аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Сергей Гуриев, Олег Цывинский, «Ведомости», 21.06.2011, 111 (2877)
Как отмечает «Ведомости», мировая экономика, по общему признанию, восстанавливается после кризиса, но нет сомнений и в том, что почти в каждой стране можно найти серьезные риски. Петербургский международный экономический форум предоставил отличную возможность обсудить положение, сложившееся в глобальной экономике, с ведущими российскими и иностранными бизнесменами, чиновниками и экспертами. В ходе круглого стола, в котором мы принимали участие, выяснилось, что собравшиеся специалисты оценивают риски глобальной экономики очень высоко — лишь 10% аудитории заявили, что они не ожидают замедления роста или нового кризиса в ближайшие годы.
Где возникнут проблемы в первую очередь? Во-первых, это Греция и другие страны Евросоюза с высокой задолженностью. На рынках господствует уверенность, что банкротство Греции неизбежно. Между тем участвовавшая в сессии министр финансов Испании Елена Сальгадо настаивала на том, что так или иначе Евросоюзу удастся справиться со своими проблемами. Она много говорила о том, что сегодня делает испанское правительство — и в области сокращения госрасходов, и в области оздоровления банковской системы. Впрочем, на фоне решительных действий в Испании отсутствие консенсуса по поводу сокращения дефицита в Греции особенно очевидно.
С аналогичными проблемами сталкиваются и США. Сегодняшний уровень бюджетного дефицита и госдолга несовместим с макроэкономической стабильностью. В тот или иной момент американскому правительству придется решительно повышать налоги и сокращать расходы. Уже сейчас очевидно, что это не произойдет до президентских выборов. Всем также очевидно, что никто не знает, какие именно налоги будут повышены и какие именно расходы будут сокращены (и не будет ли долговое бремя сокращено путем роста инфляции). Это создает дополнительную неопределенность и не способствует росту инвестиций и потребления. Именно поэтому напечатанные Федеральной резервной системой в рамках программы QE2 $600 млрд не помогают вырваться из ловушки нулевой процентной ставки (о ней мы писали в статье «Отрицательные ставки» http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/255783/otricatelnye_stavki). Несмотря на то что ФРС раздает деньги практически бесплатно (под ставки на уровне 0,25% годовых), показатели американской экономики пока отстают от ожидаемых.
В то же время эти бесплатные деньги выплескиваются на другие рынки, в том числе на рынки активов Китая и других быстрорастущих экономик. Многие участники круглого стола говорили о том, что один из ключевых рисков в этой части глобальной экономики — это пузырь на рынке акций и на рынке недвижимости. При том какую важную роль Китай и другие быстрорастущие экономики играют в мире, если этот пузырь лопнет, это может привести к финансовой панике по всему миру.
Какие из этих рисков более важны? Из тех 90% аудитории, которые ожидают замедления роста или кризиса, 48% опасаются проблем в Америке, 20% — в Европе, 15% — в Китае или других развивающихся странах. Остальные 7% проголосовали за «другие» риски. Этих участников также можно понять — ведь события на Ближнем Востоке и трагедия в Японии показали, что иногда происходят совершенно непредсказуемые события, которые могут оказать серьезное влияние на глобальную экономику.
Что эти риски означают для России? Главный показатель влияния глобальной экономики на российскую — это не темпы роста или инфляции, а цены на нефть. 26% участников проголосовали за то, что цены на нефть скорее вырастут, 32% — что они упадут, а 42% — что они останутся примерно на сегодняшнем уровне. Мы согласны с участниками — мы уже писали о том, что а) цена на нефть крайне неустойчива, предсказывать ее трудно и б) лучшим прогнозом для будущей цены на нефть является ее сегодняшняя цена. Ведь рынки стараются учитывать все риски и закладывать их в сегодняшнюю цену.
Что касается остальных рисков, то мы скорее более оптимистичны в отношении США и более пессимистичны в отношении Европы. Впрочем, сегодняшний кризис в Европе поможет осознать необходимость коренной перестройки системы экономического управления в зоне евро, что приведет к улучшениям в долгосрочной перспективе. Мы согласны с выступавшим на круглом столе российским министром финансов Алексеем Кудриным: сегодняшние риски должны заставить политиков в развитых странах признать, что сегодняшняя жизнь им не по средствам. В этом случае нам предстоит неизбежное сокращение госрасходов в Европе и США (и, будем надеяться, в России тоже). Это, в свою очередь, повысит темпы экономического роста в долгосрочной перспективе (как мы уже и писали в нашей предыдущей колонке «Аскетизм помогает» http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/261606/asketizm_pomogaet). В этом смысле, несмотря на обилие рисков, мы скорее оптимистично смотрим на будущее глобальной экономики (пусть и после неизбежного замедления роста и возможных кризисов в ближайшем будущем).