res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Спорный вопрос
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 26 июля 2009

    Спорный вопрос

    Спорный вопрос

    С другими платежами и сборами такой мороки не было. Один раз объявили и все, в последующие годы правительство только меняло ставки. С этим же налогом административно-командная система справиться не могла.
    Разработчики еще старого Налогового кодекса (НК) включили его туда, надеясь, что со временем он заработает. Но их ожидания были напрасны. Все варианты и схемы взимания денег с гражданского населения и бизнеса за их недвижимую собственность парламент неизменно браковал.
    Казалось, что дело сдвинется с мертвой точки, когда за введение налога на имущество проголосовало бизнес-сообщество. Именно его представители, подготовившие альтернативный Налоговый кодекс, предложили свои механизмы обложения домов, квартир, производственных площадей. И правительство с ними согласилось.

    Спорный вопрос

    Налог на имущество: Оброк для богатых или ярмо для бедных?

    Странное дело – налоговое бремя ослабло с введением нового кодекса, а жить легче не стало. Никому. Солидные предприниматели жалуются, что еле тянут производство. Им вторят мелкие коммерсанты: «Мы едва сводим концы с концами. Торговля почти не дает прибыли». Даже чиновники, которым правительство заметно увеличило зарплату, не высказывают оптимизма. А тут грядет такая напасть, как налог на недвижимость.

    Мораторий на него, введенный по указу президента Курманбека Бакиева в марте нынешнего года, заканчивается 31 декабря. И всем, у кого есть крыша над головой, придется платить, а может опять отменят?

    История заигранной пластинки

    Налоговая система суверенного Кыргызстана насчитывает примерно 17 годков, из них последние шесть лет в стране велась непрерывная работа над усовершенствованием и введением налога на имущество. С другими платежами и сборами такой мороки не было. Один раз объявили и все, в последующие годы правительство только меняло ставки. С этим же налогом административно-командная система справиться не могла.

    Разработчики еще старого Налогового кодекса (НК) включили его туда, надеясь, что со временем он заработает. Но их ожидания были напрасны. Все варианты и схемы взимания денег с гражданского населения и бизнеса за их недвижимую собственность парламент неизменно браковал.

    Казалось, что дело сдвинется с мертвой точки, когда за введение налога на имущество проголосовало бизнес-сообщество. Именно его представители, подготовившие альтернативный Налоговый кодекс, предложили свои механизмы обложения домов, квартир, производственных площадей. И правительство с ними согласилось.

    Так налог на имущество обрел свой раздел в новом своде законов, по которому мы сейчас живем. Однако, когда фискальные органы отправились по объектам собирать дань, в очередной раз выяснилось, что правительство «прокололось». Расчеты экспертов по налогообложению, казалось бы, предусмотревшие все мелочи, перечеркнула жизнь. Узких мест в законодательстве оказалось более чем предостаточно.

    Жалобы, заявления, предложения от налогоплательщиков, несогласных с методами подсчета налога, полетели во все инстанции. В том числе и администрацию президента. Глава государства посчитал их доводы вполне справедливыми и аргументированными и объявил мораторий, чтобы правительство успело провести работу над ошибками. Так что налоговикам, успевшим к тому времени собрать порядка 18 миллионов сомов, пришлось вернуть деньги людям и пересчитать свои планы по сборам доходов.

    А задача это непростая, если учесть, что в доходную часть бюджета нынешнего года было заложено 750 миллионов сомов налога на недвижимость, что составляет примерно 3 процента объема всех налоговых сборов.

    Об «узких местах», где застряли фискалы

    Их много, в этом признаются и те, кто работал над законом. И те, кому пришлось его исполнять. По словам начальника управления фискальной политики министерства экономического развития и торговли Кубана Айдаралиева, разработчики НК не учли психологию чиновников районного, городского, областного масштабов.

    Налог на недвижимость относится к разряду местных, их в распоряжении регионов осталось всего 2 вместо 8, как было еще год назад. Поэтому новый налог наравне с земельным для муниципалитетов – главный, ведь больше не из чего формировать бюджеты на местах. Понимая это, право устанавливать коэффициент изначально закон делегировал местным кенешам.

    Хотели как лучше, но получилось, как обычно у нас бывает. Не думая о последствиях, горя желанием собрать как можно больше денег в казну, депутаты начали устанавливать непомерные коэффициенты. А люди стали отказываться платить.

    Возникла проблема и со многими социальными объектами, находящимися под патронажем некоммерческих организаций. Это различные центры по защите бездомных детей, женщин, подвергшихся домашнему насилию, дома ветеранов, инвалидов и т.д. Создавалась довольно неприглядная картина: мало того, что государство не могло обеспечить этой категории своих граждан приемлемое существование, так оно еще собиралось обложить налогом среду их обитания.

    Все, включая налоговиков, понимали, что это ненормально, так не должно быть.Более юридически подкованных предпринимателей возмущало двойное налогообложение, когда фискальные органы брали земельный налог с участка, на котором располагался дом, цех, магазин, с которого в свою очередь уже был уплачен налог на недвижимость.

    Много вопросов возникало по классификации ставок, по разделению местности по зонам. По мнению Кубана Айдаралиева, при налогообложении объектов недвижимости экономической деятельности не было учтено, каким бизнесом там занимались: высокодоходным или не очень. В результате завод, в цехах которого производят оборудование, должен был платить больше, чем магазин у дороги, хотя рентабельность у второго объекта выше.

    Порой доходило до абсурда. Рассказывают, что у одной сельской семьи когда-то была машина «Урал» с прицепом. Грузовик хозяева давно продали, а прицеп приспособили как подставку для улей. И вот в один прекрасны день заявляются к ним сотрудники налоговой инспекции и требуют заплатить налог на движимое имущество. И между ними возникает следующий диалог:

    - Прицеп – не транспорт, на нем не уедешь, - возражают сельчане.

    - Да, действительно, это не машина. Но все равно платите, тогда как за недвижимость, на нем же пчелы живут...

    Или еще был случай. Человек получил участок земли под строительство дома. Завез на пустошь цистерну для воды. К этой емкости и «прикопались» инспектора: заплати налог на имущество.

    В обоих случаях, как это не выглядит анекдотично, фискалы были правы. И цистерна, и прицеп значатся в НК, как транспортные средства.

    Вот, чтобы все выше перечисленные по сути нелепости, барьеры убрать, президент дал правительству время – до 30 октября сего года.

    Так ли плох налог, как кажется?

    До введения налога на недвижимость осталось всего ничего. Межведомственная комиссия по улучшению НК сделала много, но не все, чтобы развеять сомнения и недоверие к налогу. Так ли он обременителен, неподъемен, не нужен? Кто об этом может лучше поведать, чем его плательщик. Узнать мнение бизнесменов, глав местного самоуправления, простых жителей помог пресс-тур, организованный проектом «Децентрализация и местное самоуправление» USAID.

    Новопокровка, Логвиненковский айыл-окмоту. На его территории проживает несколько тысяч человек, на балансе с десяток социальных объектов, которые существуют благодаря средствам из местного бюджета. Глава айыл-окмоту Эмиль Абдыкалыков первую очередь ведет к средней школе, которая еще издали ослепляет нас своей свежей металлической крышей. Здание, построенное в 50-е годы прошлого столетия, обновлено полностью. Реставрации подверглась не только кровля, но и актовый зал, классные комнаты. Рабочие начали благоустройство территории. На школу, которая теперь прослужит еще 30 лет, по расчетам Абдыкалыкова, местная власть потратила 1,665 миллиона сома.По словам главы айыл-окмоту, здесь обучается 1200 детей. Учебное заведение считается сильным, устроить сюда ребенка стремится каждая новопокровская семья.

    Состояние местных дорог, освещение, уборка мусора, содержание детских садов, водопроводной сети, бывшего колхозного клуба – это далеко не полный перечень забот МСУ, на которые ежегодно тратятся огромные для сельчан средства. Так в 2008 году, когда местных налогов было 8, доходы Логвиненковской сельской управы превысили 14, 070 миллиона сома, из них свыше 12 миллионов – расходы.

    Нынче будет меньше собрано налогов, во многом из-за моратория на налог на недвижимость, считает Эмиль Абдыкалыков. Его мнение: этот налог нужен, иначе, где брать деньги для обеспечения жизнедеятельности села?

    С ним категорично не согласен руководитель производственного комбината «Спектр» Вячеслав Михайлов. Кстати, главный плательщик в этой местности. Он безапелляционно заявил, что налог на имущество может погубить производственные структуры вроде его компании, которая работает не круглый год, а сезонно.

    - Нам нужно обновлять парк машин, осуществлять капвложения, а мы на перепутье - То ли налоги платить, то ли работать? А на то и другое денег нет, - заявил он. – Мы сейчас готовим письмо со своими предложениями в правительство, чтобы оно не ухудшало и без того не очень благоприятную инвестиционную среду.

    В Балыкчи мунициальные чиновники большие надежды возлагают на новый налог. Иначе, думают они, вытянуть сложное городское хозяйство будет проблематично. Некогда Балыкчи был индустриальным, а сегодня крупных предприятий не осталось. Вот уже который год огромный мясокомбинат, продукция которого продавалась даже в гастрономах Ленинграда, стоит без дела. Огромная территория, цеха, оборудование, находящиеся в частной собственности, не приносят пользы ни его владельцу, ни городу.

    И таких пустующих, бездействующих производственных площадей здесь немало. С введением налога на недвижимость их хозяевам, которые, по всей видимости, выжидали в надежде хорошо продать доставшиеся им за бесценок объекты, будет накладно их содержать впустую. И они вынуждены будут либо с ними расстаться – передать в ведение МСУ, либо самим начать шевелиться и организовывать производства. Есть уже случаи, когда собственники добровольно отдавали муниципалитету базы, промышленные предприятия, лишь бы не платить налог на недвижимость.

    Руководитель аппарата мэрии города Балыкчи Рахманов Омурбек уверен, что новый налог не такой обременительный, как может показаться человеку несведущему. Местные власти успели обследовать и оценить все недвижимое имущество города – 1600 домов и квартир и 244 субъектов экономической деятельности. Жилищный фонд Балыкчи, относящийся к первой группе налога на имущество, можно считать старый, поэтому в год доходы от него должны поступать в казну в размере 184 тысяч сомов. Согласитесь, немного для местности, где проживает более 40 тысяч человек.

    Сборы налога на недвижимость от объектов второй группы – заводы, фабрики, производственные цеха и площадки – на порядок больше и составляют 7,2 миллиона сома. В прошлом году местные налоги составили более 13667,5 миллиона сомов, с введением нового кодекса столько уже не собрать. Между тем в городе очень остро стоит вопрос с обеспечением населения питьевой водой, люди требуют от местной власти улучшать инфраструктуру, больше внимания уделять благоустройству. А на все эти нужды средства идут из местного бюджета.

    Богатые больше плачут

    Несколько иная картина нас ожидала в Чолпон-Ате. Глава курортной столицы Нурлан Насиридинов был осторожен в высказываниях, тем не менее, он считает, что нельзя спешить с налогом на недвижимость: мол, люди не готовы, плохо информированы, бизнес можно распугать. А его начальник финасово-экономического отдела Осуйпа Мукашева, напротив, обеими руками за то, чтобы налог начал действовать.

    Владелец кафе «Тет-а-тет» Александр Пак проявил себя как законопослушный гражданин. Сколько он будет платить за свое заведение, пока не знает, но он готов это делать, если таковы правила. Его коллега по бизнесу Ярулла Юсуров, недавно открывший симпатичное кафе под названием «Уч кудук» в отличие от Александра все подсчитал. За свое кафе он должен будет платить 10 тысяч в месяц, зато за особняк в триста с лишним квадратных метров – на 2 тысячи больше. Но при этом, как показалось, бизнесмену за дом

    раскошеливаться не жалко, а вот за кафе он готов платить, но с оговоркой «если будет рентабельность».

    Так же рассуждает Анара Латипова, чье заведение на трассе Балыкчи-Чолпон-Ата завлекает туристов. Она должна платить в год за кафе на 200 мест 21 тысячу сомов.

    - Я такую сумму вытяну, но многие точки общепита, расположенные не столь удачно, платить не смогут. Или обанкротятся и закроются, - считает бизнес-вумен.

    К сожалению, мы не успели переговорить с директорами предприятий. Во время кризиса они оказались в наиболее трудном положении. Перепрофилировать производство невозможно без больших затрат, поэтому они простаивают. А местные налоги – на имущество и земельный хочешь-не хочешь, можешь-не можешь, но платить придется.

    И каков же вывод?

    Если налог на недвижимость правильно администрировать, то он действительно может стать справедливым, когда богатые будут вынуждены платить больше за свое благополучие и удачливость в бизнесе с менее состоятельными земляками. Вопрос в том, чтобы деньги шли по адресу – на ремонт дорог, озеленение, покупку новой мебели и игрушек в детские сады и школы, а не утекали между пальцами руководителей МСУ в песок. И чтоб акимы, которые нет-нет да по старой привычке лезут в бюджет местного сообщества, к которому, по большому счету, не имеют никакого отношения, не распоряжались чужим кошельком

    Но за этим уже должны следить местные депутаты. Свои интересы им защищать, никто это не сделает за них.

    Еще один вопрос: кто должен собирать налог на имущество? Здесь путаница полнейшая. Сейчас местные самоуправления содержат почти полторы тысячи налоговиков, занятых сбором местных налогов. При этом те подчиняются и отчитываются за свою работу перед госкомитетом по налогам и сборам.

    Предполагаю, к сентябрю, когда соберется парламент, чтобы рассматривать бюджет на 2010 год, все барьеры не будут сняты. Не исключаю, что вновь может стать вопрос о продлении моратория по тем же самым причинам, по которым он был введен. Слишком сильно противодействие ему с одной стороны тех, кто может и должен платить, но не хочет. И тех, кому и без того трудно выживать, да к тому же он плохо информирован.

    "МСН", 17.07.2009

Вся аналитика