровня для тех людей, которые хотят заняться бизнесом. Гораздо более важная задача сегодня - облегчить экономическую жизнь для тех, кто уже работает в бизнесе. Если действующий предприниматель не станет источником позитивной информации об изменении делового климата, существенной активизации предпринимательского потенциала населения ожидать не стоит.
Беларусь четвертый год подряд сохраняет последнее место в мире по качеству налоговой системы. МВФ каждый год добавляет в рейтинг страны, а мы все равно не можем уйти с последней позиции. В этом году мы оказались на 183-м месте из 183 стран. Позор некомпетентности Министерства по налогам и сборам и Совета Министров в целом является нашим общенациональным позором. Жесткий приказ А. Лукашенко улучшить налоговую систему чиновники без видимых для себя негативных последствий «бортанули».
Мы ухудшили условия для получения кредита (с 109-го на 113-ое место). В условиях углубляющегося кризиса именно в этой сфере стоило бы ожидать концентрации усилий правительства и Нацбанка. Опять провал. Мало того, что кредиты в Беларуси остаются чрезвычайно дорогими и недоступными, так еще для их получения нужно затратить массу времени, нервов и ресурсов.
Еще хуже стали институты по защите инвесторов (падение с 105-го на 109-е место). Без толку проведение десятков инвестиционных форумов, зазывание в гости инвесторов, если мы не можем гарантировать инвесторам сохранение их активов, собственности и возможность распоряжения по своему усмотрению заработанной прибылью. Власти до сих пор не могу понять, что инвесторы приходят в страну не для выполнения программы правительства, а для того, чтобы заработать, причем, как минимум на 10 - 15% больше, чем в стабильной стране. Ведь Беларусь по прежнему считается страной рискованного инвестирования. Поэтому серьезные инвесторы придут к нам, если будут видеть возможность хорошего заработка за тот риск, который они предпринимают.
Изменения в условиях перемещения товаров через границу (улучшение с 134-го на 129-ое место) не являются значимыми улучшениями и сохраняют нашу страну в списке тех, кто недружественно относится к экспортерам и импортерам. Мы руками бюрократов гробим наше естественное преимущество - выгодное географическое положение. Что толку, что мы находимся в центре Европы, если наша страна пестрит заборами, стенами, барьерами и шлагбаумами тарифного и нетарифного характера? Это как гениального рекордсмена мира на стометровке У. Болта одеть в кирзовые сапоги, на голову напялить противогаз и для еще большей защиты одеть костюм химзащиты - и поставить задачу победить на Олимпиаде. Беларусь могла бы зарабатывать за счет своего выгодного транзитного, географического положения миллиарды долларов. Однако чиновники продолжают считать, что наш бизнес в противогазе и кирзовых сапогах может стать конкурентоспособным.
Чего нет в методологии Doing Business
Место Беларуси по качеству делового климата было бы гораздо хуже, если бы Всемирный банк учитывал в своей методологии такие факторы, как регулирование цен, доведение до всех субъектов хозяйствования вне зависимости от формы собственности приказов по росту объемов производства, дискриминация частного сектора налоговыми, арендными и другими льготами для госсектора.
Авторы Doing Business исходят из того, что правительство принимает, как данность свободное ценообразование и преимущества рынка. Однако в Беларуси все еще работает телефонное право, которое подкрепляется распоряжениями, письмами и телефонограммами местных органов власти и Министерства торговли. До сих пор предприятия не могут без согласования ни поднять, ни снизить цену.
Власти обязывают магазины покупать преимущественно товары местного производства. Местечковый протекционизм внутри одной страны - это такой архаизм, который для авторов методики DB надо особо объяснить. Диплом из Гарварда или Лондона не хватает для понимания логики таких действий. На самом деле наличие такой практики является серьезным инвестиционным барьером. Например, немецкая, литовская или российская компания, которая хотела бы открыть завод в Гродненской области, должны понимать, что их товарам не будут рады в других регионах страны. Булочка или хлеб, испеченный добрыми руками гомельчан, едва ли удастся попробовать брестчанам или минчанам.
МВФ и Всемирный банк исходят из аксиомы о наличии единого экономического пространства внутри страны. Это знания даже не первого курса вуза. Это первый класс средней школы.
Наши чиновники подходят к рейтингу Doing Business, как к выполнению очередного задания начальника. Сказали войти в тридцатку - надо демонстрировать прогресс и положительную динамику. Складывается впечатление, что белорусское правительство создает благоприятный деловой климат не потому, что это правильная стратегия создания мощной конкурентоспособной экономики, а для того, чтобы отчитаться перед МФК, МВФ и получить очередную порцию кредитов.
Быстрое системное решение - это не шок, а общественное благо
Для предпринимателей неважно, как назвать действия властей по упрощению процедуры регистрации бизнеса. Эмоционально такие действия иногда называют шоковой терапией. Было плохо, стало гораздо лучше - шок. Плохое слово, уводящее от смысла решения. Человек боится шока. От него можно умереть, по крайней мере, если говорить о медицинском лечении. Медицинские метафоры по отношению к экономической политике далеко не всегда создают помогающие понять суть правовых решений образы. В Беларуси в сфере регистрации бизнеса произошла настоящая шоковая терапия, как бы это назвали журналисты и антирыночные комментаторы. Александр Лукашенко в этой сфере институциональных изменений стал вровень с Лешком Бальцеровичем или Егором Гайдаром.
Действительно, зарегистрировать бизнес в Беларуси стало гораздо легче. Скептики говорят, что белорусское общество все еще не готово к рыночным решениям. Бред. Для принятия нового порядка регистрации не надо было принимать некий особый план подготовки общества. Не надо никаких революций, томов теоретических моделей или консенсуса экономической профессуры. В данном случае мы изучили лучший мировой опыт и внедрили его у себя. Для этого даже не надо было посылать гонцов в страны, которые имеют лучшую в мире процедуру регистрации бизнеса. Всемирный банк и МФК, независимые эксперты, как на блюдечке, выложили перед дисижнмейкерами всю информацию. Подготовка проекта указа - день или два. Быстрое согласование - и документ готов.
Кто пострадал от такого «шока»? Разве только те, кто брал взятки за ускорение процедуры регистрации. Меньше стали зарабатывать юристы. Сократился рынок для нотариусов. Но это мизерные издержки по сравнению с огромным позитивом от нового порядка регистрации бизнеса. Время поднять бокал за здоровье тех, кто участвовал в подготовке, продвижении и подписании нового белорусского порядка регистрации юридических лиц. Здорово, когда в один день, дешево и просто зарегистрировать компанию. Хороших слов заслужили сотрудники Министерства юстиции, Международной финансовой корпорации, бизнес ассоциаций. Бизнес и аналитики убедительно доказали преимущества от упрощенного порядка регистрации. И убедили А. Лукашенко в необходимости подписания Декрета № 8 от 17.12.2007.
Есть повод полюбить юристов
Оказывается, можем войти даже не в тридцатку, а в десятку лучших в мире по отдельным компонентам делового климата. Наша страна оказалась в Топ-10 мира еще по одному компоненту, по регистрации собственности. С 13-го места в Докладе Doing Business-2009 (DB) мы переместились на 10-ое в рейтинге DB-2010. Это еще один успех. Браво для наших юристов, администраторов и политиков, которые добились такого результата. Сейчас главное сохранить это достижение на этапе вовлечения в коммерческий оборот земли и огромного количества государственных активов, которые предстоит приватизировать.
Беларуси чуточку не хватило, чтобы войти в десятку лучших в мире еще по одному фактору, по принуждению к исполнению контрактов. С 14 места в DB-2009 мы поднялись на 12-ое в докладе DB-2010. Естественно, объем рыночных сделок в централизованной плановой экономике с явной доминацией Вертикали не сравнить с количеством операций в полноценной частной рыночной экономике. Поэтому нашей судебной системе и системе принуждения к исполнению договоров еще предстоит пройти самый сложный тест на прочность. Когда им по решению суда о банкротстве придется изымать имущество, например, крупного государственного завода, процесс не будет таким быстрым и легким.
Как войти в топ-30 мира: два самых слабых звена
Нет сомнения, что внутри структур исполнительной власти есть профессиональные, толковые специалисты. По уровню подготовки они находятся на мировом уровне. К сожалению, в экономическом блоке правительства на высшем уровне их нет. С. Сидорский, его заместители, министерство экономики, министерство финансов, МНС не могут предложить ни четко сформулированное видение долгосрочного развития Беларуси, ни тактику поведения власти для преодоления кризиса. Не вызывает сомнения, что Совет Министров является самым слабым звеном в системе экономической политики страны. Без решения кадрового вопроса Беларусь никогда не войдет в Топ-30 мира по качеству делового климата.
Второе слабое звено - это экономический блок Администрации президента. С. Ткачев, как один из идеологов белорусского неоплана, сторонник государственной собственности и жесткого протекционизма явно зарапортовался. Он критикует Совмин слева, говоря не о необходимости рыночных реформ и открытости, а об ужесточении вертикали, об усилении контроля, о сохранении государства в качестве основного собственника. Это грубейшая теоретическая ошибка. Она воспроизводится многими профессорами основных экономических вузов страны, в первую очередь, БГЭУ (нархоза).
Национальный банк обладает определенным реформаторским потенциалом. Ему не хватает принципиальности и жесткости в отстаивании своей позиции. Тем не менее, именно с этого ведомства могут выйти перспективные реформаторы страны, технократы, которые будут аккуратно выполнять программу реформ.
Открытым остается вопрос: «А кто напишет эту программу? Кто возьмет на себя ответственность за проведение реформ в стране?» Очевидно, что такая задача не под силу ни Минэкономики, ни национальной академии наук, ни тем более Совмину. Пришла пора обратиться за помощью к независимым экспертам. У нас есть качественные программы, законопроекты и концепции. У нас есть реальная альтернатива. Есть что показать. В наличии умение убеждать желающих слушать. Смелость брать ответственность на себя. Только мощная новая команда в состоянии сформулировать новые задачи и обеспечить их выполнение. Открытым остается вопрос, появится ли политический заказ на формирование такой команды и реализацию нового видения для экономики страны.
Деловой климат в Беларуси по десяти компонентам
Параметр |
Место из Доклада Doing Business 2010 |
Место из Доклада Doing Business 2009 |
Изменение за год |
Место в рейтинге легкости ведения бизнеса |
58 |
82 |
+24 |
Регистрация бизнеса |
7 |
98 |
+91 |
Получение разрешения на строительство |
44 |
62 |
+18 |
Наем работников |
32 |
40 |
+8 |
Регистрация собственности |
10 |
13 |
+3 |
Получение кредита |
113 |
109 |
-4 |
Защита инвесторов |
109 |
105 |
-4 |
Уплата налогов |
183 |
183 |
0 |
Внешняя торговля |
129 |
134 |
+5 |
Принуждение к исполнению контракта |
12 |
14 |
+2 |
Закрытие бизнеса |
74 |
74 |
0 |
Источник: Doing Business 2010. Данные за 2009 год были пересчитаны с учетом изменений в методологии и добавления двух новых стран.