аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
"Вечерний Бишкек", №50 (10206), 25 марта 2011 года
На финансовом рынке нашей страны произошло знаменательное событие. Его крупнейшие институты — Кыргызская фондовая биржа (КФБ) и Фондовая биржа Кыргызстана–БТС заключили соглашение об объединении. В ходе переговоров найдено компромиссное и взаимоприемлемое решение — объединить обе торговые системы на базе КФБ. Новая организация будет управляться совместно представителями обеих бирж. Для руководства БТС предложено два места в совете директоров и должность вице–президента. Своим видением открывающихся перспектив с журналистами поделились профессиональные участники рынка.
Создание единой площадки означает появление единого учета ценных бумаг. Существовавшая до этого необходимость обмена информацией между несколькими биржами и депозитариями создавала дополнительные затраты и увеличивала стоимость услуг. Отсюда и слабая развитость региональной сети биржевых торгов.
Председатель Госслужбы регулирования и надзора за финансовым рынком при правительстве КР Юруслан Тойчубеков отметил, что вопрос создания в Кыргызстане единой биржи активно прорабатывался на протяжении последних пяти лет. Процесс консолидации происходит не только у нас, а во всем мире. О слиянии бизнеса договорились немецкая и американская биржи, а также лондонская биржа и оператор бирж Торонто и Монреаля. Объединиться желают и две ведущие российские биржи — ММВБ и РТС.
— Активы республики сильно недооценены. Поэтому стоимость акций отечественных компаний весьма занижена, и ряд используемых за рубежом механизмов просто не действует, — говорит Тойчубеков. — Накануне введения в Кыргызстане нацвалюты стоимость всех активов составляла 58,5 миллиарда долларов и буквально в один день упала до 500 миллионов. За все последующие годы она увеличилась лишь до 5 миллиардов. То есть первоначальная уценка произошла в сто раз, а повышение — всего в десять. Для сравнения: в России после нескольких переоценок стоимость имущества выросла в 208 раз.
Глава Госфиннадзора привел еще несколько интересных примеров. Для запуска Камбар–Атинских ГЭС необходимо около 2 миллиардов долларов. Их мощность составит 2 миллиарда киловатт–часов. Все ныне действующие в Кыргызстане энергообъекты вырабатывают от 12 до 16 миллиардов киловатт–часов, но их уставный фонд определен в 78 миллионов долларов. Стоимость одной из сотовых компаний оценивается в пределах 650 миллионов долларов, а “Кыргызтелекома” — всего в 50 миллионов.
При проведении приватизации определенная часть акций госпредприятий досталась населению. Но многие люди не участвуют в принятии решений и не получают дивидендов. Получилось так, что путь до столицы и обратно обойдется сельчанам дороже, чем стоимость имеющихся на руках ценных бумаг.
— Все хотят знать истинную стоимость отечественных компаний. Разница между реальной и номинальной огромна, а это ниша для коррупции. Слабая развитость нашего финансового рынка не позволила противостоять таким явлениям, как рейдерство и продажа компаний с недооцененными активами. После создания единой биржи все проблемы станут легче решаемы, — убежден Тойчубеков. — Если произвести переоценку имущества, то акции будут продавать по их реальной стоимости. Грамотные акционеры никогда не позволят компании скрывать доходы, списывать миллионы на безнадежные долги.
— Создание единой биржи позволит нашим компаниям выйти на международные рынки. Большие выгоды получат и брокеры. Раньше если они работали на одной бирже, то не могли участвовать в деятельности другой, — добавил председатель совета директоров БТС Абдуталип Султанов. — Пока на биржах торговали только корпоративными акциями и облигациями. Теперь созданы все предпосылки для размещения государственных ценных бумаг и акций госпредприятий. Сделки с последними раньше проводились за закрытыми дверями в чиновничьих кабинетах. Мы предлагаем, чтобы этот процесс стал открытым и происходил на бирже.
— Объединившись, мы подготовили государству площадку для вхождения на фондовый рынок. Отныне конкурировать между собой будут не биржи, а брокерские компании, — поддержал коллегу председатель совета директоров КФБ Нурлан Мамытов. — Если государство предложит свое имущество к реализации через нашу площадку, это может стать прецедентом самого успешного государственно–частного партнерства, о котором в последнее время много говорится.
Член исполнительного совета Госфиннадзора Марат Пирназаров сообщил, что по вопросу перевода обращения государственных ценных бумаг на фондовую биржу создана специальная рабочая группа. В состав включены представители Нацбанка, Минфина, Госфиннадзора и двух бирж. Специалисты готовят необходимую нормативно–правовую базу, в том числе программу среднесрочного развития рынка ценных бумаг. До сих пор единственными участниками торгов государственными бумагами выступали банки. Их вторичного обращения практически не было, так как банки удерживали их практически до конца сроков погашения.
— Вопрос объединения бирж назрел давно. С созданием единой площадки не будет больше соблазна узурпировать этот сектор экономики. Все мы помним, как до апрельских событий львиная доля сделок была переведена на Центральноазиатскую фондовую биржу, которая ныне лишена лицензии, — отметила директор финансовой компании “Сенти” Нелли Симонова. — Если в нашей стране больше не будет создаваться “карманных” бирж, то финансовый рынок получит большое развитие. А это, в свою очередь, станет прекрасным механизмом для вывода экономики из тени.