res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Перспективы развития банковских продуктов для трудовых мигрантов. Опыт Кыргызстана
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 16 ноября 2011

    Перспективы развития банковских продуктов для трудовых мигрантов. Опыт Кыргызстана

    Перспективы развития банковских продуктов для трудовых мигрантов. Опыт Кыргызстана

    analitika.akipress.org Исследование ОБСЕ

    Трудовая миграция из Кыргызстана за последние десять лет не только набрала силу, но и продемонстрировала устойчивость процесса даже на фоне мирового экономического кризиса. Исследование «Влияние мирового экономического кризиса на трудовую миграцию из Кыргызстана в Россию», проведенное ОБСЕ в 2009 году, выявило, что, несмотря на проблемы, связанные с сокращением рабочих мест, ужесточением процедур легализации в странах приема и, как следствие, ухудшением положения мигрантов, в Кыргызстане отсутствует реальная альтернатива трудовой миграции. Даже в самый пик кризиса возврат мигрантов составил не более 10%. В настоящее время очевидно, что на микроуровне возвращение мигрантов ухудшит материальное положение и качество жизни их семей, а на макро - приведет к росту безработицы в Кыргызстане, усилит давление на систему социальной защиты и др. Тем не менее можно систематизировать факторы, оказывающие разнонаправленное воздействие на процессы миграции.

    Общая характеристика банковской среды

    Краткий обзор банковского сектора КР сделан по данным НБКР и Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики (НСК) с фокусом на наиболее востребованные мигрантами и членами их семей денежные переводы и микрокредитование. Более полное представление о состоянии банковского сектора КР можно получить на официальном сайте НБКР.1 Кроме того, в данном разделе настоящего отчета просуммированы частные мнения экспертов, которые имеют независимый взгляд на предмет исследования.

    В банковский сектор КР входят 21 универсальный коммерческий банк и учреждения, которые предоставляют определенные финансовые услуги: микрофинансовые организации, кредитные союзы, страховые компании, а также страховые, инвестиционные и пенсионные фонды.

    В КР коммерческие банки существуют в форме ЗАО и ОАО, среди них есть банки с иностранным капиталом. Либеральная государственная система регулирования банковской деятельности и растущий спрос на банковские услуги способствуют росту агентов, предоставляющих эти услуги в КР. Банковская система КР неуклонно развивается.

    Действующее банковское законодательство КР формально обеспечивает условия для развития конкурентной среды в банковском секторе. Банки должны быть импульсом преобразования экономики и важным компонентом благоприятного инвестиционного климата. Однако на практике одна из основных проблем – отсутствие реальной конкуренции на рынке банковских услуг.

    Основным источником заработков для отдельных коммерческих банков остается реэкспорт финансов в основном из России и Украины. При этом в КР отмечается низкая капитализация всей отечественной экономики, в том числе и банковского сектора, неразвитая финансовая инфраструктура, недостаточный объем внешних и внутренних инвестиций. В таких условиях долгосрочные источники для роста экономики отсутствуют. Растет государственный долг страны, 2010 год завершен с большим дефицитом государственного бюджета.

    Банки в КР не являются существенным фактором развития экономики отдаленных регионов страны, и поэтому не несут на места более высокую экономическую культуру. Банковские служащие, которые живут и работают на региональном уровне, лучше знают специфику местной экономики и местного бизнеса, поэтому только филиалы банков могли бы стать проводниками политики развития малого и среднего бизнеса в регионах, формировать традиции и культуру сотрудничества с банками. Роль филиалов банков в КР очень мала, все решения принимаются в центральных офисах. А после закрытия в 2010 г. самого крупного коммерческого банка – АзияУниверсалБанка с 33 филиалами – сократилось количество банковских учреждений и филиалов, особенно в регионах.2

    Одна из проблем банковского сектора заключается в том, что он аффилирован с государством. На рынке КР есть банки-фавориты, которые имеют особые привилегии и им позволяется больше, чем другим, и, соответственно, банки-пасынки, к которым продуцируется пристрастное отношение. Таким образом, государственная власть в КР нарушает Закон о банках и банковской деятельности.

    Надо признать как положительный фактор – НБКР и коммерческие банки проявили институциональную зрелость и ответственность в дни так называемых революций, получили опыт работы в экстремальных условиях политической нестабильности.

    Основное достижение заключается в том, что в самой острой фазе известных политических событий банковская система в целом смогла консолидировать усилия в принятии экстренных мер по обеспечению собственной безопасности и сохранности активов, а затем достаточно быстро стала функционировать в штатном режиме, тем самым, предотвратив массовую панику и реальную угрозу экономического коллапса.

    Денежные переводы

    Рост числа трудовых мигрантов за последние 10 лет вызывает появление на рынке новых систем денежных переводов, порождает высокую конкуренцию между ними со всеми вытекающими последствиями и делает коммерческие банки активными посредниками в обслуживании переводов денежных средств из стран приложения труда мигрантов в страны их происхождения.

    По данным НБКР, объем переводов от мигрантов, работающих в России и других странах, за первые 10 месяцев 2010 года превысил 900 миллионов долларов, что примерно на 157 миллионов долларов больше суммы, которую кыргызские мигранты послали домой за весь 2009 год. Эти поступления играют важную роль в валовом доходе КР, годовой бюджет которой составляет приблизительно 1,36 миллиарда долларов.

    Распределение объема денежных переводов по регионам КР, где на фоне лидерства г.Бишкек, суммарно по размерам переводимых средств и количеству переводов превалируют южные области, показано на диаграмме 1.

    Диаграмма 1. Динамика трансграничных переводов в 2008-2009гг. по областям

    Источник: НБКР

    В 2010 г. коммерческие банки КР предоставляли услуги денежных переводов без открытия счета по следующим международным системам:

    1. Coinstar

    2. Contact

    3. INTERexpress

    4. Migom

    5. Money Gram

    6. Privat Money

    7. STBexpress

    8. UNIstream

    9. VIP-Money Transfer

    10. Western Union

    11. Express Money

    12. Аллюр

    13. Анелик

    14. Близко

    15. Быстрая почта

    16. Золотая корона

    17. Страна экспресс

    Тарифы за обслуживание в данных системах находятся в диапазоне от 1 до 6% от суммы перевода.

    Диаграмма 2. Динамика изменения объемов переводов через системы денежных переводов без открытия счета, млн сомов

    Источник: НБКР

    На диаграмме 2 представлена динамика роста объемов денежных переводов с 2002 по 2008 гг. и 20%-ное падение объемов по итогам 2009 г., с 1 206.3 до 967.5 млн. долларов США, вызванное мировым экономическим кризисом. Ценовая конкуренция показывает растущее преимущество новой высокотехнологичной системы «Золотая корона», которая смогла низкими тарифами за услуги привлечь к себе клиентов-мигрантов в период кризиса. По всем остальным системам наблюдалось падение абсолютных объемов переводов в сравнении с 2008 г.

    Рост количества трудовых мигрантов привел к росту объемов денежных переводов, что в свою очередь привело к росту количества самих систем и обусловило ценовую конкуренцию между ними. В 2002 г. абсолютным лидером, имеющим 70%-ную долю рынка денежных переводов в КР, была сиcтема «Western Union». Начиная с 2005 г. лидерство перешло к системе «Юнистрим», доля которой в 2008 г. достигала 40%. В 2009 г. доля «Юнистрим» составила 35%, а доля «Золотой короны» подросла с 6 до 11% всех переводов (диаграмма 3).

    Диаграмма 3. Динамика изменения структуры общего объема годовых переводов по ОДП,%

    Источник: НБКР

    Кроме того, банки КР предоставляют услуги с использованием локальных систем денежных переводов без открытия счета:

    1. Аманат

    2. Аргымак

    3. Береке

    4. Инексим транзит

    5. Иссыккуль транзит

    6. Кыргыз трансфер

    7. Экоперевод

    Тарифы за обслуживание в данных системах зависят от суммы перевода и колеблются от 0,15 до 0,3% от суммы денежного перевода.

    Растущий в последние годы объем денежных переводов и соответственно растущий комиссионный доход с них сделал услуги по предоставлению денежных переводов более привлекательными, чем депозитные и кредитные продукты банков. При использовании нескольких систем денежных переводов банки, в среднем, имеют 0,6% комиссионных доходов с объемов денежных переводов.3 Эти «легкие» доходы побудили некоторые банки КР заняться внедрением своих собственных систем денежных переводов, работающих не только на локальном уровне.

    По данному разделу можно сделать следующие краткие выводы:

    ∙ Объемы переводимых денежных средств в КР растут.

    ∙ Банки КР являются активными участниками на рынке обслуживания систем денежных переводов.

    ∙ Целевая категория систем денежных переводов без открытия счета – трудовые мигранты.

    ∙ Банки, конкурируя за доходы от денежных переводов мигрантов, предлагают новые сервисы и сокращают комиссионные, уплачиваемые клиентами.

Вся аналитика