res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Финансы любят тишину — для привлечения инвесторов нужна стабильность
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 9 февраля 2011

    Финансы любят тишину — для привлечения инвесторов нужна стабильность

    Финансы любят тишину — для привлечения инвесторов нужна стабильность

    Аналитика АКИpress, 2011-02-09 14:39:51


    В своем интервью Business АКИpress президент Кыргызской фондовой биржи Айбек Толубаев рассказывает о текущих проблемах фондового рынка Кыргызстана. Он раскрывает причины, почему фондовый рынок не является в республике индикатором экономических процессов. Также глава фондовой биржи делится планами и проектами на 2011 год, которые, по его мнению, значительно увеличат объем сделок в текущем году. Кроме того, Айбек Толубаев высказывает экспертное мнение по ряду злободневных вопросов.

    - Почему фондовый рынок в Кыргызстане не стал индикатором экономики, что присуще многим странам? Что мешает ему развиваться?

    - Вопрос очень сложный. Истоки зарождения фондового рынка у нас уходят в далекие 90-е годы. В 1994-1995 годах при содействии USAID, проекта PRAGMA и поддержке государства была создана Кыргызская фондовая биржа. В тот момент необходимость создания биржи упиралось в начавшуюся тогда приватизацию. Сама приватизация предполагала несколько этапов продажи государственной собственности. Фактически мы остановились на втором этапе в 1997-1998 годах. У нас пошла частичная продажа пакетов стратегических компаний: энергетических, аэропорта «Манас», «Кыргызтелеком» и т.д. Следующим этапом предполагалась полная продажа этих пакетов. Но, к сожалению, ввиду политических решений вопрос по дальнейшей продаже госпакета стратегических компаний был приостановлен. Государство решило оставить в своих руках контрольные пакеты данных компаний ввиду того, что они являются системообразующими. Это стратегические компании, которые являются передовыми и приносят большие средства в нашу казну. Возможно, это стало одной из причин, почему фондовый рынок у нас не нашел дальнейшего своего продвижения. Фондовый рынок являет собой совокупность инвесторов, финансовых инструментов, тех заинтересованных лиц, которые работают на нем. Не имея привлекательных финансовых инструментов, говорить о каком-то развитии тоже неправильно. Рынок был ограничен финансовыми инструментами, поэтому инвесторы сюда не пришли.

    Если даже мы посмотрим на нынешнее законодательство, то сразу скажу, что оно привлекательное. По налогам у нас есть определенные льготы для ценных бумаг, которые находятся в листинге. Если посмотреть со стороны инвесторов, то им было бы выгодно вкладывать свои средства в листинговые ценные бумаги. Но этого не происходит, потому что их количество ограничено на рынке. Инвесторы не могут купить такое количество, которое они хотят, потому что их просто нет. Основной пакет держится в руках государства. Free float (свободное обращение) - максимум от 0,5 до 3%. Это не тот пакет, который привлекателен для инвесторов. Поэтому, даже, несмотря на то, что законодательство у нас призвано привлекать инвесторов, они сюда не идут. Это тоже один из проблемных моментов, почему наш фондовый рынок не развивается.

    - Вы сейчас ведете переговоры с Министерством государственного имущества в этой связи?

    - Это работа уже несколько лет ведется. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, в частности, Кыргызская фондовая биржа, Государственная служба регулирования и надзора (Госфиннадзор), Мингосимущества, соответствующие отделы Аппарата правительства вовлечены в этот процесс. Мы долгое время ведем переговоры по продаже части пакета акций этих стратегических компаний, где государство имеет долю более 50% через фондовую биржу.

    Я бы хотел отметить, что в конце 2010 года - в начале 2011 года благодаря тому, что мы нашли поддержку и понимание со стороны Госфиннадзора и Мингосимущества вопрос стал продвигаться. Есть уже определенный план на 2011 год о том, что через площадку Кыргызской фондовой биржи будет произведена продажа части пактов компаний с высокой долей собственности государства. Мы сейчас предлагаем рассмотреть Мингосимущества, Госфинаназору те компании, акции которых, несмотря на не лучшие времена, все так же пользуются спросом у инвесторов. К ним относятся международный аэропорт «Манас», ОАО «Кыргызтелеком», ТНК «Дастан», ОАО «Электрические станции», ОАО «НЭСК», РСК Банк. Практически все эти компании вышли с положительным итогом за 2010 год, готовятся к хорошей выплате дивидендов, в том числе в пользу государства.

    - Вы будете обговаривать какой процент от госдоли будет обращаться на фондовой бирже?

    - Планируется разместить от 5 до 15%. Это небольшой пакет, посредством которого государство смогло бы привлечь финансовые средства с фондового рынка. Продав пакет в размере 15%, государство не теряет контроля над компанией, потому что в соответствии с нашим законодательством для принятия любых решений достаточно 2/3 голосов или 67%. При продаже 15% государство будет иметь в этих компаниях более 70%. Реализация будет происходить поэтапно, на каждом этапе будут охватываться по 3 компании. Частичная продажа может принести в госбюджет 2011 года средства в сумме около 1 млрд 300 млн сомов.

    - Как эксперт, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. В некоторых акционерных компаниях (включая банки) члены совета директоров являются членами ревизионной комиссии. Нет ли здесь противоречия?

    - Касательно банковской сферы, я хотел бы сказать, что принципы корпоративного управления у нас в банках являются одними из самых продвинутых на пространстве СНГ. Это можно связать с жестким регулированием со стороны Национального банка. Как вам известно, в 2000 году сразу несколько банков обанкротились. В этом смысле Национальный банк сыграл положительную роль, усилив требования по раскрытию информации, по корпоративному управлению в банках, что привело к тем положительным итогам, которые мы сейчас имеем.

    Касательно присутствия членов советов директоров, в соответствие с законодательством, в банках должны быть созданы различные комитеты. Такие как комитет по аудиту, комитет по финансам и т.д. За каждым членом совета директоров закреплены различные направления деятельности, соответственно, члены совета директоров могут быть членами данных комитетов.

    - То есть они не принимают участие в ревизионных комиссиях? Они сами себя должны проверять?

    - Как я указывал ранее, за каждым членом совета директоров закреплено определенное направление деятельности, которое он должен курировать. И получается, что член совета директоров, который входит в комитет по аудиту, он контролирует работу службы внутреннего аудита или ревизионной комиссии. Результаты своей работы он сообщает другим членам совета директоров.

    - В других странах эта практика тоже применяется?

    - Насколько мне известно, на пространстве СНГ данная практика встречается в Российской Федерации, в Казахстане и на Украине.

    - Почему на вашем сайте КФБ закрыта информация о сделках в режиме реального времени?

    - Если вы заметили, у нас сейчас новый сайт. Начиная с середины 2010 года, мы начали работу по обновлению сайта. Стараемся сделать его мобильным и информационным. Информация по торгам выставляется в режиме реального времени. Я бы хотел заверить наших читателей в том, что промежуток времени между проведением сделки и размещением информации о ней на сайте не превышает 1-2 минут. Это время, которое необходимо для обработки информации и размещения на сайте. Раскрытие информации о сделках происходит, в том числе и в разрезе секторов (первичный и вторичный рынок, листинг и нелистинг).

    Однако, работы по некоторым разделам сайта, к сожалению, у нас не окончены, в том числе и английская версия сайта. Поэтому некоторые разделы временно не активны, но думаю, что в ближайшее время мы это дело закончим.

    Кроме того, информации по торгам в размере компаний, по итогам торгового дня рассылается нашим получателям. У нас есть определенный перечень получателей, который включает государственные органы, брокерские и финансовые компании, банки и средства массовой информации, которым делается рассылка.

    - Насколько бизнес в Кыргызстане защищен от рейдерства?

    - Как вы знаете, условно имеются несколько видов рейдерства, такие как белое рейдерство и черное рейдерство. Белое рейдерство - это когда люди пользуются какими-то лазейками в законодательстве и пытаются завладеть чужой собственностью, активно используя при этом коррумпированных представителей судебной ветви власти, правоохранительных органов или административный ресурс.

    Черное рейдерство - это когда отъем собственности происходит криминальными методами, собственников запугивают и заставляют переоформить различную собственность.

    Для того, чтобы максимально обезопасить собственников, мы должны действовать по обоим направлениям: в части улучшения законодательства по защите прав собственности - необходимо его изучить и внести соответствующие изменения для улучшения защиты прав инвесторов; в части черного рейдерства - необходимо ужесточить ответственность за различного рода неправомерные действия с целью завладения чужой собственностью, чтобы устранить криминальные составляющие данного явления, усилить ответственность представителей государственных органов, правоохранительных органов и судейских корпусов.

    - Насколько у нас публична информация о компаниях? Насколько они достоверно раскрывают свои денежные потоки в финотчетности?

    - В 2010 году вступил в силу закон о рынке ценных бумаг в новой редакции. Содержание закона направлено на максимальное раскрытие информации со стороны публичных компаний. Вся финансовая отчетность должна на квартальной основе публиковаться или в печатных или в электронных средствах массовой информации. Кроме того, в случае наступления существенного факта данная информация должна раскрываться через фондовую биржу и ее необходимо публиковать в средствах массовой информации. В этой связи я бы сказал, что сейчас у нас с раскрытием информации вопросов нет, вопрос в качестве раскрываемой информации. Ввиду того, что в законодательстве сказано, что раскрытие должно осуществляться в краткой форме, не все компании раскрывают информацию в разрезе тех статей, которые интересны инвесторам. В этой связи в настоящее время совместно с Госфиннадзором мы согласовываем единые формы для раскрытия информации.

    На сайте биржи, имеется раздел по раскрытию информации, в котором наши пользователи могут найти информацию, которая подлежит раскрытию в соответствие с законодательством по стороны эмитентов, а именно финансовая отчетность эмитентов, информация о существенных фактах и т.д.

    - Это требования только для тех компаний, которые участвуют на фондовой бирже?

    - Нет. Это требования касаются всех акционерных обществ, которые в соответствии с законодательством являются публичными компаниями.

    - Это будет в виде рекомендаций или как-то закреплено законодательно, что ты должен эту информацию раскрыть?

    - Это не рекомендации, это требования законодательства, Закона КР «О рынке ценных бумаг».

    - А какие у вас финансовые результаты за прошлый год?

    - К сожалению, по итогам 2010 года объемы торгов на бирже снизились более чем на 2,4 млрд сомов или на 84%, мы не вышли на плановые показатели по включению новых компаний в официальный список (листинг). Соответственно это повлияло и на финансовые показатели. Однако нам удалось увеличить поступления от инвестиционной деятельности, от продвижения информационных продуктов и т.д. Также была проведена работа по оптимизации расходной части бюджета, что позволило, несмотря на вышеуказанное, закончить 2010 год с небольшим профицитом бюджета.

    - Почему сократился объем торгов?

    - Если за 2009 год у нас объем был 2,9 млрд сомов, то за 2010 год общий объем торгов у нас оставил 459 млн сомов. Сокращение более чем на 84%. Причин тому несколько, в том числе те события, которые произошли в апреле и июне прошлого года. Как говорится, «финансы любят тишину». До тех пор, пока у нас не будет стабильности, инвесторы к нам не придут. Кроме того, необходимо отметить и недостаток финансовых инструментов.

    - Вы планируете расширить набор инструментов? Скажем, задействовать денежный рынок, переходя на биржу валютные торги.

    - Вы очень верно приметили. На пространстве СНГ у нас такие примеры имеются: в Казахстане валюта и ценные бумаги, в том числе государственные, торгуются на Казахстанской фондовой бирже. Аналогичная ситуации в России, в Белоруссии, на Украине. Дай бог, в будущем мы тоже к этому придем. Касательно текущего положения, если вы помните, то в 2007-2008 годах был реализован пилотный проект по обращению государственных ценных бумаг (это были государственные казначейские векселя сроком обращения 9 месяцев) на площадке Кыргызской фондовой биржи. В ходе проекта на торговой площадке КФБ было проведено 26 аукционов по размещению ГКВ-9. Объем предложения составил 114,6 млн сомов, объем размещения составил 44,5 млн сомов. На вторичном рынке проведены 38 сделок на сумму 61,9 млн сомов, из них 18 РЕПО – сделок на сумму 39,5 млн сомов.

    Ввиду того, что по результатам пилотного проекта предполагался перевод обращения всех видов ГКВ на торговую площадку фондовой биржи, мы совместно с Госфиннадзором начали активно вести работу в данном направлении. Госфиннадзором была создана межведомственная рабочая группа с участием представителей Министерства финансов КР, Национального банка КР, Госфиннадзора и профессиональных участников рынка ценных бумаг для проработки связанных с этим вопросов. На текущий момент мы уже провели несколько заседаний и предварительным результатом работы явилось общее понимание в части вторичного рынка государственных ценных бумаг. Так, общее видение рабочей группы сводится к переводу вторичного рынка на площадку фондовой биржи, оставляя при этом первичный рынок пока на площадке Национального банка КР. Рабочая группа подготовит свои рекомендации, которые будут переданы в правительство КР.

    - Вы можете сказать примерно когда это произойдет?

    - В соответствии с тем планом, который мы для себя установили, мы должны до конца первого квартала 2011 года подвести окончательные итоги работы рабочей группы. В дальнейшем итоги будут согласованы с министерствами и ведомствами и направлены в адрес правительства.

    - А что даст то, что государственные ценные бумаги будут обращаться на вторичном рынке на фондовой бирже?

    - Это будет способствовать расширению круга участников, потому что в настоящее время и в аукционах Национального банка и на вторичном рынке участвуют только коммерческие банки. У них при этом имеется определенный конфликт интересов. Допустим, любой гражданин нашей республики, обращаясь в коммерческий банк с предложением купить на его счет государственные ценные бумаги, может подвергнуться уговорам со стороны менеджеров банка вложить свободные средства на депозиты данного банка, не инвестируя их в ГКВ. Поэтому мы хотим вовлечь в данный процесс наши брокерские компании, финансовые компании, пенсионные фонды и т.д., у которых данный конфликт интересов отсутствует. Кроме того, в соответствии с законодательством, в прошлом году было введено несколько видов обязательного страхования, что должно способствовать увеличению активов страховых компаний, Госфиннадзором в 2011 году планируется создание двух негосударственных накопительных пенсионных фондов. Как всем известно, средства страховых и пенсионных фондов имеют долгосрочный характер обращения, их можно условно назвать «длинными деньгами», которые так необходимы для нашей экономики. Кроме того, брокерские и финансовые компании также имеют определенные финансовые ресурсы. Мы должны использовать эти положительные стороны для того, чтобы максимально вовлечь их в процесс кредитования нашего государства, потому что, как всем известно, посредством выпуска государственных ценных бумаг (ГКВ или ГКО), Министерство финансов КР привлекает необходимые средства для покрытия дефицита госбюджета. Сейчас же получается, что большая часть институтов, которые я назвал, не вовлечены в тот процесс или вовлечены косвенно через коммерческие банки.

    - А что касается денежного рынка? Есть ли какие-нибудь планы, чтобы на фондовом рынке продавать валюту?

    - Честно сказать, в планах это у нас есть, но, скажем так, не в ближайшей перспективе. Потому что вопрос этот очень емкий. Прежде всего нам необходимо решить вопрос по переводу обращения всех видов ГКВ и ГКО на площадку фондовой биржи.

    - Что мешает? Что нужно сделать, чтобы реализовать?

    - Скажу честно, торговая система Кыргызской Фондовой Биржи пригодна для торговли различными видами валют. Она является аналогом торговой системы Казахстанской фондовой биржи, которая успешно торгует валютами через свою торговую площадку. Поэтому прежде всего должно быть соответствующее политическое решение, а для этого должен быть какой-то положительный опыт или пример, допустим, в части работы рынка государственных ценных бумаг на площадке фондовой биржи. Поэтому первоначально мы должны начать работу с государственными ценными бумагами, а в последующем, возможно, и валютный рынок.

    - А нет в этом противодействия НБКР?

    - Противодействия нет, потому что усилий с нашей стороны тоже нет. Мы не стараемся вести какую-то работу по переводу торгов валютой на площадку фондовой биржи. Для себя мы это видим пока преждевременным процессом.

    - А какой следующий шаг после перевода на фондовый рынок ГКВ?

    - На самом деле торговля госценными бумагами - это всего лишь одно из направлений нашей деятельности. Направлений у нас очень много - это и дальнейшее развитие рынка корпоративных ценных бумаг, а именно продвижение идей по популяризации выпуска корпоративных облигаций нашими эмитентами. Потому что, как показывает опыт последних лет, очень маленькое количество эмитентов знают о том, что они могут выпускать корпоративные облигации, еще меньше – воспользовались этими правами. После усиления требований со стороны Госфиннадзора на сегодняшний день мы имеем выпуски корпоративных облигаций со стороны компаний «Абдыш-Ата», «Росказмет», «Алтын Казына» и т.д.

    Еще одним из направлений деятельности является улучшение раскрытия информации со стороны эмитентов и становления Кыргызской фондовой биржи в качестве центра раскрытия информации, то есть мы стараемся создать единую базу, которая бы удовлетворяла всем интересам наших инвесторов, чтобы они могли в данном центре найти информацию по любой компании.

    Также у нас обязательным направлением и приоритетом является дальнейшее развитие листинга. Листинг - это опять же процедура выведение компании на более качественный уровень по раскрытию информации, продвижение компаний на международный финансовый рынок, улучшение имиджа компаний.

    Кроме того, у нас есть свой учебный центр Кыргызской фондовой биржи, который на протяжении длительного времени ведет обучение желающих различным направлениям, таким как рынок ценных бумаг, корпоративное управление, планирование и управление бюджетом, финансовые инструменты и т.д. Обычно каждый год это 6-7 различных тематик.

    Кончено же, основное направление – это улучшение сервиса, улучшение обслуживания наших брокерских компаний. Биржа – это институт, который должен оказывать различные услуги для брокерских компаний, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно и безопасно.

    - Как на развитии экономики Кыргызстана сказывается отсутствие государственной фондовой биржи? Какие плюсы и минусы?

    - На самом деле вопрос создания фондовой биржи решался в 1994-1995 годах. Кыргызская фондовая биржа была создана при поддержке правительства КР. В тот момент биржа была членской организацией, поэтому вопрос по собственности был открытым. В последующем международные консультанты порекомендовали правительству провести процедуру приватизации и в 2000 году членская организация КФБ превратилась в закрытое акционерное общество. В настоящее время Кыргызская фондовая биржа – это закрытое акционерное общество с 17 акционерами, среди которых коммерческие банки и брокерские компании Кыргызской Республики, а также крупные международные финансовые институты, как Стамбульская фондовая биржа, Казахстанская фондовая биржа и ряд зарубежных финансовых компаний. На самом деле больших проблем я в этом не вижу. Конечно же, отсутствие государства в числе собственников или в числе акционеров фондовой биржи каким-то образом ограничивает те возможности, которые могли бы быть. Однако в этой части хотелось бы сказать, что благодаря усилиям Госфиннадзора и Мингосимущества в данное время мы прорабатываем вопрос о том, чтобы государство, возможно, вошло все-таки в состав акционеров Кыргызской фондовой биржи и имело определенный пакет акций.

    - Примерно какая будет доля?

    - По моему мнению, блокирующего пакета для государства достаточно для принятия или для блокирования каких-то решений, то есть это одна треть акций.

    - У нас сейчас 2 фондовые биржи. Для такой маленькой страны это целесообразно? Почему бы не усилить одну?

    - Вы очень верно подметили. У нас 2 фондовые биржи, недавно было 3. Конечно же, вы правы в том, что нам нужно консолидировать фондовый рынок в единые институты, такие как фондовая биржа и депозитарий, и госорганы в лице Госфиннадзора это понимают. В этих целях Госфиннадзором в середине прошлого года была создана рабочая группа, которая прорабатывает механизмы консолидации фондового рынка. В нее вошли представители двух фондовых бирж, представители Госфиннадзора. В данное время большая часть вопросов уже согласована. У нас остался один вопрос, связанный с возможным управлением данной единой фондовой биржи. И, я думаю, после того, как мы этот вопрос решим, процесс объединения двух фондовых бирж начнется.

    - Как будут учтены все интересы?

    - Сразу бы хотелось отметить, что основные акционеры второй биржи (Фондовая биржа Кыргызстана - БТС) являются одними из акционеров Кыргызской фондовой биржи. И обсуждаемый с ними механизм по объединению предполагает то, что их акционеры будут представлены в совете директоров Кыргызской фондовой биржи и брокерские компании, участники торгов будут допущены на льготных условиях на площадку единой фондовой биржи.

    - Площадка будет на базе КФБ?

    - В предлагаемом нами варианте да. Данный вопрос мы с ними предварительно согласовали. Опять же остановлюсь, что единственным вопросом остался вопрос управления единой биржей.

    - Примерно когда может заработать единая фондовая биржа?

    - Я думаю, это будет зависеть от решения акционеров. Как только они смогут прийти к единому мнению, вопрос решится.

    - Кыргызстан больше сельскохозяйственная страна, а не промышленная. Возможно ли создать какую-то сырьевую биржу, чтобы у нас сталкивались производители и покупатели сельхозпродукции?

    - У нас, если не ошибаюсь, товарно-сырьевая биржа уже зарегистрирована, но она не работает. Данный вопрос мы с госорганами прорабатываем и уже обращаемся к нашим соседям казахам. В прошлом году у них Казахстанской фондовой биржей совместно с РТС была создана товарно-сырьевая биржа. В текущее время мы изучаем данный вопрос и пытаемся оценить свои возможности, оценить возможности рынка с тем, чтобы прийти к какому-то решению. Как всем известно, для создания товарно-сырьевой биржи должна быть хорошая инфраструктура, нужны сертифицированные элеваторы, соответствующая транспортная инфраструктура и т.д.

    - Что относительно создания биржи золота, бизнес ведь заинтересован в том, чтобы у нас золото торговалось на бирже. Вы готовы к этому?

    - Я был участником рабочей группы, которая была создана в 2009 году для проработки вопросов создания биржи золота. С тем, чтобы все те объемы золота, которые у нас производятся, а они у нас достаточно неплохие, торговались через отечественную биржу. Определенная работа в этом направлении рабочей группой была произведена, однако возник ряд вопросов, связанных со стандартизацией, с клеймением и законодательством. После этого мы не собирались и не обсуждали. Конечно же, я думаю, что, являясь одним из крупных производителей золота, мы должны были иметь свою площадку, чтобы торговать этим золотом не в Лондоне, а в Кыргызстане. И огромные финансовые потоки пришли бы к нам и у нас были бы задействованы крупные финансовые игроки.

    - А сейчас по прошествии времени вы можете назвать причины банкротства CASE? И какие там сделки проворачивались?

    - После апрельских событий помещение CASE было полностью разграблено, вся инфраструктура была разрушена. Техническая составляющая тоже была разграблена. Были определенные вопросы по капиталу и по собственности. Насколько я знаю, в данный момент вопросы решаются в судебном порядке. И после всего этого уполномоченный государственный орган отозвал их лицензию, потому что CASE не могла уже выполнять свои функциональные обязанности.

    - Как вы видите дальнейшее развитие фондового рынка в Кыргызстане?

    - Я надеюсь, что в ближайшей среднесрочной перспективе, Кыргызская фондовая биржа займет свое достойное место на финансовом рынке республики и что объемы фондового рынка будут превышать другие сектора финансового рынка. Биржа должна стать одним из институтов развития и основной составляющей финансового рынка.

    На самом деле фондовый рынок - это индикатор экономики. Если в экономике все нормально, то и на фондовом рынке тоже все нормально. По показателям фондового рынка можно судить и об экономике.

    - Почему у вас всего один биржевой индекс КSE?

    - Нынешний индекс КФБ рассчитывается по динамике ценных бумаг листинговых компаний. Мы стараемся развивать и продвигать наш листинг. Вся информация по листинговым компаниям распространяется в рамках таких международных организаций, как FEAS - это федерация евразийских фондовых бирж, членом которой мы являемся, МАБ СНГ - Международная ассоциация бирж стран СНГ, членом которой мы тоже являемся. И в рамках этих двух организаций мы продвигаем всю информацию по нашему фондовому рынку, по листинговым компаниям на международные площадки. Посредством этого инвесторы могут использовать информацию для принятия каких-либо решений. Очень важно, если компании хотят работать на фондовом рынке, они должны это делать максимально прозрачно, пройти процедуру листинга, с тем, чтобы они были признаны не только у нас, но и за рубежом. Надо использовать преимущества фондового рынка.

    Кроме того, на протяжении нескольких месяцев у нас идет тестовый расчет индекса ТОП 10 десяти крупных компаний республики. Пока окончательных результатов нет, однако в течение ближайшего времени после проведения необходимых процедур новый индекс будет запущен.

    - А что должны сделать наши компании, чтобы их акции и облигации обращались на мировых рынках?

    - Первоначально они должны пройти листинг на нашей фондовой бирже. Те листинговые требования, которые у нас есть, они сопоставимы с требованиями международных площадок, так как мы на постоянной основе стараемся ужесточать свои листинговые требования. Кыргызская фондовая биржа имеет определенные соглашения с зарубежными площадками о том, что ценные бумаги могут находится в кросс-листинге, допустим, на Казахстанской фондовой бирже.

    - Сейчас уже кто-то выходит на международные рынки?

    - Нет, сейчас такого нет. Но планируем в течение 2011 года хотя бы одну компанию вытащить на зарубежные площадки. Кроме того, недавно в рамках визита официальной турецкой делегации был подписан меморандум между Госфинандзором и турецким советом по рынку капиталов о взаимодействии в части продвижения и защиты интересов инвесторов и допуска ценных бумаг на площадки фондовых бирж. Насколько мне известно, одним из пунктов этого соглашения значится возможность выхода наших государственных ценных бумаг на площадку Стамбульской фондовой биржи.

    - Только государственных ценных бумаг?

    - На первом этапе пока да. А в дальнейшем заинтересованность турецких инвесторов покажет, нужно ли нашим компаниям выходить на фондовый рынок Турции.

Вся аналитика