res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Экономика для всех :: Три шага для спасения еврозоны
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 13 декабря 2010

    Три шага для спасения еврозоны

    Три шага для спасения еврозоны

    10.12.2010 22:03, Нью-Йорк.

    Чтобы спасти зону евро, а, возможно, и весь Европейский Союз от стремительного коллапса в результате волны бесконтрольных суверенных дефолтов и банкротств банков, которая может нахлынуть, нужно три вещи, пишет Dow Jones Newswires.

    Во-первых, необходимо увеличить размер временной финансовой поддержки слабых стран до 2 трлн евро (2,64 трлн долл). Причем как минимум половину этого объема следует незамедлительно пустить в дело. На сегодняшний день размер программы финансовой поддержки составляет 860 млрд евро. Но из-за желания сохранить рейтинг ее крупнейшего участника в лице 440-миллиардного Европейского фонда обеспечения финансовой стабильности на уровне трипл-А для кредитования доступно лишь в районе 560-560 млрд евро.

    Сюда также можно добавить 67 млрд евро, которые Европейский Центробанк намерен заплатить за гособлигации периферийных стран Еврозоны безотлагательно. Но даже при этом, сумма доступная для кредитования возрастает лишь до 727-777 млрд евро.

    Это позволит Греции, Ирландии и Португалии продержаться до 2013 г. Затем срок существующей программы истечет, и его место займет постоянный механизм борьбы с кризисами, который обеспечит (более) разумную схему реструктуризации как старых, так и новых долгов путем «стрижек» и продления срока погашения. Но, наверное, для Испании, чьей экономике тоже может потребоваться помощь, уже ничего не останется. Кроме того, совсем уже не хватит средств на Италию, Бельгию и Францию, если они окажутся отрезанными от рынков вследствие падающего аппетита инвесторов к риску и нарастающей паники. Существующая программа никак не сможет отразить подобные атаки.

    Страны-члены Еврозоны, да и всего Европейского Союза не смогут быстро собрать сумму в 1 трлн евро. Международный валютный фонд не имеет права участвовать в предварительном финансировании. Остается надеяться только на два источника: фонды национального благосостояния за пределами ЕС и ЕЦБ. А учитывая то, что первый вариант – малопривлекателен с политической точки зрения, остается второй.

    В принципе, ЕЦБ мог бы выделить 1 трлн евро нуждающимся странам напрямую, расширив свою программу скупки гособлигаций за счет включения в нее вторичных рынков. Это не требует увеличения валютной базы. ЕЦБ мог бы расширить невалютные обязательства за счет срочных вкладов или выпуска векселей и облигаций.

    Однако ЕЦБ вряд ли понравится столь прямой подход. Вместо этого он может оказать косвенную поддержку, либо предоставив кредит Европейскому фонду обеспечения финансовой стабильности, либо выкупить у него ценные бумаги напрямую или на вторичном рынке. Европейский фонд обеспечения финансовой стабильности является частной компанией. Она зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью в Люксембурге. Однако из нее можно сделать банк, тогда она сможет стать контрагентом ЕЦБ, как и Европейский инвестиционный банк. Все долговые обязательства, купленные ЕЦБ у фонда и все кредиты, предоставленные ЕЦБ фонду, будут гарантироваться странами-членами Еврозоны и станут евробондами, или еврокредитами.

    Но одной дополнительной ликвидности будет недостаточно для спасения Европы. Ирландский и испанский суверенный кризис – это также кризис бюджетной политики и банковской системы. Всем странам-должникам необходимо провести крупные структурные и фискальные реформы. Всем, кроме Ирландии, которая уже достаточно реформировала свой бюджет.

    Любые справедливые меры, не влекущие за собой моральных рисков, должны выполнять еще одно условие. Если капитал налогоплательщиков не принимает участия в поддержке структурно-важных банков, незащищенные кредиторы теряют все свои деньги либо в результате «стрижек», либо в результате конвертации долга в акции.

    На сегодняшний день в Европе не существует специального режима для банков-банкротов, который позволил бы им одновременно с реструктуризацией баланса коллективно исполнять свои жизненно важные для всей системы функции. Как можно быстрее следует перенять американскую модель борьбы с кризисом в банковском секторе, по возможности адаптировав ее для ЕС, чтобы урегулировать проблему в банковском секторе Еврозоны и всего Евросоюза.

    И наконец, нужно разработать новый механизм последовательного решения проблемы суверенных дефолтов. В процессе исправления бюджетной политики финансовое бремя с кредиторами должны разделить налогоплательщики и те, кому адресованы государственные программы. Подходов к решению данного вопроса может быть множество, но в основе любого из них должна лежать справедливость и эффективность. Это могут быть изменения на законодательном уровне по примеру недавно принятого МВФ механизма реструктуризации суверенного долга, на контрактной основе, предполагающие коллективные действия, а так же с учетом законов рынка, к примеру, «добровольный» обмен гособлигаций на другие инструменты с большим дисконтом.

    В результате всех этих действий вырастут процентные ставки, а банки Еврозоны окажутся отрезанными от рынков, пока, наконец, реструктуризация банковских и государственных долгов не начнет происходить с участием частного сектора.

    Таким образом, следует как можно быстрее провести реструктуризацию банковских и суверенных долгов и активно использовать дополнительные источники ликвидности, включая возможное внедрение крупных программ спасения в целом кредитоспособных банков и государств от ненужных дефолтов вследствие их потери доступа к рынкам.

    Без этого евро, а, может, и самому Европейскому Союзу долго не прожить после наступления нового года. Если начнутся бесконтрольные дефолты по суверенным долгам, часть из которых ничем не обеспечена, то политический цемент, на котором они замешаны, разрушится.

    Решения просты технически, но сложны политически. Это становится очевидным, судя по тому, что ЕЦБ и финансовые власти стран Еврозоны играют в игру «Голуби и ястребы», решая, кому выпадет честь оказывать финансовую помощь.

    Будем надеяться, что чиновники, в конце концов, примутся за дело.

Все публикации