аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
delo.ua Директор института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Юрий Пахомов заявил, что Украина является несостоявшимся государством, связав это с генетикой украинского этноса.
В ООН есть списки несостоявшихся стран. В одном списке 17 стран, в другом – 40 стран. И в обоих списках в качестве несостоявшейся страны присутствует Украина.
Мне кажется, что дело не в каких-то переходящих факторах, дело не в каких-то неправильно взятых стратегиях. Дело в генетике украинского народа. Я понимаю, народ нельзя критиковать. Но отдельные стороны можно критиковать именно потому, что каждый народ имеет массу плюсов. Я просто не буду говорить о достоинствах украинского народа, потому что не та тема у нас сейчас. Но то, что в генетике украинцев заложено негативное отношение к государству, это не просто логический вывод, это результат, и опроса тоже.
Не так давно Национальный институт стратегических исследований провел исследование, которое показало, что, несмотря на классных чиновников, если они являются таковыми, даже несмотря на систему институтов, которая, конечно, с дырками, но все таки, как-то работает, несмотря на все это главным фактором неразвитости или падения Украины является социально-экономическая генетика украинского этноса.
И тот проект опросный, социологический, который провел институт стратегических исследований, делает такие выводы:
Украинцы пассивны, они с удовлетворением воспринимают, когда командуют страной не они, а кто-то другой, в данном случае пусть это будут россияне, пусть это будут европейцы. Я думаю, что это уникальное открытие. Если кто-то его опровергнет, то придется искать причины того, что одна из самых успешных стран мира, входящая в десятку, Украина, которая была лучшей республикой в СССР, прекрасно чувствовала себя и развивалась успешно при внешнем управлении, и рухнула, как только это внешнее управление исчезло. Мы получаем вот такой эффект, который, я думаю, что уникальный эффект.
Украина не может сейчас уже быть самодостаточной. Не только потому, что она уже слишком глубоко упала за эти годы, она не может быть самодостаточной и по другой причине – по причине того, что конец может быть довольно печальный.
Собственно говоря, не зря Украина постоянно ищет вектор. Какой вектор нужен для Украины? У нас в Украине господствуют мантры «мы идем в Европу», «мы нацелены на Европу». Это вектор не спекулятивный. Это вектор очень серьезный, на это нацелилось высшее руководство, и если мы этот вектор возьмем в качестве главного, то я думаю, что мы с большим опозданием будем расхлебывать то, что можно было бы предотвратить.
Давайте сначала посмотрим на внешнюю сторону. Если таможенный союз это структура где все ясно, если имеются все расчеты, которые говорят о том, что прибыль будет такая-то, при таких-то условиях, а потери будут такими-то, то, как ни странно, в отношении западного вектора нет никаких расчетов. И я думаю, что это неслучайно. Я думаю, что если бы эти расчеты были сделаны, то всякие надежды и всякие иллюзии на счет того, что мы попадем в лоно аристократов, а я думаю, что главный мотив движения – это именно стремление страны-неудачницы попасть в элитарные бригады, если бы сделать расчеты, мы бы предотвратили это. Но я думаю, что мы предотвратим это и так.
Европа настолько быстро рушится, там настолько быстро обостряются проблемы, что, в конце концов, мы поймем, что вектор нужно менять. Но дело не только в позиции нынешней Европы, дело не только в том, что Европа напоминает, если учесть и мусульманский фактор, исчадье ада, дело не только в том, что многие страны находятся в таком состоянии, что их могут даже отлучить, вытащить из зоны Евро. Дело еще и в том, что для Украины ориентация на запад – это ловушка. Это ловушка крушения, деградации. Если с Россией у нас двухсторонние отношения, если с Россией у нас есть эффект взаимодополняемости, если мы уверены, что если интеграция будет с Россией, то ныне разорванные связи высокотехнологичных производств можно будет сшить и существенно продвинуть, то применительно к Европе все выглядит иначе. Мы им нужны, в отличие от России, только как полусырьевая страна, как продукция низкотехнологичных производств.
Это будет игра в одни ворота. Потому что мы в этом случае откроемся и они выдавят остатки нашей продукции из наших супермаркетов, а мы туда просто не попадем. Мы не попадем туда со своей продукцией кроме той, которая им нужна, не попадем потому, что там ведь уникальное заграждение одних стандартов, которое не пробить, и которое рассчитано на то, что продукция чужая туда не попадет. Кроме того есть и другие заграждения. То есть я считаю, что мы должны скорее покончить с иллюзией западного вектора и по-настоящему, требовательно, без какой-то сдачи позиций заняться реализацией на векторе российском.