аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Удивительная ситуация складывается в Кыргызстане. Власти страны заявляют о прозрачности и честности, зазывают инвесторов, чтобы поднять экономику, но при этом весьма нахально топчут действующее законодательство и ни во что не ставят правила ведения честного бизнеса, отдавая предпочтение «своей правде». Взять ту же банковскую систему страны. Накануне первой годовщины апрельских событий уместно вспомнить, как все начиналось...
Кто прикарманил миллионы Максима?
История с изъятием миллионов долларов из банковских ячеек по-прежнему окутана туманом. Несмотря на скандальность вопроса, никто в Кыргызстане из власть предержащих не торопится призвать закон на службу справедливости.
Бывший министр финансов Темир Сариев в мае 2010 года поведал прессе о том, что «$1 миллион 999 тысяч изъяты финполицией из безымянных ячеек в банках Кыргызстана». По его данным, владельцы банковских VIP-ячеек - члены семьи экс-президента Бакиева и приближенные к ним люди. Тогда же Темир Сариев сказал, что «есть акты, подписанные комиссией, об изъятии денег из банковских ячеек и передаче их на ответственное хранение сотруднику Минфина». Часть из них пошла на проведение операции на юге Кыргызстана. «Если впоследствии, по завершении уголовного дела, изъятые из банковских ячеек средства будут признаны незаконными, они будут переведены в бюджет страны», - пояснил он.
Уместно вспомнить, что в мае 2011 года куратор силовых структур и член временного правительства Азимбек Бекназаров говорил, что в ячейках нашли примерно $35 миллионов. А Генпрокуратура заявляла только о 19,5 миллиона, которые она передала на хранение в Национальный банк.
Сколько валюты на самом деле экспроприировали пришедшие к власти после свержения режима второго президента, непонятно до сих пор.
Совесть не замучила?
В январе 2011 года Темир Сариев, ранее отправленный союзниками в бесславную отставку, вновь выдал порцию сенсаций. Бывший глава Минфина поведал подробности о раздаче миллионов долларов в мае и июне 2010-го членам временного правительства и их приближенным.
В частности, Министерство обороны получает $150 тысяч, ГКНБ - $150 тысяч, МВД - $10 тысяч, руководитель аппарата президента переходного периода Эмильбек Каптагаев - $43 тысячи, УВД Бишкека - $20 тысяч, Топчубек Тургуналиев - $5 тысяч, Азимбек Бекназаров - $120 тысяч на нужды юга, аппарат временного правительства - $20 тысяч. Кроме того, Чуйское УВД - $10 тысяч, руководитель народных дружин по Ленинскому району Бишкека - $15 тысяч, мэрия Джалал-Абада - $100 тысяч, Омурбек Текебаев - $20 тысяч, Кубат Оторбаев - $20 тысяч, канал ЭлТР - $10 тысяч, ГКНБ - $200 тысяч, «РСК Банк» города Джалал-Абада - $500 тысяч, МВД - $200 тысяч. Еще $25 тысяч - аппарат временного правительства, $50 тысяч - прокуратура, $20 тысяч - УВД Бишкека, по $100 тысяч - секретарь Совбеза и мэрия Бишкека...
Когда обнародовали цифры, ни один(!) из чиновников новой власти не смутился. Напротив, некоторые попытались оправдаться: мол, мы же боролись с бакиевским «наследием», время было, сами помните, необходимо было наводить порядок. А как можно наводить порядок, порядок не соблюдая, никто из временщиков не рассказал.
И только Эмильбек Каптагаев попытался вернуть деньги в Нацбанк. Можно было бы поаплодировать чиновнику, предполагая, что его замучила совесть. Но сделал он это как-то странно. Втихаря и поспешив. А общественность об этом и не узнала бы, кабы не сообщил экс-генпрокурор Кубатбек Байболов, выступая перед депутатами парламента.
Телефонгейт
Скандальное обнародование некими «доброжелателями» телефонных разговоров членов временного правительства год назад так и не стало основой уголовного расследования. Что тоже вызывает удивление. Шутка ли, лидеров апрельской революции обвиняли в дележке миллионов долларов.
Но ни один из фигурантов телефонных разоблачений так и не стал защищать доброе имя в суде. Почему? Высокопоставленные мужи временного правительства как-то робко и невнятно «исповедались», что деньги пошли на стабилизацию политической ситуации на юге страны. Ни отчетов, ни перечня (куда, на что и сколько) - ни слова. И только ныне премьер-министр Алмазбек Атамбаев собрал в выходной день пресс-конференцию и уверенно заявил: мол, к распилу средств не имею отношения. Его примеру не последовал никто.
А после выступления Кубатбека Байболова в парламенте стало известно, что пришедшие к власти стабилизировали обстановку в Кыргызстане аж до самых парламентских выборов. За шесть дней до даты голосования - 10 октября 2010-го - деньги вновь получили государственные мужи. На каком основании и зачем?
Сам бывший генпрокурор заявляет, что «деньги, изъятые из ячеек пяти банков Кыргызстана, выдавались кому попало». По его словам, он располагает документами о том, куда и как направлялись деньги, изъятые в банках после «революции». Часть средств, как он отметил, потрачены на выборную парламентскую кампанию некоторых партий или осели в карманах.
Нацбанк как крыша
Все тайны о миллионах наверняка знают в руководстве Национального банка страны. Но его глава Бактыгуль Жээнбаева не торопится блюсти закон и рассказывать всю правду.
Почему в Нацбанке, например, молчат о том, что средства изъяты фактически незаконно? Зато в Генеральной прокуратуре Кыргызстана признали: вскрытие ячеек в «АзияУниверсалБанке» в апреле 2010 года не совсем законно. Об этом на заседании парламентского комитета по фискальной и денежно-кредитной политике заявил начальник управления ГП КР Учкун Каримов. В ответ на это Бактыгуль Жээнбаева поясняет: дескать, в АУБ вскрывались только безымянные ячейки. «Если они были бы именными, это явилось бы нарушением закона. Делалось все это по указанию сотрудников банка», - отметила она. Глава НБ КР не знает, что по Закону КР «О банковской деятельности» для вскрытия ячейки необходимо решение суда?
ИА «24.kg» примерно месяц назад в ответ на сетования и.о. председателя Национального банка по поводу необоснованных обвинений в ее адрес предложило Бактыгуль Жээнбаевой ответить на вопросы журналистов, чтобы у общественности не было поводов подозревать ее сотоварищи в неблаговидных делах. Она согласилась, попросив выслать вопросы заблаговременно. Мы выслали. Ознакомившись с ними, Бактыгуль Жээнбаева отказалась отвечать. Ничего крамольного в них не было, кроме тех вопросов, которые поднимаются в этой статье.
P.S. Отправленный в отставку генеральный прокурор хотел рассказать депутатам парламента много интересного. В том числе и по реальной ситуации вокруг национализированных банков, и об изъятых средствах, и о «тонкостях» предвыборной парламентской кампании отдельных политических партий, и о продолжении телефонгейта. Но ему не дали. Спикер Жогоку Кенеша просто выключил микрофон.
Чего боятся власти страны, заявляя о благих намерениях покончить с коррупцией и семейственностью? То есть все происходящее в Кыргызстане требует уточнения? Очередные власти рьяно борются с коррупцией и семейственностью прежних режимов, активно продвигая собственные интересы?