аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Автор: Ирина Байрамукова
Под таким заголовком прошел дискуссионный семинар, организованный Central Asian Free Market Institute при содействии Международного Республиканского Института.
«САFMI является независимым аналитическим центром, основанным в Бишкеке в апреле 2001г с целью установки связей с ведущими аналитическими центрами свободных рынков в Азии, Европе и Северной Америке; активной работы с группой экспертов для изучения экономических проблем в регионе; предложения политикам конструктивных вариантов для улучшения ситуации и повышения осведомленности и заинтересованности граждан ЦА к либеральным изменениям в своей стране»,- говорит его Program manager Гульмира Айдаралиева.
Уже начал функционировать ТС между РК, Беларусью и РФ, в котором уже согласованы тарифы по более чем 11000 товаров. К июлю 2011г у трех стран появится общая таможенная граница. Изъявляет и Таджикистан желание присоединиться к нему. «Но насколько целесообразно присутствие там
Кыргызстана?- спрашивает в свете данной инициативы менеджер САFMI Сабина Рейнгольд,- Чем может обернуться для cтраны и каждого отдельного
гражданина вхождение в это региональное торговое объединение? » Одновременно Портал «Deutsche Welle» пишет: «Таджикистан вступит в ВТО раньше, чем в ТС, образованный в рамках ЕврАзЭС. Республика готова стать членом ВТО уже в этом году».
По словам директора САFMI Мирсулжана Намазалиева, в Кыргызстане это 1й международный интеллектуальный аналитический диспут о возможных рисках и недостатках этого шага: «Сначала власти Кыргызстана рассматривали возможность вступления в Таможенный союз, в частности ссылаясь на слова свергнутого президента КР Курманбека Бакиева от 27 ноября 2009 года: «Кыргызстан уже является членом ВТО. Но это не создает никаких препятствий для нашего вступления в ТС». В данное время официальными лицами продолжает декларироваться ряд положительных аспектов: открытие новых рынков сбыта, привлекательность для инвесторов, уменьшение цен на импортные российские и казахские товары; отмена всех нетарифных барьеров в торговле; гармонизация технического регулирования и применения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер; облегчение вопросов пересечения границ товаров, услуг и людей из Кыргызстана, в то время как возможно и снижение цен на энергоносители, в основном на нефть.
Однако одна из неразрешенных проблем заключается в том, что территория замкнута и в случае, если тарифы окажутся высокими, эта замкнутость усилится». Это означает, что Кыргызстан потеряет свое важнейшее преимущество: привлекательность для предпринимателей своими минимальными среди всех стран ЦА импортными тарифами , дающими возможность реэкспорта. Значит, наши соседи перестанут везти грузы через территорию КР, здесь их дешево растомаживать и уже потом ввозить к себе домой. (Кстати, именно благодаря этому пока что процветает рынок « Дордой», обеспечивающий работой многих кыргызстанцев.) По расчетам международных специалистов при вступлении в ТС РФ снизит свои тарифные ставки на 1%, Казахстан же их поднимет на 4%, зато это упростит между ними внутренние транзитные передачи нефти и газа. Кому же будет интересен маленький бедный Кыргызстан, в котором итак огромный разрыв между уровнем жизни и ценами на многие товары, если он потеряет возможность дешево импортировать? Он не просто попадет в « таможенное кольцо», в нем даже существенно снизится уровень жизни его граждан. Например, жизненно важные лекарства будут большинству гражданам недоступны: сегодня в КР лекарства не облагаются пошлинами, тогда как в РФ- пошлины на лекарства составляют 10% от стоимости товара.
Специалист по торговой политике Анархан Рахманова комментирует : «Членство в ВТО на протяжении более 10 лет уже само представляет собой преимущество: нормы и правила системы организации регулируют 97% мировой торговли услугами и товарами. Таможенный Союз - единая таможенная территория и единый таможенный тариф в отличие от зоны свободной торговли, единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В нем уравняются все таможенные пошлины и одновременно в связи с введением единого таможенного тарифа ТС на нашей территории некоторые виды продукции непременно подорожают. Кроме того, надо обязательно помнить, что формирование ЕТТ в ТС возможно только после вступления всех стран-участниц в ВТО, потому что у них будут сформированы обязательства, которые и должны послужить основой для ЕТТ!» На сегодня Кыргызстан как член ВТО ограничен в участии в ЕТТ: он не имеет права применять ставки таможенных пошлин выше обязательств по таможенным тарифам ВТО. Размеры же ставок таможенного тарифа государств ТС выше, чем у Кыргызстана, действующий таможенный тариф которого ниже обязательств перед ВТО. Кстати, 12 июня стало известно, что РК прекратил переговоры о вступлении в ВТО без РФ и Беларуси. Одновременно Глава ВТО посетовал на то, что пока ТС не известил торговую организацию о его желании стать членом ВТО.
Президент Молодежного Клуба дипломатов Малик Кадыршаев представил структуру внешнеторгового оборота КР: «Со странами ТС она выглядит сегодня так: РФ– 31,6 %, Казахстан – 9,8 %, Беларусь- 0,8%. В целом три страны занимают в товарообороте Кыргызстана 42,5%, в экспорте- 32,1 %, в импорте – 47,1 %. Одновременно в общем объеме внешнеторгового оборота КР страны-члены ВТО занимают 43,2%, в том числе в экспорте 52,3% и импорте 37,6 %. Не лучше ли нам сотрудничать с ними и дальше? После вступления в ТС КР не удастся сохранить свое преимущество в импорте товаров: подорожание импортируемой продукции отрицательно скажется на потребителях и производителях, включая важнейшую для КР швейную отрасль». Пример. По данным агентства Kazakhstan Today, с началом действия Таможенного союза он уже преподнес неприятный сюрприз импортерам вина, поставщикам ноутбуков и сотовых телефонов: их грузы не могли пересечь границу из-за требования уведомлять госорганы о поставках техники, которая содержит модули шифрования. Возникли проблемы с растаможкой грузов.
Спикер семинара Алтынай Адабаева опасается: «Местное производство, не выдержав конкуренции, может «загнуться на корню»: на кыргызском рынке
будут конкурировать российские, казахские и китайские товары. Сам Кыргызстан будет востребован лишь как сырьевой придаток, конкурентоспособно лишь с/х. Но вполне вероятно, что фрукты и овощи будут вывозиться на переработку в Казахстан, а затем продукты переработки ввозиться обратно. Без сомнения, что участие в ТС– по сути, едином рынке со 165 млн потребителей будет стимулировать привлекательность Кыргызстана для инвесторов за счет льготного выхода на рынки РФ, РК и РБ. Однако возможно, инвесторам будет выгоднее только производить в Кыргызстане, но перепродавать в соседних странах – отсутствие таможенных барьеров и пошлин между странами будет служить в качестве стимула».
Аналитик САFMI Камила Мурзаева говорит: «Мы говорим о вступлении в партнерство с самыми ближайшими соседями, но мы не хотим увидеть, что, являясь членом ВТО и страной, занявшей 80-е место в рейтинге экономической свободы, мы вступаем в партнерство с самыми протекционистскими странами». По данным Global Trade Alert, Россия стала лидером по введению торговых барьеров в 2009 году, несмотря на то, что чуть больше года назад, в ноябре, руководители стран «двадцатки» подписывали декларацию о воздержании от создания барьеров для торговли и инвестиций. Повышение Россией пошлин для 7% импорта против снижения пошлин для 2% и принятие 37 барьерных мер - отражение политики, имеющей целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары и даже ограничений или полного запрета ввоза отдельных товаров.
«В настоящее время Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. Импортные пошлины в России при введении единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года изменились незначительно. Практически по 80% товарных позиций будут применяться российские тарифы. ЕТТ сохранит действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, направленные на поддержку отечественных производителей самолетов и автомашин.
Это означает- наши шансы на экспорт станут минимальными, одновременно подорожает импортируемая продукция, например, цены на подержанные автомобили, составляющие наш основной машинный парк, могут вырасти в несколько раз,- анализирует Мирсулжан Намазалиев,- Основными поставщиками импорта останутся Китай 70,5 %, Россия 13,9 %, Казахстан 3,4 %. Эксклюзивность устранение таможенных барьеров для определенных стран может привести к наводнению местного рынка импортными товарами и подорвать позиции отечественных производителей, создав несправедливую конкуренцию. Также результатом этого может стать усиление инфляции. Возможен вариант того, что образуется замкнутый круг. Очевидно, применяемая сегодня в КР для широкого ассортимента товаров, которые не производятся в республике, ставка «беспошлинно» с целью сокращения издержек производства и снижения цен для потребителя, не удержится . У государств ТС на эти же товары, в силу того, что они их производят, установлена тарифная и, возможно, нетарифная защита».
Малик Кадыршаев отмечает, что несмотря на такие радужные перспективы, как ожидаемый прирост ВВП государств ТС на 15% ( в России до 400 млрд$, Беларуси и Казахстане по 16 млрд$), сами члены ТС опасаются, что их рынки завалят дешевым китайским импортом, проходящим через Кыргызстан. Также отмечают возможность усиления наркотрафика. В итоге дискуссии ведущими аналитические специалисты САFMI предложили чиновникам еще раз просчитать эффект от присоединения Кыргызстана к Таможенному Союзу.