аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
30.12.2010 г., Эксперт Online
В 2010 году мир фактически разделился на две части: одни страны испробовали всевозможные методы, чтобы хоть как-то ускорить свой экономический рост, другие, напротив, развивались чересчур быстро. США и европейские государства внедряли программы финансирования экономики, разрабатывали программы государственной поддержки частного бизнеса и других государств, изменяли законодательства, но результаты все равно оставляли желать лучшего. А в странах Азии в это время из-за слишком быстрого развития образовывались «пузыри» на финансовых рынках, ускорялись темпы инфляции и рос приток спекулятивного капитала. Посткризисное развитие мирового сообщества привело к созданию экономики дисбалансов, когда меры по стимулированию в одних странах приводят не к экономическому росту в них, а к образованию «пузырей» на рынках совсем других государств.
В середине 2010 года стало окончательно понятно, что ожидания бурного послекризисного роста экономик развитых стран, а также быстрого структурного изменения всей мировой системы не оправдаются. Во втором и третьем квартале темпы экономического роста практически всех стран замедлились. Например, рост экономики США снизился во втором полугодии с 3,7 до 1,6%. Эти тенденции затронули страну, развитию которой, казалось, вообще ничто не может угрожать — рост экономики Китая снизился с 11,6% в первом квартале до 9,6% в третьем. Но это не помешало КНР оставаться основным двигателем мирового развития.
По данным Евростата, в 2010 году рост экономики ЕС составит 1,8%. Экономика Германии вырастет на 3,7%, Швеции — на 4,8%, Польши — на 3,5%, а Словакии — на 4,1%.
Эти страны стали своеобразными лидерами роста в Европе, но эти показатели все же остаются достаточно средними на мировой арене, к тому же в ЕС входят и страны, в экономике которых не все так благополучно. ВВП Греции сократится в 2010 году на 4,2%, Румынии — на 1,9%, Хорватии — на 1,8%. На этом фоне выделяется сосед ЕС, который стремится интегрироваться в зону евро, — экономика Турции в 2010 году, по данным Росстата, вырастет на 7,5%.
По официальным данным, ВВП США в третьем квартале вырос на 2,6%, а по подсчетам Евростата, за весь 2010 год американская экономика поднимется на 2,7%. Ее обгонит даже экономика Японии, которая вырастет на 3,5%.
Самым крупным разочарованием года стали события в Европейском союзе. Идея интеграции различных государств и создания единой экономической и валютной зоны, казавшаяся легко воплощаемой в докризисной время, начала давать сбой уже во время восстановления мировой экономики. Государства со слабой экономикой, вошедшие в еврозону, получили доступ к финансовым потокам, кредитам, их статус в мировой экономической системе повысился, а какого-либо контроля со стороны централизованных властей ЕС, которые до сих пор находятся в процессе формирования, не последовало. Замедление темпов роста мировой экономики ясно выявило эти дисбалансы.
Первым сигналом того, что в ЕС что-то не так, стала ситуации в Греции. В 2009 году долг страны превысил 300 млрд евро — ежегодно Греция занимала около 30% ВВП. Но до конца весны 2010 года подобные злоупотребления греческого правительства находились в тени других событий. Летом греческий кризис обострился настолько, что стоимость евро начала стремительно падать — курс опускался ниже отметки 1,2 доллара, и аналитики начали говорить о возможности паритета между двумя валютами.
«Европа — это проект, отказ от которого имеет очень большую цену, которая наверняка измеряется более чем в триллионах долларов, — заявил председатель совета директора ОАО «МДМ-Банк» Олег Вьюгин на конференции, прошедшей в Москве в начале июня и посвященной судьбам ЕС. — Очевидно, что европейские политики будут делать многое для того, чтобы проект сохранился». Тогда представители российских банков пришли к выводу, что распада или сжатия ЕС не будет, хотя это могло бы быть полезным для экономики региона.
Но достаточно жесткие решения греческого правительства по сокращению государственного долга и дефицита бюджета, вызвавшие протесты со стороны населения, все же не решили проблем ЕС. Страны PIIGS во главе с Ирландией до сих пор вызывают беспокойство аналитиков.
Бюджетный кризис в Ирландии начался с обострения проблем у ирландских банков. Министр финансов страны Брайен Ленихан заявил в начале октября, что на спасение банков могут потребоваться дополнительные 50 млрд евро, а дефицит бюджета при этом может возрасти до 32% ВВП. За этим последовали политические волнения в стране, не принятый парламентом бюджет и угроза дефолта. В итоге к началу декабря власти Ирландии все же согласились принять 85 млрд евро помощи от ЕС и МВФ, которые страна должна будет вернуть в течение четырех лет. Власти Ирландии также планируют сократить бюджетный дефицит на 15 млрд долларов в течение четырех лет — для этого будут уменьшены государственные расходы и увеличены налоги.
Стабилизация в Европе остается пока лишь видимой. Сейчас испанские и португальские политики заявляют, что им вряд ли понадобится государственная помощь и дружно проводят меры по сокращению бюджетных дефицитов и государственных долгов путем урезания государственных расходов и увеличения налогов. Но государственные долги этих стран продолжают расти, а дефициты бюджета сокращаются параллельно со снижением экономического роста. Для Греции, например, уже продлены сроки возвращения кредитов властям ЕС и международным организациям.
Руководители ЕС и крупнейших экономик региона Германии и Франции осознают, что под основами европейской экономики сейчас заложена бомба долговых кризисов и дисбалансов экономического развития. Этой осенью Ангела Меркель и Николя Саркози уже выступили с предложением создать Стабилизационный фонд для стран еврозоны и для этого реформировать Лиссабонский договор, запрещающий прямую помощь другим странам. Германия позднее уже разработала проект Фонда стабильности, развития и инвестиций для ЕС. Кроме того, европейские лидеры также предложили вводить санкции для стран, нарушающих показатели бюджетного дефицита и государственного долга. В то же время все эти меры требуют достаточно долгого согласования, особенно при условии, что многие европейские страны, например, Греция или некоторые государства Восточной Европы, до конца не согласны с этими инициативами. Но, видимо, Германия и Франция, наученные горьким опытом, все же претворят в жизнь свои проекты.
Пока этого не произошло, и над Европой все еще висит опасность возникновения новых долговых кризисов, помощь ЕС решил предложить Китай. Так, агентство Reuters сообщило, что КНР готова выкупить облигации Португалии на сумму 4–5 млрд евро. Несмотря на это, европейским странам в 2011 году придется и дальше затягивать пояса и создавать модель регулирования и предотвращения кризисов в ЕС, а затем бороться и со структурными дисбалансами в еврозоне.
США в этом году наглядно продемонстрировали, как можно спровоцировать весь мир критиковать внутреннюю экономическую политику отдельной страны. Замедление темпов экономического развития США, высокая безработица, превышавшая в течение долгого времени 9%, практически нулевая инфляция и отсутствие роста потребления привело к тому, что власти Штатов решили стимулировать экономическое развитие.
В этом решении, ожидаемом рынками, они пошли по проверенному сценарию — Комитет по операциям на открытом рынке США принял решение смягчить денежную политику и влить в экономику около 600 млрд долларов. Программа, получившая название «количественное смягчение», предусматривает приобретение центробанком казначейских облигаций на 110 млрд долларов ежемесячно до конца второго квартала 2011 года. Предполагается, что покупка облигаций не только вольет в экономику необходимую ликвидность, но еще и повысит стоимость других активов, например, акций, недвижимости. Это, в свою очередь, активирует спрос, а также снизит безработицу и приведет к росту производства.
Но это, в свою очередь, создает и множество других рисков, среди которых рост дефицита бюджета и создание «пузырей» как на внутреннем рынке, так и на рынках других стран, куда потекут потоки ликвидности от финансового стимулирования. Пока в базовом сценарии конгресса США государственный долг к 2012 году стабилизируется на отметке 68–69% ВВП. При этом есть и крайние сценарии, например, рост долга к 2025 до 105% ВВП, но пока это маловероятно.
Решение ФРС моментально вызвало критику практически всех государств мира — единственным исключением стала Индия, которая поддержала это решение. Глава группы финансовых министров еврозоны Жан-Клод Юнкер тогда заявил, что власти США борются с долгами посредством образования новых долгов. Заместитель главы Народного банка Китая Ма Делун обвинил США в том, что их действия «могут повысить риски глобальных экономических дисбалансов, оказывать давление на развивающиеся страны с тем, чтобы скорректировать их международные платежные балансы, и таким образом могут привести к образованию «пузырей» на рынках активов».
Многие американские экономисты также оказались не согласны с этой политикой, что они выразили в открытом письме Бену Бернанке, опубликованном в The Wall Street Journal. «Планируемый выкуп активов может привести к снижению стоимости валюты и инфляции, и мы не думаем, что с помощью него ФРС сможет достичь своей цели — снижения безработицы», — заявили экономисты, большинство которых принадлежит к Республиканской партии, в своем письме.
«Желание увеличить темпы инфляции оправданно, — заметил профессор Российской школы экономики и доктор экономических наук Мичиганского университета Олег Замулин. — Идея заключается в том, чтобы простимулировать рост инфляции. Люди в ожидании повышения цен будут больше потреблять». По его мнению, эти меры хотя и рисковые, но оправданные.
Все же вопросы экономики также раскалывают американское общество на два лагеря — противников и защитников планов по стимулированию экономики. Пока эти меры не дали значительных результатов, но при этом катастрофы, которую пророчили многие политики, также еще не видно. Данная политика будет реализовываться до конца второго квартала 2011 года, и ее результативность во многом определит дальнейшую политическую судьбу Барака Обамы и еще многих представителей Демократической партии.
Азиатские рынки также будоражили воображение на протяжении всего 2010 года. Китайские биржи, например, обогнали Нью-Йоркскую и Лондонскую торговые площадки по объему и количеству проведенных IPO. Экономики стран Азии росли наиболее быстрыми темпами, а локомотивом подъема являлся Китай.
Но и здесь оказались свои внутренние проблемы, хотя и не настолько серьезные, как в Европе и США. Приток финансовых средств привел к росту инфляции в КНР — индекс потребительских цен на продукты питания в ноябре 2010 оказался на 9,3% выше, чем в прошлом году. А экономист Essence Securities Джао Шенвен предположил, что к середине лета следующего года инфляция достигнет 5–6%, что приведет к ужесточению монетарной политики и повышению ставок по кредитам. Это, в свою очередь, может замедлить темп роста китайской экономики.
Экономисты и политики говорят о том, что приток инвестиций в страны Азии приведет к росту «пузырей» на рынках активов и слишком сильному «разогреву» экономик этих стран. В целом в 2011 году можно будет ожидать ужесточения денежной политики в этих странах, что несколько снизит темпы их развития, но неминуемо стабилизирует ситуацию в них.
Видимо, мировую экономику в 2011 году действительно ждет «неопределенное восстановление». Президент Всемирного банка Роберт Зеллик объяснил эти прогнозы множеством структурных проблем в мировой системе, которые требуют глубокого реформирования. «Для государств важно сосредоточить внимание на структурной политике, чтобы обеспечить рост в будущем, причем во взаимодействии друг с другом, поддерживая открытую торговлю и финансовую систему», — заявил он.
По данным доклада World Economic Outlook Международного валютного фонда, в 2010 году экономический рост в мире составит 4,8%, а в 2011 году — 4,2%. Этот прогноз находит отклик и у российских экономистов. Начальник отдела акций ИФД «Капиталъ» Константин Гуляев подтвердил, что прорыва в мировой экономике не будет, пока не восстановится движущая сила американской экономки — спрос со стороны населения, тогда как в еврозоне вообще может возникнуть вероятность повторной рецессии.
Россия также в 2011 году будет восстанавливаться достаточно медленно. По прогнозу The Bank of America Merrill Lynch, экономика РФ в 2011 году возрастет на 4,5%, номинальный ВВП составит 1,6 трлн долларов, а инфляция — 7,9%. Российская экономика, согласно исследованию, проведенному банком, будет расти за счет внутреннего спроса и достаточно высоких цен на нефть, которые в среднем в 2011 году составят 85 долларов.