аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Автор: Оксана Семеняк, Политический Обозреватель "Слово Кыргызстана"
В Ленинском районе столицы на пилотной основе внедряется система отбора налогоплательщиков для плановых проверок на основе анализа рисков. Если ее «обкат» пройдет успешно, то уже в ближайшее время добросовестные предприниматели всей республики смогут расслабиться.
От «А» до «Я»
– Эта система используется во многих странах мира, мы сейчас проходим только первые буквы в алфавите, к слову, Украина, уже освоила весь алфавит, – пояснил корреспонденту «Слова Кыргызстана» Эмиль Абдыкалыков, советник по налоговой политике проекта IFC по улучшению инвестиционного климата в КР.
Кроме Украины опытом могут поделиться многие страны Европы, а также наш ближайший сосед – Казахстан. По словам эксперта, для государства труднее всего отказаться от тотального контроля деловых людей, а сосредоточиться на тех, у которых риск уклонения выше, чем у основной массы. Но первый шаг в этом направлении уже сделан.
Новый для нашей страны метод проверок на основе анализа рисков предлагает конкретные критерии по отбору «жертв» налогового инспектора. В результате, мнение проверяющего учитывается едва ли не в последнюю очередь, что значительно сокращает возможности для коррупции.
Пока специалисты выделили 13 основных критериев. Все они основаны на характеристиках деятельности налогоплательщика. При этом учитывается налоговая нагрузка, изменение оборота, своевременность подачи отчетов о внесении всех требуемых платежей. Имеет значение и сфера бизнеса, так как некоторые виды деятельности более склонны к уклонению.
Эксперты признают, что пока взяли за основу «простенькую методологию». Но в будущем, после создания комплексной базы данных, интегрированной с базами данных других госструктур, будут применяться более сложные экометрические модели оценки рисков.
Очевидные плюсы
Как отмечает Эмиль Абдыкалыков, новая система предусматривает более эффективное использование ресурсов налоговой службы. А это значит, что в целом количество проверок станет меньше, при этом самые профессиональные работники будут направляться на расследование наиболее сложных случаев. Еще один плюс – снижение затрат на сбор налогов, а также стимулирование добросовестного поведения налогоплательщика.
Не стоит забывать, что каждая проверка стоит бюджетных денег. Чем дольше налоговый инспектор тратит времени на изучение документов того или иного хозяйствующего субъекта, тем дороже это обойдется госказне. Между тем, в прошлом году проведено 9 042 плановых проверки, а в первом квартале этого года – 1 102. Переведем эти цифры на сомы, и сумма получится очень значительная.
К слову, недавно объявленный мораторий на плановые проверки, по мнению эксперта, не будет эффективной мерой без сокращения контактов предпринимателей и налоговиков. А новая система сделает встречи тех и других крайне редкими. По крайней мере, добросовестным налогоплательщикам бояться визита нежданных гостей не придется.
Как подчеркивает Эмиль Абдыкалыков, в нынешней налоговой системе очень много дыр. В результате по одному и тому же вопросу в рамках законодательства можно ответить «да», «нет» или «может быть», даже если взять в качестве примера критерии риска, перечисленные в Налоговом Кодексе. Поскольку нет формализованного похода к применению критериев, один и тот же налогоплательщик может получить противоположные субъективные оценки по одному и тому же критерию от двух разных налоговых инспекторов, когда один инспектор признает его рискованным, а другой нет. В этом случае оценка зависит как от степени их профессиональной подготовки, так и взаимоотношений инспектора с налогоплательщиком. Задача экспертов – свести к минимуму возможность различного толкования одного и того же вопроса.
Незабытое старое
Между тем, такая же риск-ориентированная система может быть использована не только налоговиками, но и, например, пожарными, или другими проверяющими службами.
А пока все проверки деловых людей проходят по разработанным квартальным планам. Представители налоговых служб наведываются к предпринимателям, по меньшей мере, один раз в год. Законопослушность бизнесменов или факторы риска при этом в расчет не берутся. Эксперты хором кричат, что такая система устарела, и надеются на скорые перемены к лучшему.