res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Бюджет на грани фантастики
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 12 февраля 2011

    Бюджет на грани фантастики

    Бюджет на грани фантастики

    "Вечерний Бишкек", №23 (10179), 9 февраля 2011 года

    Такое опасение на встрече с журналистами высказал председатель комитета Жогорку Кенеша по бюджету и финансам Акылбек Жапаров. Напомним, на днях народные избранники приступят к рассмотрению двух важнейших для страны законопроектов — прошлогоднего и нынешнего бюджетов. Дебаты предстоят горячие, ведь уже известно, что члены правительства и парламентарии расходятся во взглядах по многим позициям.

    Прежде чем утверждать бюджет на этот год, необходимо подвести итоги за предыдущий. Сделать это, судя по словам Акылбека Жапарова, будет не так–то просто.

    — Некоторые члены правительства берутся утверждать, что планы на 2010 год по налоговым и таможенным сборам выполнены на сто процентов и год завершился без бюджетного дефицита. Не буду комментировать эти высказывания, а лучше приведу изменения и дополнения, которые желает внести в прошлогодний бюджет Минфин. Объем налоговых поступлений предлагается снизить на 2 миллиарда 267 миллионов сомов, а таможенных — на 1 миллиард. Думаю, цифры говорят сами за себя, — отмечает председатель профильного комитета.

    По словам Жапарова, правительство до сих пор не отчиталось перед парламентариями о том, на что были затрачены программные займы и полученная внешняя помощь. Речь о российском гранте (30 миллионов долларов), Турции (10 миллионов долларов), средствах Всемирного банка (13,1 миллиона долларов), гуманитарной помощи КНР (1 миллион долларов), грантах Японии и Китая (431 миллион сомов). Депутаты также не в курсе, получал Кыргызстан 16,7 миллиона долларов от Азиатского банка развития или нет.

    До сих пор не известна и судьба 21 миллиона долларов, якобы изъятых из безымянных банковских ячеек. Даже профильный комитет ЖК не имеет информации, сколько денег на самом деле было изъято, сколько потрачено и сколько осталось на счетах Нацбанка. Изучением вопроса занимается соответствующая рабочая группа, которая в ближайшие дни должна будет представить свой отчет.

    — Брошенных или ничейных денег не бывает. Вся поступающая из–за рубежа помощь по закону должна вначале быть указана в доходной части республиканского бюджета и только потом расходоваться, — говорит Жапаров. — Если министерства и ведомства тратили деньги, то они должны были их оприходовать и указать в своих расходных ордерах. На основании этого вносятся изменения и дополнения в соответствующие бюджеты и законы.

    Много сюрпризов таит в себе подвергшийся доработке законопроект о республиканском бюджете на 2011 год. К примеру, дефицит бюджета кабмин предлагает утвердить в размере 21 миллиарда 257 миллионов сомов, что составляет 8,7 процента от ВВП. Парламентский комитет по бюджету и финансам с этим не согласен и рекомендует снизить показатель до 5 процентов.

    — Подходы, применяемые Минфином и правительством при составлении бюджета на нынешний год, считаю не достаточно корректными по отношению к населению. Прошлогодний дефицит был оправдан пережитым страной политическим шоком, но закладывать высокий уровень на этот год нельзя. Ведь ожидается, что со второго квартала должен начаться рост экономики, — считает Жапаров. — В нынешней ситуации, когда нет конкретных источников покрытия дефицита, Нацбанк вынужден будет стерилизовать рынок, изымая излишки денег за счет своих международных золотовалютных резервов. Может произойти скачок гиперинфляции. Поэтому мы просим снизить размер планируемого дефицита до разумных пределов.

    Большую часть дефицита (15 миллиардов 404 миллиона сомов) власти собираются покрывать за счет внешних источников, а оставшиеся 5 миллиардов 853 миллиона — за счет внутренних.

    Как отмечает Жапаров, средства, не подкрепленные законодательно, нельзя учитывать в бюджете. Поэтому профильный комитет не может согласиться с тем, чтобы в доходную и расходную части бюджета включались 200 миллионов долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Пока нет никакого документального подтверждения тому, что эти деньги действительно поступят. Уже почти год, как Кыргызстан подал заявку, но решения совета директоров о выделении средств все еще не принято.

    Не все парламентарии разделяют оптимизм правительства по увеличению доходной части бюджета. К примеру, нет твердой уверенности, что частичная отмена льгот по НДС на лекарственные средства позволит пополнить казну на 200 миллионов сомов. Никто не даст гарантии, что отмена льгот для товаров, производимых в свободной экономической зоне и ввозимых на территорию Кыргызстана, принесет государству еще 162 миллиона.

    — Чтобы обезопасить бизнес от чрезмерного государственного вмешательства, в прошлом году мы прописали в Налоговом кодексе норму, что все новые налоги или налоговые ставки вступают в силу с 1 января следующего года. Таким образом, указанные дополнительные бюджетные поступления в лучшем случае следует ожидать со следующего года, — подчеркнул Жапаров. — К тому же отмена льгот для субъектов СЭЗ противоречит положениям Закона “О СЭЗ в КР”. Большим риском станет введение единой усредненной ставки налога с продаж в размере 2 процентов для всех налогоплательщиков, за счет чего планируется получить 500 миллионов сомов. Само это предложение идет вразрез с Налоговым кодексом. При его принятии мы обещали, что ежегодно ставки налога с продаж будут сокращаться на полпроцента и с 1 января 2011 года плательщики НДС его не будут платить вообще.

    Пополнить казну еще на 583 миллиона планируется за счет предполагаемого ввода в действие золотодобывающих предприятий на месторождениях Иштамберды, Караказык, Жамгыр, а также проведения конкурсов на право разработки других месторождений и выдачу лицензий. По словам Жапарова, такие предполагаемые доходы раньше никогда не вносились в доходную часть бюджета. Ведь еще не факт, что указанные горнодобывающие предприятия действительно заработают.

    И уж совсем нелепо выглядит включение в проект бюджета 200 миллионов сомов дополнительных поступлений по уголовным и административным делам.

    — Как можно прогнозировать количество правонарушений и просчитывать объем поступлений по ним? Получается, что налогоплательщики еще не нарушили закон, а их уже причислили к преступникам и подсчитали, сколько они будут должны. Где логика? — удивляется Жапаров. — Путем легализации импорта ювелирных изделий за счет изменения порядка их опробирования и клеймения ожидается получить еще 50 миллионов сомов. Отмечу, что подобная попытка предпринималась и раньше и никаких результатов не приносила.

    Кабмин предлагает Жогорку Кенешу передать ему право установления ставок таможенных пошлин. Пойдет ли на этот шаг парламент — большой вопрос, но в проекте бюджета уже записано, что подобная смена полномочий увеличит поступления на 150 миллионов сомов.

    Еще не заключено никаких контрактов с основными участниками внешнеэкономической деятельности об обязательствах по поставкам, но власти уже ожидают получить 450 миллионов сомов. Нет уверенности и в том, что правительству удастся собрать 3 миллиарда 957 миллионов сомов от приватизации госимущества.

    — Программа по приватизации объектов еще не утверждена парламентом. Она должна быть поддержана населением. Все мы помним, чем завершились попытки прежнего правительства продать “Северэлектро” и другие стратегические объекты, — говорит Жапаров. — Впереди большая работа по оценке госимущества. Реальная рыночная стоимость госактивов намного выше той, которая сегодня декларируется Фондом госимущества. Государство должно получить максимум выгоды от таких сделок, и проданные предприятия должны работать. Как бывший министр финансов отмечу, что поступления от приватизации никогда не учитывались ни в доходной, ни расходной частях бюджета. Ведь заранее не известно, какой объект и за сколько будет продан. Любой международный тендер займет больше года, а внутренний — минимум месяц. Поэтому маловероятно за такой короткий срок выручить столь большую сумму.

    По мнению Жапарова, следует более детально изучить поступления от реализации государственных ценных бумаг (ГKB). В 2011 году их планируется выпустить в объеме 5 миллиардов 160 миллионов сомов. Скорее всего, большая часть этой суммы пойдет на обслуживание обязательств по выпущенным ранее бумагам.

    — За счет легализации теневого оборота алкогольной продукции правительство намерено пополнить бюджет на 700 миллионов сомов. Нужный для этого механизм уже заложен в Налоговом кодексе: руководители спиртовых и ликеро–водочных заводов должны просто на правительственном уровне заключить контракт на объемы продукции и налогов, — считает Жапаров. — Никаких изменений законодательства для этого не требуется. Правительство же хочет пойти другим путем — через изменение законодательства. Это долгий и трудный процесс, создающий имитацию бурной деятельности, но сохраняющий прежние теневые потоки. Помимо самого закона о бюджете, правительство должно внести на рассмотрение парламенту пакет сопутствующих законопроектов. Нельзя в бюджете учитывать доходы, которые законодательно не подкреплены. Это аксиома, не требующая доказательств. Бюджет должен быть устойчив и не зависеть от смены состава правительства. Пока же он составляется с надеждой на авось.

    Автомобиль — роскошь

    Только от сокращения количества служебных машин в госаппарате можно сэкономить в бюджете около 600 миллионов сомов, считает глава парламентского комитета по бюджету и финансам.

    По мнению Акылбека Жапарова, служебный автотранспорт должны иметь только главы министерств и ведомств. Остальные чиновники должны пользоваться дежурными авто. Таким образом можно будет отказаться от полутора тысяч служебных машин.

    — Зарплату водителей можно оставить без изменения, а высвобожденные средства направить в бюджет, — говорит Жапаров. — Сами машины можно продать через аукцион, а право первой покупки предоставить чиновникам.

    Ничего личного

    По просьбе журналистов Акылбек Жапаров прокомментировал отставку главы Минфина Чоробека Имашева, происшедшую накануне бюджетных слушаний в парламенте:

    — Когда член правительства по каким–либо субъективным причинам не исполняет своих обязанностей, премьер–министр должен сделать соответствующие выводы, что в данном случае и произошло. Из семи заседаний профильного комитета господин Имашев посетил только одно — последнее, но не отозвался ни на одно из приглашений Жогорку Кенеша. Каких–либо личных претензий к нему у меня нет. Он достаточно опытный и квалифицированный специалист, но, наверное, совсем не подошел команде Алмазбека Атамбаева. Это его личное решение. Добавлю, что министра финансов можно назвать полноценным, если он спроектировал бюджет, защитил его перед парламентом и через год отчитался по нему.

Все публикации