аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
www.report.kg/market Кристин Лагард: «Если мы не будем ... действовать сообща, мы можем войти в нисходящую спираль неопределенности, финансовой нестабильности и коллапса мирового спроса. В итоге, мы можем увидеть потерянное десятилетие низкого роста и высокой безработицы».
До визита в Китай глава МВФ посетила Москву, «пытаясь убедить Россию вложить часть ее нефтедолларов в увеличение спасательных фондов еврозоны», отмечает агентство Reuters. Пока же Бразилия, Россия, Индия и Китай предпочитают не инвестировать напрямую в европейские финансовые инструменты помощи, а помогать через МВФ, отмечала накануне Лагард.
«Мы не понимаем, как будет наполняться и как будет работать EFSF [Европейский фонд финансовой стабильности]. Это является одной из причин, почему мы не готовы рассматривать возможность прямого участия в таких механизмах и нам удобно работать через МВФ, — пояснил сегодня помощник российского президента Аркадий Дворкович. — У нас нет 750 млрд долларов, поэтому на нас рассчитывать в таких объемах странно, и мы не понимаем, у кого они есть, кто готов поделиться такими объемами, если банки — пусть они об этом скажут, если другие страны — давайте подождем пока они об этом скажут».
По словам Лагард, она надеется, что технические детали плана Евросоюза по наращиванию Европейского фонда финансовой стабильности до почти 1 трлн евро будут готовы к декабрю. Европейские политики надеются, что развивающиеся экономики во главе с Китаем вложат часть своих валютных резервов в помощь Европе.
Развитые экономики несут «особую ответственность» за восстановление доверия и возобновление роста, считает глава МВФ. «Если мы не будем действовать — и действовать сообща,— мы можем войти в нисходящую спираль неопределенности, финансовой нестабильности и коллапса мирового спроса, — предупредила Кристин Лагард. — В итоге, мы можем увидеть потерянное десятилетие низкого роста и высокой безработицы».
Ранее выражение «потерянное десятилетие» употреблялось для описания экономики Японии в 1990-ые годы, когда страна балансировала на грани рецессии и ее ВВП рос в среднем лишь на 1% в год после краха рынка недвижимости. По прогнозу МВФ, мировая экономика вырастет в этом году на 4% и покажет такой же рост в 2012 году.
Основной рост будут обеспечивать развивающиеся страны. Рост ВВП Германии, крупнейшей экономики еврозоны, в 2012 году может составить лишь 0,9%, передает Bloomberg со ссылкой на прогноз экономических советников канцлера ФРГ. Экономика США может вырасти всего на 1,4% в 2012 году после прироста на 1,8% в этом. ВВП Китая увеличится на 9,2% в этом году, а уже в 2012 году также начнет замедлять рост до 8,1% — это самый низкий темп экономического роста для Китая за последнее десятилетие, отмечают эксперты банка Societe Generale.
50% мирового ВВП производится в США и ЕС, напоминает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. «Если добавить Японию, крупную, развитую экономику, мы будем говорить о 55–60% ВВП. Если в этих экономиках будет нулевой рост, даже при условии какого-то роста в других странах, мы получим очень резкое замедление, — рассуждает Тихомиров. — Все боятся японского сценария, потому что все попытки японского правительства реанимировать рост ни к чему не привели».
Об угрозе «потерянного десятилетия» в масштабе мировой экономики заявлял в конце сентября и Алексей Кудрин, возглавлявший тогда российский Минфин. Затухание роста, как прогнозировал Кудрин на саммите министров финансов «большой двадцатки», может продлиться 5–10 лет. «Раньше, еще в тот прошлый пик кризиса, два года назад, Трише [Жан-Клод Трише, экс-глава ЕЦБ] сказал, что нас ждет трезвое десятилетие. Сегодня можно добавить: нас, наверное, ждет потерянное десятилетие. Уже более очевидно стало, что темпы роста будут низкие», — заявлял Кудрин, отмечая, что рецессия в России возможна при спаде мировой экономики либо экономики крупных регионов, США или Европы.
Относительно того, насколько сильно замедление мировой экономики отразится на развивающихся экономиках, есть две точки зрения, говорит Тихомиров из «Открытия». «Согласно первой — очень сильно. Рост замедлится в Китае, который является «мотором» мировой экономики, так как растет от 8% до10% в год, — отмечает экономист. — Оптимисты же говорят, что развивающиеся экономики смогут переориентировать потоки с экспорта как на потребление внутри страны, так и на потребление внутри этой группы стран. И таким образом падение спроса в развитых экономиках может быть восполнено увеличенным потреблением в другом мире». Если это произойдет, можно говорить о замедлении роста мировой экономики— «но не катастрофическом, скажем, с 3–4% на которые последнее время ориентировались, до 2,5–3%». Для России стагнирование — это рост на 2% или ниже, считает экономист.
Источник: www.BFM.ru