аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Vedomosti.ru Снижение цены нефти до $80 за баррель не нанесет ощутимого удара по российским публичным ритейлерам: если гипер- и супермаркеты и потеряют покупателей, их приобретут дискаунтеры
Турбулентность на рынках и неопределенность развития макроэкономической ситуации подвигли Merrill Lynch на анализ: как российские розничные сети могут реагировать на новый кризис. Сценарий стресс-теста предполагает в 2012 г. снижение цены барреля нефти марки Brent до $80 (в конце прошлой недели — $108 за баррель), снижение курса до 32 руб. за доллар, снижение реальных располагаемых доходов населения на 0,2%, замедление инфляции до 4,1% (8% по текущим прогнозам) и рост оборота розницы на 3-4% (прогноз — 9,3%).
В описанной ситуации из-за смещения спроса покупателей в сторону более дешевых товаров EBITDA ритейлеров может оказаться на 6-8% меньше, чем при благоприятной конъюнктуре, а прибыль — на 10-15%. Но в целом продуктовая розница достаточно защищена от экономических колебаний, следует из отчета Merrill Lynch.
В более выгодном положении окажутся компании, бизнес которых — магазины-дискаунтеры. Это X5 Retail Group, 73% выручки которой в 2010 г. пришлось на «мягкие дискаунтеры», «Магнит»
Розничная торговля продуктами устойчива к кризисам, подтверждает гендиректор X5 Retail Андрей Гусев. Компания защитилась и от курсовых колебаний, продолжает он: более 90% ее долгов — рублевые. «Последнее, на что люди снижают траты, — еда. Потребление здесь стабильное», — уверен Гусев.
В кризис 2008-2009 гг. защищенность розничного сектора была явно недооценена инвесторами, напоминает аналитик Merrill Lynch Виктор Дима. EBITDA Х5 за 2009 г. на 7% превзошла ожидания аналитиков (консенсус-прогноз Bloomberg 2008 г.), EBITDA «Магнита» — на 14%, «Дикси» — на 24%.
Акции компаний потребительского сектора — защитные бумаги и в США, например, в кризис акции Procter & Gamble и Walmart просели гораздо меньше, чем акции нефтяных компаний, говорит Евгений Студеникин из БКС.
«Розница и должна быть защитной, ее финансовые показатели наименее подвержены волатильности», — говорит аналитик «Тройки диалог» Михаил Красноперов. Но бумаги ритейлеров пока дешевеют быстрее рынка — с начала года упали в среднем более чем на 20%, а индекс РТС — на 14%.
«Розничный сектор торгуется по мультипликаторам выше среднерыночных, поэтому, когда идет большая распродажа, инвесторы очень часто уменьшают позиции в секторе», — заключает Красноперов.