аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Среднестатистическое предприятие, методы управления им и финансовое положение во многом схожи с экономической ситуацией в Кыргызстане и стилем жизни целой страны. Возможно, цивилизованное ведение бизнеса подтолкнет к тому, что управление в государстве станет эффективнее, а развитие нашей республики динамичнее. А может быть, наоборот, развиваться надо "сверху": как только власти начнут действовать, руководствуясь экономическими понятиями, то и жизнь более пяти миллионов граждан станет больше похожа на логично функционирующий рынок, а не на хаотичный базар.
В Кыргызстане примерно 280 тысяч представителей малого и среднего бизнеса, крупного "дцать" раз меньше. Это то, что нас окружает, поэтому большинству людей более ли менее понятен механизм работы бизнес-единицы, его функции, цели и задачи.
Если спроецировать деятельность одной компании на целое государство, то Кыргызскую Республику можно представить в виде большого акционерного общества. Проведение подобных аналогий позволяет более здраво смотреть на то, по каким принципам должно жить государство и как выстраивать отношения со своими конкурентами в лице других стран, с партнерами в лице инвесторов, с клиентами, в роли которых могут выступить туристы, фирмы, фирмочки и многие другие.
Представьте, что вы, как бизнесмен, запускаете новый проект, например, собираетесь построить пансионат (при этом не отпускайте мысль, что государство – это корпорация). Не легкая задача, правда? По-хорошему, сначала надо составить бизнес-план, смоделировать свой пансионат в уме и на бумаге, сделать финансовые расчеты, расписать шаги по завоеванию рынка, не забыть про начисление зарплаты и амортизацию. Ну, если кто-то хочет, чтобы план начал реализовываться, то он должен быть объективный, а не построенный на воздушных замках, скажут вам в любой консалтинговой компании.
Морока начинается с поиска конкурентных преимуществ: почему отдыхающие должны приехать к вам, а не в соседний дом отдыха? Главной головной болью всегда остается поиск финансовых средств, а также проведение переговоров и заключение договоров с посредниками, подрядчиками и прочими заинтересованными лицами. Но все это должно основываться на взаимной выгоде. Иначе, зачем вам открывать бизнес себе в убыток, и почему ваши партнеры должны с вами работать за "спасибо"? В голове всегда надо держать главную мысль: бизнес открывают не ради благотворительности, а выгоды для.
А теперь представьте, как государство должно развивать сферу туризма? Правильно, на взаимной выгоде при привлечении инвестиций, четко прописанных договоренностях, наличии жесткой конкуренции в виде курортов Турции, вкусах взыскательных туристов, которым нужен хороший сервис по сходной цене.
Подобные аналогии можно проводить с энергетикой, сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Но суть в том, что при создании бизнеса предприниматель (имеется в виду бизнесмен, а не торгаш) руководствуется экономическими понятиями, а не политическими лозунгами, наплевательским отношением к кредиторам и родственными связями.
Поэтому жить по принципу "государство нам поможет нахаляву", а такого мнения придерживаются многие, просто бессмысленно. Вы что-то отдаете государству, оно вам возвращает. Поэтому в прожектах о легализации теневого сектора и борьбе с коррупцией, где нет и слова про взаимную выгоду, зато много норм из Уголовного кодекса и каких-то пространных понятий про равенство и братство, нет рационального зерна. Хоть убейте, нет и точка.
Чиновники тоже странные люди. В личной жизни, имея собственный бизнес, они руководствуются холодным расчетом. А вот при исполнении служебных обязанностей делают какие-то непонятные (это слишком мягко сказано) здравому смыслу шаги, прикрытые очень красивыми словами. Двойная жизнь, господа, двойные понятия, двойная бухгалтерия... "Двойка" вам!
В то же время развитие экономики Кыргызстана может строиться на таких же принципах, как отношение между двумя предприятиями, которые затеяли совместный проект. Во-первых, на доверии. Доверять же другу другу партнеры станут, когда будут уверены в защите своих инвестиций, сохранности капитала, неприкосновенности их собственности. То есть они должны знать, что недвижимость у них не отберут, а партнер не кинет бессовестным образом.
Во-вторых, никто не отменял принцип справедливости. Если доля в проекте составляет 70 процентов, а у партнера – 30, то и выгоды должны разделяться пропорционально, таким же образом делятся риски. Ведь справедливость – это равенство вложенного и полученного.
О корпоративном управлении, которое следует внедрять в акционерных обществах, как наиболее цивилизованных формах бизнеса, у нас не любят ни говорить, ни слышать, ни знать об этом. Это выражение ассоциируется с "чикагскими мальчиками" или гарвардским акцентом. В общем, с людьми, которые получились дипломы менеджеров на Западе и приехали в азиатскую глушь учить тут всех уму разуму.
Но нас уже два десятка лет людей кормят рассказами о демократическом обществе, Кыргызстан даже имеет почетное звание "островка демократии". Поэтому примерное понимание того, как выглядит демократическое общество есть у каждого.
Но сравните демократические управления государством, где заинтересованными сторонами является президент, парламент, правительство и народ, а также корпоративное управление, где стержнем являются акционеры, совет директоров и правление.
Выборность законодательной власти проявляется избрании населением депутатов парламента. Они в свою очередь должны стоять на страже интересов граждан, принимая соответствующие законы. В корпорациях реальное, а не формальное участие акционеров, в том числе мелких, в жизни компании происходит через совет. Часто ли акционерные общества Кыргызстана следуют требованиям можно проследить на примере энергетических компаний. Ответ можно даже не писать.
Не забудьте про принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. В АО это осуществляется через выборность совета директоров, которые назначают правление. При этом четко разграничиваются функции. К сожалению, депутаты Жогорку Кенеша лезут в дела правительства, которые его не касаются. Ну что ж, издержки роста.
Одним из основных принципы корпоративного управления является подотчетность. Правление компании контролируется советом директоров, а те в свою очередь отчитываются перед акционерами. Правительство страны работает под зорким оком парламента, а депутаты по идее должны рассказывать о проделанной работе электорату.
Принцип справедливости проявляется в защите прав акционеров советом директоров или парламентом через законотворчество. Прозрачность или гласность выражается в обеспечении своевременного и достоверного раскрытия информации по всем существующим вопросам, особенно затрагивающих сферу финансов. Каждый гражданин имеет право знать, чем занимаются чиновники, ведь еще древние греки придумали, что демократия – это власть народа.
Свобода выражения мнения населения проявляется в митингах (шутка!), озадачивании своими проблемами действующих властей и на референдуме. Акционеры ставят вопрос ребром на собрании акционеров. У нас тоже миноритарии ставят вопрос ребром, но вот кто их слушает?
Спросите, а как же судебная власть? Беспристрастная и независимая Фемида в корпорациях – это, к примеру, внешний аудит, независимый от исполнительного органа комитет по аудиту, который должен иметься при совете директоров. Кстати, сейчас подобное в кыргызских крупных АО уже внедряется. Причем благодаря "чикагским мальчикам", в сторону которых многие презрительно фыркают.
Что касается бизнеса, то демократическое управление проявляется в защите частной собственности, гарантии ее неприкосновенности, ограничении вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Корпорации же обязаны следовать законам государств, в которых они работают, беречь как зеницу ока собственность акционеров и приумножать ее. Правление компаний не должно забывать, что его наняли для эффективного работы, и что собственность компаний является имуществом не менеджеров, а акционеров.
Кыргызстан и его 5,5 миллиона акционеров
В это году у нас был принят Закон "О государственно-частном партнерстве", где заложен сам принцип того, что государство является бизнес-корпорацией. Другое дело, как заложенные нормы будут претворяться в жизнь. Закон был одним из документов, которые были приняты пакетом для освоения российского кредита, создания Фонда развития страны.
Закон имеет направленность на привлечение инвестиций, но смысл ГЧП намного шире и имеет более глубокие. Его можно проецировать на все сферы экономики и общественной жизни страны. Например, одним из форм государственно-частного партнерства является концессия. Кстати, законопроекты "О концессиях в КР" и "О горной концессии" уже разработаны Госагентством по геологии и минеральным ресурсам и ждут быть представленными в парламент после каникул.
По мнению разработчиков законопроектов, они основывались на идее, что государство – это большая компания со своими проблемами, целями и распределением обязанностей. Но у компании есть аж 5,5 миллиона заинтересованных лиц, то есть граждан Кыргызстана. Следовательно, менеджмент должен стоять на страже интересов акционеров ОАО "Кыргызская Республика", не путая свой карман с государственным.
Государство – акционерное общество
Граждане – акционеры
Парламент – совет директоров
Президент – председатель совета директоров
Премьер-министр – председатель правления
Кабинет министров – правление
Министерства – подразделения компании (роль финансового отдела может взять на себя Минфин, а маркетингового – Минэкономразвития, производственного – Минпромэнерго и другие).
- К сожалению, граждане не готовы требовать демократического управления не по форме, а по сути. Соответственно, у властей нет желания управлять демократическими методами по сути, а не по форме. А для многих людей, живущих на постсоветском пространстве, возможность влиять на власть представляется далекой, абстрактной и нереальной, - считает Сергей Филин, директор алматинского тренинг-центра "Институт директоров". – Другое дело, когда дело касается из личного "кармана". У граждан, на чье благосостояние влияют результаты деятельности компаний, в которые они инвестировали, может быстрее появится желание влиять на управление фирмами. Следовательно, они будут добиваться внедрения эффективного корпоративного управления. Научившись влиять на компанию, акционеры фактически смогут добиться применения принципов демократии по отношению к себе. Следующим естественным шагом станет желание изменить госустройство в сторону развития демократических принципов управления. Таким образом, внедрение и развитие принципов корпоративного управления в акционерных обществах может стать школой демократии для акционеров.