аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Analitika.Akipress.org - В своем интервью Tazabek заместитель министра государственного имущества Нурдин Абдылдаев рассказал о некоторых объектов, вокруг которых идут споры. В частности, были затронуты возможное банкротство АО «Курментыцемент», передача российской стороне 49% акций ТНК «Дастан», приватизация ОАО «Кыргызтелеком».
Нурдин Абдылдаев, заместитель министра государственного имущества
Прокомментируйте ситуацию с АО «Курментыцемент» в части заявления депутата Эркинбека Алымбекова в вашей заинтересованности в том, чтобы предприятие обанкротили.
Я был губернатором Иссык-Кульской области, поэтому я не человек со стороны. Та ситуация, которая сложилась вокруг завода, плачевная. Предприятие практически не работает с середины 90-х годов, с момента приватизации. Еще в 2003 году был инициирован вопрос банкротства завода в связи с невыполнением инвестиционного соглашения, но процесс так и не нашел логического завершения. На сегодняшний день у завода нет никаких документов на продажу своей продукции, будь то цемент или обожженный известняк. Рядом есть карьер, на разработку которого ни у кого сегодня нет лицензии. Я не знаю, как они там работают без лицензии.
В 2006 году я предпринимал попытку приобрести завод совместно с немецкой компанией HeidelbergCement. Тогда мы выполнили все формальности, подписали договора, приобрели имущественный комплекс АО «Курментыцемент». Но вмешались близкие люди экс-президента Бакиева. Дело в том, что имущество завода было заложено в банке АКБ «Кыргызстан», кредит не был возвращен и банк выставил на продажу имущество. На втором заседании в Верховном суде мы проиграли процесс с той формулировкой, что этот кредит не дошел до завода.
Депутат Эркин Алымбеков в начале года приезжал ко мне в обладминистрацию и сказал, что у него есть личный интерес. Я тогда выразил свою человеческую гражданскую позицию о том, что главное, чтобы этот завод работал. Независимо от того, какие инвесторы будут вкладывать в него.
Чтобы признать предприятие банкротом, необходимо обоснование. Такое имеется?
Цифры показывают, что задолженность по налогам, по заработной плате, за пользование электроэнергией, Соцфонду образовалась давно. Начальник Тюпского районного социального фонда Канат Кожобаев рассказал, что с 2001 года предприятие имеет перед Соцфондом задолженность, которая на сегодняшний день составляет 1 млн 567 сомов.
В связи с чем ведомство обратилось с письмом в Мингосимущества с просьбой инициировать процесс банкротства. ГНИ инициировало еще в марте 2011 года.
Какова процедура банкротства?
Процедура банкротства подразумевает, что имущество либо распродается, либо создается другая компания и начинает работать. Назначается специальный администратор, который вместе с кредиторами будет принимать решение. Я на это никак влиять не могу. Все это должно происходить в рамках закона. Прежде всего суд признает предприятие банкротом. По закону иск подает кредитор. В данном случае одним из крупных кредиторов является Налоговая инспекция. Она подала иск о признании банкротом АО «Курментыцемент», потому что тот не погашает задолженность. Здесь нет никакого вмешательства Мингосимущества. Только суд имеет право принимать решение признать банкротом или нет.
В 2006 году казахские инвесторы выкупили акции АО «Курментыцемент». Я много раз там был и ни разу их не видел. Продукция нам сегодня нужна, кантского цемента недостаточно. На сегодня предприятие простаивает. Это предприятие может работать, но у хозяев нет возможности инвестировать туда. В течение 5 лет я слежу за этим заводом. За это время не было вложено ни сома, мало того, в прошлом году завод был отдан в аренду другой фирме «Азамат Ойл».
Никакой инвестор не будет вкладывать в этот завод средства, зная, что там много судебных процессов.
Не могли бы Вы пояснить о каких судебных процессах идет речь?
По налоговой задолженности, по электроэнергии. Перед «АКБ Кыргызстаном» задолженность длится с 2002 года, составляет около $650 тыс.
Вы упоминали, что депутат Эркин Алымбеков проявлял заинтересованность к заводу. Расскажите поподробнее.
У депутата есть заинтересованность. Скорее всего, казахи поручили ему лоббировать свои интересы, чтобы завод не был продан. Если не хотят, чтобы завод обанкротился, пусть вкладывают. Там много ведомств замешано. Для того, чтобы иметь сырье, они должны получить в Министерстве природных ресурсов лицензию на разработку карьера. У меня вот посредством Интернета есть информация, что какую-то часть казахи продали, но голословно утверждать не могу.
Кстати, на инвестиционном форуме министр экономического регулирования Учкунбек Ташбаев предложил казахским инвесторам рассмотреть вопрос вложения средств в стратегические предприятия, такие как «Кыргызтелеком». Каково ваше мнение на этот счет?
На самом деле по приватизации этого объекта очень много идет разных разговоров. Многие силовые ведомства выступают категорически против приватизации «Кыргызтелекома», так как это напрямую влияет на безопасность. Есть частные сотовые компании и другие виды связи. Если «Кыргызтелеком» со всеми своими телекоммуникациями окажется в частных руках, то есть риск, что мы можем оказаться без связи. Мы уже на практике видели, что во время двух революций сотовые телефоны практически не работали. Настолько все было перегружено. К вопросу приватизации «Кыргызтелекома» надо подходить очень осторожно. У нас, я понимаю, недостаточно в бюджете средств, везде идут сокращения, затраты на госаппарат сокращают. В случае продажи АО нужно как минимум контрольный пакет оставить у государства.
Озвучьте последние данные поступления дивидендов от АО.
Поступление дивидендов у нас по плану на этот год 2 млрд 844 млн сомов. План нами уже перевыполнен, так как на 26 октября этого года 2 млрд 917 млн сомов направлены в государственный бюджет. По «Кыргызтелекому» был план 32,7 млн сомов, который полностью уже закрыли.
Вы сказали, что будете наказывать неэффективных менеджеров. Уже были выявлены нарушения?
Каких-то особых нарушений нет. Сейчас мы следим за выполнением бизнес-планов, принятых АО и ГП в начале года. Будем принимать решения, насколько эффективно идет работа по управлению предприятиями, какие меры предпринимались в случае резких изменений на рынке, анализировать затратную часть: увеличивается или не увеличивается, почему доходы уменьшились. Всему есть объективные и субъективные причины.
На сегодняшний день все усилия Мингосимущества направлены на то, чтобы предприятия работали прозрачно и эффективно. При плохой работе советов директоров и правления будут приниматься конкретные меры наказания.
Как Вы могли заметить, в этом году во всех предприятиях полностью поменялось руководство. Конечно, это связано и с революцией.
Есть еще над чем поработать. Очень слабо у нас с финансированием, потому что госпредприятиям как правило очень сложно получить коммерческие кредиты.
Есть ли на сегодняшний день проблемные объекты?
У нас все проблемные. У кого-то старое оборудование, у кого-то просто не хватает оборотных средств, у кого-то продукция не пользуется спросом.
Я могу привести в пример Хайдарканский ртутный комбинат в Баткенской области. Я был на Хайдаркане. Там элементарно не хватает средств. В 2009 году на комбинате произошла авария, шахта заполнилась водой. Вот они сейчас изыскивают средства для того, чтобы купить насосы и выкачать воду из шахты, что даст к увеличению добычи. Производство ртути может раза в 2-3 увеличиться. И это при том, что цена на ртуть за последний год увеличилась в 2 раза.
Но тем не менее, я могу отметить с радостью и гордостью, понимая их отдаленность и финансовое положение, они все сохранили и пытаются удержать производство. Они молодцы.
Там жизнь остановилась на уровне 60-70-х годов. В кабинетах мебель старая советских времен, но целая. Бережно относятся, потому что в Хайдаркане нет ничего, кроме завода и вся жизнь устроена вокруг него. Они до сих пор содержат в поселке Дом культуры и гостиницу.
Вы собираетесь в АО «ХРАО» привлекать инвестора?
Это реальный проект, если им чуть-чуть дать денег, я знаю, они окупятся. Я как экономист, как производственник, утверждаю, что им надо чуть-чуть дать длинных дешевых денег, т.е. долгосрочные кредиты с низкими процентами.
Понимаете, побывав депутатом, у меня выработался к этому свой подход. Многие объекты, мы же говорим, надо продать, пусть инвестор придет и предложит большую цену. Но не нужно забывать, что наша роль, как государственных чиновников, заключается в том, чтобы не забывать о людях, которые работают на предприятиях. Инвесторы должны брать в расчет социальный фактор.
Я думаю, что если у государства останется доля, то у нас будет больше рычагов для того, чтобы это предприятие с местным населением находило общий язык и могло спокойно работать.
Вот сколько у нас проблем по золоторудным и другим компаниям. То люди бастуют, то дорогу перекрывают. У Кумтора постоянно дорогу перекрывали, в итоге договорились, что по соглашению 2009 года 1% от валового дохода напрямую поступает в бюджет Иссык-Кульской области, из них 50% поступают на счет трех районов. И эти средства направляются только на социальные нужды.
Вспомните, что в Таласе происходит, идет нестыковка с местным населением. Надо усовершенствовать законодательство, в инвестиционных соглашениях обговаривать все условия досконально. Когда продаются полностью 100%, непонятно, кто хозяин, приедет и выйдет он к местным жителям, будет помогать или не будет.
Расскажите, какая сейчас ситуация с ТНК «Дастан».
В прошлом году, когда акции национализировали, я был управляющим этими акциями. Моей функцией было переоформить акции «Фаберон» и «Топинвест» на государство в лице Министерства государственного имущества. Процедура за два-три дня была полностью завершена на основании декрета. Материалы по эмиссии 2009 года находятся в Комитете национальной безопасности.
А что это за фирмы «Фаберон» и «Топинвест»?
Эти фирмы связаны с Алексеем Ширшовым. Мы туда вмешиваться не можем. Даже если мы будем свои запросы отправлять в ГКНБ, есть тайны следствия. Когда будет у нас судебное решение, тогда мы можем о чем-то говорить.
Как обстоит дело с передачей 49% акций ТНК «Дастан» российской стороне?
Решение передать часть акций российской стороне было принято во время Бакиева. Часть акций Дастана и плюс здание представительства хотели передать в счет уплаты внешнего долга России. С нашей стороны подписано, но не ратифицировано соглашение. Недавно, когда Омурбек Бабанов был в России, этот вопрос поднимался, надо делать переоценку долга перед Россией, потом переоценку активов.
При переоценке активов министерством будет проводиться тендер, по итогам которого будет известна компания, предоставляющая услуги оценки. По зданию торгового представительства тоже надо провести переоценку.
Камень преткновения в том, что будут созданы рабочие группы, когда российская сторона даст согласие. Когда российская сторона точно обозначит, что она заинтересованы в акциях «Дастана», что готовы сюда инвестировать средства, чтобы увеличить производство, тогда вопрос сдвинется с места.
Производство там специфическое. Мы заинтересованы в том, чтобы предприятие развивалось. Туда немалые средства нужны. Сегодня предприятие использует только мизерную часть своей мощности.
Почему же все-таки вопрос с передачей акций не решен?
Я думаю, что вопрос стоит потому, что после известных событий инвестиционный климат пока желает лучшего. Инвесторы сюда начали возвращаться, интерес проявляют многие. Но, чтобы дать гарантию внутренним, внешним инвесторам, стабильность нужна в государстве.
Материалы по «Дастану» у нас готовы. С российской стороны пока нет подтверждения. Я думаю, что чуть-чуть времени осталось, после выборов многое должно поменяться. Необходимо вплотную заняться экономикой.
Расскажите, какова ситуация с утверждением Программы приватизации в Жогорку Кенеше?
Вопрос приватизации у нас тоже остановился в связи с тем, что депутатами был внесен закон, где указано, что при выставлении гособъектов на продажу нужно согласие Жогорку Кенеша. Мы свою работу проводим в рамках закона, руководствуясь программой приватизации. Мингосимущества со всеми министерствами и ведомствами, а также территориальными управлениями, АО и ГП была согласована новая программа приватизации и объекты, которые будут выставлены на продажу. Данная программа была направлена в Жогорку Кенеш для обсуждения и утверждения. Для себя мы решили не руководствоваться старой программой, которая была утверждена при Бакиеве.
А есть какие-то сроки?
Нет сроков. Мы не можем ставить сроки депутатам.
Вопрос с реализацией «Кыргызмобайлкомпани» не решен именно из-за того, что не утверждена программа?
Объект должен был быть продан еще в сентябре. После того, как будет утверждена программа приватизации, будут объявлены торги.
Каждый своим делом должен заниматься. Они - депутаты, вот пусть и занимаются законотворчеством, а не указывают министрам, как нужно работать. Большая часть из них не являются специалистами. Они должны создавать фундамент в виде законов. Дальше Правительство должно исполнять. А сейчас как это делается, начинают всех министров вызывать. Это не их дело, они не должны подменять исполнительную власть.
Жогорку Кенеш должен на комитетах рассмотреть программу, согласовать и потом вынести на обсуждение в палату. Только после утверждения палаты мы можем руководствоваться новой программой. Мы просим их утвердить быстрее и дать нам, мы же планируем. У нас же средства от приватизации заложены в бюджете. Раньше программа приватизации утверждалась только правительством.
В каком размере средства от приватизации запланированы на 2011 год?
Средства от приватизации на 2011 год запланированы в размере 3 млрд 740 млн сомов, а выполнение составило 46 млн сомов. Из них средства от приватизации национализированных объектов поступили на сумму 39,2 млн сомов.