res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Внешний долг — величина непостоянная
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 7 февраля 2011

    Внешний долг — величина непостоянная

    Внешний долг — величина непостоянная

    "ВБ", №20 (10176), 4 февраля 2011 года

    Большинство людей не любят жить в долг, а вот государства, похоже, избежать этого не могут. Правда, не все находятся в одинаковых условиях. Для одних это вовсе не проблема, а для других — настоящая катастрофа. В случае с Кыргызстаном ситуация осложняется тем, что сумма внешнего госдолга из года в год растет, а население тем временем богаче не становится. Возникают вопросы: способно ли государство платить по счетам? Насколько эффективно используются заимствованные деньги? С ними мы обратились к начальнику управления государственного долга и активов Минфина Бахадыру АХМАТОВУ.

    — Что представляет собой наш внешний долг сегодня?
    — Общая сумма государственного внешнего долга 2 миллиарда 615 миллионов долларов. А его структура выглядит следующим образом. 90 процентов от общего объема приходится на льготные займы. Двусторонний долг составляет 44 процента, а многосторонний — 56.

    Отмечу, что кредиты международных финансовых организаций предоставляются на очень льготных условиях. Сроки погашения по ним 30–40 лет, включая льготный период — 8–10 лет. Процентная ставка колеблется в пределах 0,75–1,5 процента годовых.

    Заимствования стран–кредиторов также большей частью выданы Кыргызстану на льготных условиях. Срок погашения составляет от 20 до 40 лет, включая льготный период — от 3 до 10 лет. Процентная ставка установлена на уровне 1,5–3 процентов годовых.

    — И насколько серьезно долговое бремя для страны?
    — В мире практически нет ни одного государства, у которого не было бы госдолга — внешнего либо внутреннего. В нашем случае преобладает внешний долг. Самое главное, чтобы страна была способна погашать задолженность без особого ущерба для всех секторов экономики, могла своевременно выполнять свои социальные обязательства.

    Уровень внешнего долга Кыргызстана на конец прошлого года составил 59 процентов к ВВП. Исходя из этого показателя, мы относимся к числу стран с умеренной степенью задолженности. Для сравнения: на конец 2000 года, когда у нас возникли серьезные проблемы со своевременным погашением долга, это соотношение достигло 130 процентов. А на его обслуживание приходилось направлять до 30 процентов доходов бюджета страны.

    Тогда для сокращения долговой нагрузки правительство предприняло ряд кардинальных мер, включавших жесткие ограничения по новым заимствованиям. Комплексная реструктуризация двустороннего внешнего долга, проведенная в 2002 и 2005 годах в рамках Парижского клуба кредиторов, позволила разрешить проблемы ликвидности долга в среднесрочном периоде и платежеспособности страны. Сегодня все платежи по внешнему долгу осуществляются своевременно и в полном объеме в соответствии с графиками погашения.

    Добавлю, что внутренний госдолг, по последним данным, составляет у нас 8 миллиардов 361 миллион сомов, что эквивалентно 177,5 миллиона долларов.

    — Когда речь заходит о внешнем долге, часто возникает путаница с такими терминами, как “реструктуризация”, “списание”, “обмен”. Поясните их смысл.
    — Реструктуризация, или реорганизация, означает пересмотр финансовых условий: сроков погашения; размера процентной ставки; длительности льготного периода, в течение которого не выплачивается основная сумма долга, а только проценты. Реструктуризация также может включать в себя частичное списание какой–то части долга. Списание означает, что кредитор прощает сумму задолженности на определенную дату.

    Обмен, или конверсия долга, подразумевает, что сумма долга обменивается на какие–либо активы или направляется на реализацию проекта, связанного, к примеру, с устойчивым развитием или природоохранными мероприятиями. Страна–кредитор по своей доброй воле списывает оговоренную часть задолженности. Такой механизм предусмотрен в рамках Парижского клуба.

    — И каких успехов мы достигли на этом поприще?
    — В 2006 году долг полностью списал нам Пакистан, а годом позже Индия. Часть долга простил и Китай. Слово “списание” звучит не очень приятно, поэтому этот процесс часто еще называют преобразованием долга в грант.

    Есть также положительный пример по конверсии внешнего долга. Германия произвела обмен долга в размере 780 тысяч евро на реализацию проекта в области здравоохранения в пенитенциарных учреждениях. Причем по обоюдной договоренности Кыргызстан профинансировал из собственного бюджета только 45 процентов от указанной стоимости проекта.

    На этот год запланирован второй этап обмена долга на реализацию проекта “Коммунальная инфраструктура II”. Само соглашение с немецким банком KfW о конверсии долга на 5 миллионов евро подписано в прошлом году. Условия финансирования проекта прежние — 45 процентов его стоимости, то есть 2,25 миллиона евро, Кыргызстан должен предусмотреть в своем бюджете. Исполнителем с нашей стороны избрано хорошо зарекомендовавшее себя Агентство развития и инвестирования сообществ (АРИС).

    В прошлом году на Генассамблее ООН президент страны Роза Отунбаева озвучила инициативу по обмену внешнего долга на экологию. По этому направлению также ведется работа. Создана межведомственная комиссия, задача которой выработать соответствующую программу действий. В данном случае многое зависит от воли и желания самих стран–кредиторов. Для долгов перед многосторонними кредиторами такой механизм не подходит. У них есть собственные инициативы — HIPC и MDRI, от участия в которых наша республика в свое время уже отказалась. Если бы мы тогда в них вступили и успешно прошли, то сумма внешнего долга сократилась бы примерно на 900 миллионов долларов.

    — А каким образом происходит увеличение суммы внешнего долга?
    — По мере фактического освоения привлеченных внешних заимствований, то есть по мере поступления и использования средств, а не одномоментно, как думают многие. К примеру, если мы подписали с кем–то кредитное соглашение на 10 миллионов долларов, это еще не значит, что наш внешний долг сразу вырос на такую сумму. Она может быть выделена полностью, а может, и нет. Зависит от того, насколько эффективно реализуется проект.

    По итогам конференции, прошедшей 27 июля 2010 года в Бишкеке, доноры озвучили решение о предоставлении Кыргызстану помощи. В течение трех лет будет выделен 1 миллиард 160 миллионов долларов. Отмечу, что речь не только о кредитах, но и о грантах и гуманитарной помощи. Поэтому нельзя сказать, что именно на столько увеличится наш внешний долг. Часть из этих денег мы уже получили в прошлом году, часть получим в этом и следующем.

    После донорской конференции подписано 13 соглашений на общую сумму 367 миллионов долларов, 181 миллион из которых — грантовая помощь, не увеличивающая долговое бремя страны. Эти средства предназначены для обеспечения продовольственной, энергетической и общественной безопасности, поддержки социально уязвимых слоев населения, восстановления инфраструктуры юга республики.

    — Сколько денег затрачено на обслуживание внешнего долга в прошлом году и сколько планируется направить в нынешнем?
    — Фактическое обслуживание внешнего долга в 2010 году составило 2 миллиарда 715 миллионов сомов. Из них 1 миллиард 660 миллионов сомов направлено на погашение основной суммы долга, а 1 миллиард 55 миллионов сомов — на процентные выплаты.

    В этом году из республиканского бюджета на обслуживание внешнего долга планируется выделить 4 миллиарда 303 миллиона сомов. Сумма заметно увеличивается, сразу объясню почему. Дело в том, что у многих кредитов подходит к завершению льготный период, и мы обязаны приступить к обслуживанию основной суммы долга. Если делать прогноз, исходя из сегодняшней ситуации, то основное бремя придется на 2020 год.

    Имеется ряд экономических показателей, по которым оценивается обслуживание страной внешнего долга. По итогам прошлого года соотношение суммы обслуживания внешнего долга (включая платежи по МВФ) к экспорту товаров и услуг составило 3,2 процента; к доходам республиканского бюджета — 7,3 процента, а к ВВП — 1,8 процента. Чем ниже эти цифры, тем лучше.

    Повторюсь, что сам номинальный размер долга — еще не показатель. Важно, чтобы он изменялся соразмерно ВВП. У таких высокоразвитых стран, как США и Япония, уровень долга очень высокий, но они с ним справляются.

    — Но, согласитесь, что и ничего хорошего внешний долг нам не сулит. Это дополнительная нагрузка на бюджет. Ресурсы, необходимые для развития страны, выполнения государством социальных обязательств, приходится отдавать за долги.
    — Да, но не стоит забывать и об оборотной стороне медали, ведь в свое время эти средства привлекались для осуществления проектов, которые страна не могла осилить за счет собственных возможностей. Вопрос лишь в том, насколько эффективно использовались деньги.

    — Проводилась ли подобная оценка и на что делается упор при отборе новых заимствований?
    — В начале 90–х годов, когда у страны не было требуемого опыта и кадров, допускались промахи. Но в последние годы уделяется большое внимание рассмотрению приоритетности и эффективности проектов. Они должны давать высокую отдачу и иметь эффект для роста экономики. Установлен также специальный порог, так называемый грант–элемент, по которому льготность кредита должна составлять не менее 35 процентов. Займы, не подходящие под этот критерий, не привлекаются.

    — Население интересует вопрос: когда мы полностью рассчитаемся по всем долгам и сможем наконец вздохнуть спокойно?
    — Сама постановка этого вопроса не совсем корректна. Ведь мы ежегодно привлекаем новые займы и расплачиваемся за старые. И этот процесс никогда не прекращается. Но если гипотетически предположить, что с 2011 года мы вдруг перестали бы занимать, то расплатились бы по всем долгам примерно к 2050 году.

    — У вас уже есть прогнозы, как может измениться внешний долг к концу 2011 года?
    — За прошлый год сумма внешнего долга увеличилась на 140 миллионов. По программе государственных инвестиций в этом году планируется освоить около 216 миллионов кредитных средств. С учетом предоставляемой донорской помощи номинальное значение долга может достигнуть трех миллиардов долларов. Но хотел бы подчеркнуть, что на сегодня угрозы в плане устойчивости внешнего долга нет.

    • откуда и куда

    Возможность привлекать кредитные средства международных финансовых институтов Кыргызстан получил после своего вступления во Всемирный банк (ВБ), Азиатский банк развития (АБР) и Исламский банк развития (ИБР). Позже нашей стране начали предоставлять кредиты правительства Японии, Германии, Швейцарии и других стран. Причем большая часть средств выделена донорами на льготных условиях.

    С момента обретения независимости наша республика подписала с международными организациями и странами–донорами соглашения на 3 миллиарда 700 миллионов долларов. Из них 2 миллиарда 800 миллионов — кредиты и 900 миллионов — гранты. Крупнейшими донорами Кыргызстана на сегодня являются ВБ, АБР и правительство Японии.

    Что касается расходования заимствованных средств, то наибольший объем внешней помощи был направлен в сектор транспорта и коммуникаций — 876 миллионов долларов.

    На модернизацию энергосектора привлечено международных кредитов на сумму 276,7 миллиона долларов, а на восстановление и развитие промышленности — 117,9 миллиона долларов. На нужды сельского хозяйства и ирригацию направлено 602,3 миллиона.

    Для финансирования частных предпринимателей привлекались средства кредитных линий Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, банка Германии (KfW) — всего 71,6 миллиона. За счет этих кредитных линий поддержку получили предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства, сферы услуг, транспорта и торговли.

    В социальный сектор направлено 329,6 миллиона долларов. Реформы госуправления обошлись в 64,3 миллиона долларов, предоставленных ВБ и АБР. Еще 27,4 миллиона выделено на охрану окружающей среды.

    На поддержку национальной валюты, финансирование госбюджета и укрепление валютных резервов ушел 1 миллиард 312,4 миллиона долларов внешней помощи. За счет них покрывался бюджетный дефицит, обеспечивалось финансирование наиболее важных статей расходов, включая выплату зарплат, пенсий и социальных пособий.

Вся аналитика