аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Автор: Лариса Ли
Сегодня работу Государственной таможенной службы (ГТС) в какой-то степени можно разделить на то, что было до апрельских событий и после. Временное правительство сразу поставило перед новым руководством ведомства довольно сложную задачу, учитывая непредсказуемую политическую ситуацию в стране, - вдвое увеличить сборы платежей в бюджет.
Собрать больше, несмотря ни на что
И это притом, что соседние страны в одностороннем порядке наглухо закрыли границы, остановив грузопоток, и тем самым парализовав торговые операции. Узбекистан запретил какое-либо передвижение на своих участках 7 апреля и держит границу на замке до сих пор. Казахстан почти полтора месяца не пропускал грузы в нашу страну и из нее, вынуждая ВП вести каждодневные переговоры. Три недели апреля не было поступлений импорта из Китая через таможенно-пограничный пункт Торугарт.
Естественно, что все это негативно влияло на деловую активность: экспортеры и импортеры пребывали в растерянности после бесчинств мародеров и попыток рейдерских захватов, раздумывая, стоит ли дальше продолжать бизнес. Надо признать, что ситуация не разрулена до конца, и некоторые предприниматели до сих пор находятся в таком подвешенном состоянии, опасаясь за свои инвестиции.
Но у сотрудников таможни времени на размышления не было. Более того сложное политическое положение могло спровоцировать социальное недовольство, если бы правительство перестало выполнять свои обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий и пенсий. Госказна требовала постоянного пополнения.
Тем не менее первые два месяца ГТС справлялась со своей задачей, но потом последовали июньские события на юге республики, негативно сказавшие на поступлениях таможенных платежей.
В итоге за семь месяцев текущего года было собрано на 539,6 миллиона сомов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста таможенных платежей составил 107,4 процента.
Особо стоит отметить работу таможни «Манас». На этом участке сборы увеличились на 56,3 миллиона или на 23,7 процента. При этом интенсивный рост платежей – на 47 миллионов сомов – произошел после апрельских событий, что говорит не только о том, что таможня стала работать чище, но и о скрытых резервах, которые у нее есть.
Все дороги ведут к «единому окну»
О необходимости использования в деятельности таможни новых современных методов и технологий, максимально исключающих физические контакты чиновников с предпринимателями, делающих работу ГТС в глазах общественности прозрачной, понятной, а правила простыми, говорилось много. В последние годы наконец от слов перешли к делу.
В настоящее время здесь идет внедрение принципа «единого окна». ГТС очень заинтересована в реализации проекта, финансируемого Германским центром по техническому содействию (ГТЦ) и основным донором – АБР. Внедрение новой системы позволит осуществлять информационный обмен между государственными органами в части разрешительной деятельности.
Главная цель принципа «единого окна» в сфере внешней торговли – оптимизация административных процедур и снижение барьеров при подготовке необходимых для таможенного оформления документов с помощью создания единого пропускного пункта. Это позволит экономить время, средства не только предпринимателей, но и госструктур, избавит людей от лишней бумажной волокиты и ненужных хождений по кабинетам чиновников.
Сейчас идет отработка информационных систем таможни и «единого окна». Уже установлено компьютерное оборудование в шести ведомствах и программа для пилотного проекта. В сентябре должны приступить к работе операторы системы «единого окна» на пункте пропуска «Ак-Жол» и СВХ «Бизнестранссервис», через которые проходит значительное количество грузов. Будет возможность на практике убедиться, насколько новая система эффективней старых методов.
За безопасность грузов отвечает электроника
Сопровождение товаров и грузов сотрудниками ГТС уходит в прошлое. Это, выражаясь языком таможенников, относится уже «к разряду архаичных технологий контроля». Как признаются сами сотрудники ведомства, у него есть ряд недостатков: во-первых, командировки сотрудников довольно затратное дело, во-вторых, такое сопровождение малоэффективно, в-третьих, способствуют роту коррупции.
Замена «архаичной технологии» - электронный способ таможенного контроля, а именно использование спутниковой навигационной системы GPS, позволяющая в режиме реального времени отследить весь маршрут грузовика с товаром от пункта отгрузки до пункта назначения. В начале месяца глобальная система была апробирована на дороге Торугарт-Бишкек и первые опыты пилотного проекта показали все преимущество современной электроники над устаревшими методами, где использовался человеческий ресурс.
В скором времени ГТС планирует использовать спутниковую навигационную систему и на других маршрутах, потому что безопасность грузовых перевозок была и остается одной из приоритетных задач таможни. Начиная с апреля, утверждает руководство ведомства, ГТС не допустила ни одного случая грабежа или мародерства при перевозке грузов от границы до места назначения.
«Манас» - воздушная граница Кыргызстана
После апрельских событий таможенный пост в международном аэропорту «Манас» работал с удвоенной нагрузкой. В связи с закрытием наземных границ увеличился грузовой и пассажирский поток через воздушные ворота страны.
За 7 месяцев текущего года внешнеторговый оборот через таможню «Манас» составил почти 160 миллионов долларов или 7 процентов от общего объема торговли. Из них объем экспорта – более 52 миллионов сомов, импорта – около 108 миллиона.
Это не могло не сказаться на таможенных поступлениях – они увеличились на 23,7 процента и вплотную превысили 294 миллиона сомов. При этом стоит не забывать, что ставка НДС – основного налога, собираемого таможней, с прошлого года составляет 12, а не 20 процентов.
Как показывает анализ товаров, ввозимых в страну, увеличился импорт, в частности, телефонных аппаратов и других товаров.
Успехи таможни «Манас» тем и значительнее, что на этот участок приходится значительный объем импорта, освобожденного от уплаты необходимых платежей в согласно законодательству Кыргызстана. Объем импорта составил почти 5 миллиардов сомов из них свыше 60 процентов, освобожденных от уплаты налогов.