аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Time - Как в случае с фарсом под названием Борат, так и в случае с невежеством Германа Кейна (кандидат в президенты США от республиканцев – прим. перев.), политика и народы Средней Азии не вызывают у американцев особого интереса. Но смейтесь над “станами” на свой страх и риск.
Старое пересечение дорог Шелкового пути теперь простирается на территории геополитического разрыва 21-го века, разъедаемого соперничающими стратегическими интересами России, Китая и США. Узбекистан – над которым решил подшутить республиканец Кейн – это самая густонаселенная страна Средней Азии и главный транзитный пункт для американских войск и грузов на пути в Афганистан. На севере находится Казахстан, являющийся одним из мировых лидеров по запасам нефти и газа. А в регионе, в котором доминируют постсоветские авторитарные режимы, крошечная, окруженная со всех сторон сушей Киргизия – его величайшая надежда на демократический прогресс.
Президентские выборы в Киргизии, которые прошли в воскресенье, могут ознаменовать первый честный и свободный переход власти с момента обретения республикой независимости после распада СССР. Несмотря на свидетельства фальсификации голосов и вбросов бюллетеней в некоторых областях, международные наблюдатели довольны вердиктом: Алмазбек Атамбаев, нынешний премьер-министр страны и главный фаворит гонки, станет будущим президентом страны, набрав 63% голосов, что является подавляющим большинством в президентской гонке, в которой приняли участие 17 кандидатов. Администрация Обамы выразила удовлетворение голосованием, заявив, что киргизы “сделали важный и отважный шаг на пути к демократии”. Правда, этот путь может привести к убыли американского влияния. Одним из первых заявлений Атамбаева, которого считают пророссийским кандидатом, стало повторение обещания закрыть американскую военную базу в Манасе, когда срок договора аренды истечет в 2014 году. База стала ключевой для военных операций США в Афганистане во многом из-за того, что в Пакистане ухудшилась ситуация с безопасностью (а также дипломатические отношения с США). Атамбаев заявил журналистам во вторник: “Мы знаем, что США часто участвуют в военных конфликтах. Так было в Ираке и Афганистане, а теперь обостряются отношения с Ираном. Я бы не хотел, чтобы одна из стран решила нанести ответный удар по военной базе”. Тем не менее, официальные представители Киргизии не поднимали такого шума из-за присутствия российской базы в районе границы с Китаем.
Несмотря на то, что операции США в Афганистане должны постепенно сойти на нет, неясно, готовы ли вашингтонские стратеги отказаться от базы Манас, которая стала геополитической лакмусовой бумажкой с момента открытия администрацией Буша в 2001 году. Москва, явно недовольная американским военным присутствием столь глубоко внутри исторически сложившегося “заднего двора” России, принуждала киргизов выгнать американцев; тем временем, Бишкек использует свое стратегическое положение, чтобы привлечь самого щедрого покупателя в этой большой среднеазиатской игре, включающей в себя расширение интересов Китая.
Так или иначе, победа Атамбаева, скорее всего, означает возвращение российского влияния. Около полумиллиона граждан страны работают в России, что является значительной частью населения в 5,5 миллионов человек. Ныне занимающая пост президента Роза Отунбаева, получившая в начале года из рук госсекретаря США Хилари Клинтон “международную премию за женское мужество”, заявила, что Киргизия может вступить в Евразийский союз, создание которого недавно было предложено российским премьер-министром Владимиром Путиным. Евразийский союз, смоделированный по примеру ЕС, должен стать экономическим альянсом бывших советских республик во главе с Россией. В январе Атамбаев предложил законодателям назвать гору в честь российского премьера.