аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
vedomosti.ru Власти США требуют от 17 банков вернуть $196 млрд. На такую сумму банки продали агентствам Fannie Mae и Freddie Mac ипотечные облигации, не соответствующие характеристикам, обозначенным в документации
Федеральное агентство жилищного кредитования (FHFA), регулятор ипотечных агентств Freddie Mac и Fannie Mae, в пятницу подало иски против 17 крупных банков, работающих в США. FHFA обвиняет их в дезинформации и введении в заблуждение инвесторов относительно качества проданных им ипотечных облигаций на сумму $196 млрд. «Кредиты имели иные и более рискованные характеристики, чем в описаниях, содержащихся в маркетинговых материалах, предоставленных [Fannie Mae и Freddie Mac]», — говорится в заявлении FHFA. Агентство требует аннулирования сделок, возмещения убытков и правовых санкций в отношении банков.
Самые большие претензии у FHFA к Bank of America (BofA). Сам банк продал Fannie Mae и Freddie Mac $6 млрд ипотечных инструментов, по которым подан иск, но еще на $24,8 млрд и $26,6 млрд таких кредитов продали Merrill Lynch и Countrywide, которых BofA купил в 2008 г., пишет Bloomberg. FHFA также подало иски к JPMorgan ($33 млрд), Royal Bank of Scotland ($30,4 млрд), Deutsche Bank ($14,2 млрд), Credit Suisse ($14,1 млрд), Goldman Sachs ($11,1 млрд), Morgan Stanley ($10,6 млрд), HSBC ($6,2 млрд), Ally Financial ($6 млрд), Barclays ($4,9 млрд), Citigroup ($3,5 млрд), Nomura ($2 млрд), Societe Generale ($1,3 млрд), First Horizon National ($883 млн), General Electric ($549 млн), а также Countrywide и Merrill Lynch.
В среду истекает срок исковой давности — три года назад Fannie и Freddie, которые ранее работали как частные компании с государственной поддержкой, были национализированы и перешли под контроль FHFA. На их спасение государство потратило $141 млрд. В июле агентство подало аналогичный иск против UBS на $900 млн — во столько оно оценило убытки агентств по 16 выпускам ипотечных облигаций на $4,5 млрд, которые банк продал им с осени 2005 г. до лета 2007 г. Это первое столь масштабное наступление американских властей на банки, которые своими действиями по переупаковке в ценные бумаги высокорискованных кредитов стимулировали жилищный и кредитный бум, обернувшийся в итоге самой тяжелой мировой рецессией за последние 80 лет.
Fannie и Freddie нельзя было напрямую приобретать высокорискованные ипотечные кредиты, но они могли покупать транши ипотечных бондов с рейтингом ААА. Что они и делали, так как банки, активно занявшиеся в прошедшем десятилетии секьюритизацией ипотеки, стремительно отнимали у них долю рынка. В 2006 г. регуляторы даже предупредили Freddie, что покупки таких бумаг превысили его возможности по управлению рисками, что, однако, не остановило агентство. Когда цены на недвижимость стали снижаться в 2006 г., а число неплатежей и дефолтов по кредитам расти, стали падать и цены ипотечных бондов. В 2007-2008 гг. рейтинговые агентства снизили рейтинги тысяч их выпусков, в том числе с рейтингом ААА. Так, за эти два года транш с рейтингом ААА индекса ABX, в который входили 20 ипотечных бондов, упал со 100 до 23,1% от номинала.
Выдача высокорискованных кредитов в середине десятилетия приняла массовый характер. В отношении части заемщиков, бравших такие кредиты, появился даже термин «нинзя» — NINJA (No Income, No Job, No Assets — «без дохода, без работы, без активов»). На сайте www.verifyemployment.net фирма Total Access предлагала за $55 справку, что человек работает на нее в качестве «независимого подрядчика». Mortgage Asset Research Institute в 2007 г. проанализировал по случайной выборке заявки на получение кредита, не подтвержденные официальной справкой о доходах. Оказалось, почти все завысили доход, 60% — более чем наполовину.
Однако после того, как банки переупаковывали такие кредиты в ценные бумаги (которые зачастую потом делились на транши с разным уровнем риска, а эти транши разных выпусков бумаг объединялись в новые облигации), они легко продавались инвесторам в разных странах. Официальные процентные ставки были низки (в США с июня 2003 г. по июнь 2004 г. — 1%), и инвесторы, включая Freddie и Fannie, активно покупали высокодоходные ипотечные бонды. Кроме того, считалось, что такая диверсификация рисков повышает устойчивость всей финансовой системы. «Люди действительно верили, что мир изменился. Вера в интеллектуальный капитал Уолл-стрит была неимоверной, и она подкреплялась тем фактом, что банки зарабатывали огромные деньги», — сказал в августе 2008 г. Ларри Финк, гендиректор BlackRock, крупнейшей компании мира по управлению паевыми фондами.
По данным Inside Mortgage Finance, специализировавшаяся на выдаче высокорискованных кредитов Countrywide Financial и Bank of America (BofA), который купил ее на грани банкротства в начале 2008 г., в общей сложности продали Fannie и Freddie с 2003 по 2008 г. ипотечных облигаций на $189 млрд. Совокупные покупки агентствами таких бумаг, не гарантированных государственными организациями, составили $883 млрд.
«Правительство ведет наступление на банки со всех сторон, говорит Эндрю Сэндлер из юридической фирмы BuckleySandler, представляющей интересы банков в судебных процессах, — и в то же время государство требует, чтобы банки больше давали кредитов и помогали преодолеть последствия жилищного кризиса».
В пятницу акции JPMorgan подешевели на 4,6%, BofA — на 8,34%, Citigroup — на 5,33%, Goldman Sachs — на 4,55%, Barclays — на 8,4%, Nomura — на 1,22%, HSBC — на 2,6%, Societe Generale — на 6,65%, Credit Suisse — на 5,6%, Deutsche Bank — на 5,93%, First Horizon National — на 6,79%.