аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
ВИДЕНИЕ
Свобода слова - есть свобода говорить без цензуры и ограничений. Свободный обмен идеями и мнениями является драгоценным правом человека. Развитие независимых Средств Массовой Информации (СМИ) и свободного Интернета крайне важно для обеспечения гибкости политической системы и самореализации личности в Кыргызстане.
ПРОБЛЕМЫ
Ожидания о построении в Кыргызстане демократического государства после событий марта 2005 года не оправдались, и привели к укреплению авторитарной власти, в том числе и путем ограничения свободы слова. После смены власти в апреле 2010 года новая власть в стране в лице Временного правительства заявила о приверженности развитию общепризнанных принципов свободы слова.
В настоящее время можно выделить следующую группу первоcтепенных проблем, которые препятствуют свободному развитию независимого медиарынка в стране вследствие отсутствия здоровых стимулов[1]:
1. Административные барьеры при регистрации, получении разрешительных документов, радиочастот и лицензий. Регистрация СМИ проводится в соответствии с Положением «О порядке регистрации средств массовой информации в Республике Кыргызстан». Однако Положение давно устарело и требует обновления. Для электронных СМИ получение лицензии является обязательным условием для использования радиочастотного спектра. На каждый однородный вид деятельности выдается отдельная лицензия. Кроме того, владельцу СМИ необходимо получить еще ряд разрешений на выделение радиочастотного спектра, на право эксплуатации передатчиков, на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, и многие другие. Процесс выдачи частот не является прозрачным. Кроме того, не существует достоверных сведений о наличии частот, статуса заявителей на частоты, а также сроков. Также обеспокоенность вызвали ограничительные механизмы приостановления и отзыва лицензий.
2. Неэффективные попытки государственного регулирования деятельности ТВ и Радио. В 2008 году был принят новый закон о телевидении и радиовещании, 8 статья которого представляет опасность особенно для теле-радиовещателей. В ней предъявляются следующие требования: в общем объеме и времени вещания каждой компанией более половины программ должны вестись на государственном, кыргызском языке; собственной продукции должно быть не менее 50 процентов; и не менее 60 процентов - национальный аудиовизуальный продукт или музыкальные произведения авторов либо исполнителей Кыргызской Республики. Компании на данном этапе развития не смогут преодолеть установленный государством барьер.
3. Отсутствие безопасности и достаточной защиты для журналистов в судебных инстанциях. Шансы выиграть дела, возбужденные против журналистов, и связанные с честью, достоинством и деловой репутацией, очень высоки. Также, журналисты все чаще вынуждены прибегать к самоцензуре из-за страха физической расправы со стороны неофициальных лиц.
4. Атака на свободный интернет. Начиная с 2000 года, были произведены несколько попыток государственного регулирования Интернета. В 2000 и 2008 годах правительство и парламентарии попытались приравнять Интернет к СМИ. Более того, были инициативы по внедрению Системы Оперативно-Розыскных Мероприятий (СОРМ) на сетях операторов связи; ограничению доступа кыргызстанцев к информационным веб-ресурсам других стран. Под давлением со стороны представителей Гражданского общества, эти пункты в законопроекте были пересмотрены. Это была важная победа для свободы слова в Кыргызстане, однако она не обещает быть вечной, и в любой момент политики разных мастей, могут вновь инициировать изменение законодательства не в пользу интернет-пользователей.
5. Политическая зависимость СМИ, финансируемых за счет бюджетных средств. Вопросы реформы НТРК и ЭлТР являются коренными, поскольку именно они, несмотря на процессы переформатирования в общественное телевидение, получают большую часть государственного финансирования, а также являются наиболее уязвимыми перед представителями властью. Более того, ЭЛТР только называется «Общественным телевидением», в то время как ее наблюдательный совет и Генеральный директор назначаются Президентом КР. С учетом того, что финансирование осуществляется за счет государственного бюджета, сохраняется высокая политическая уязвимость. Издательские дома (редакции) «Слово Кыргызстана», «Кыргыз Туусу», а также редакции областных, городских и районных газет, учрежденных государственными и муниципальными администрациями, все еще содержатся на государственные и муниципальные финансы, в то время, как процесс распространения газет зачастую идет путем насильственной продажи сотрудникам бюджетных организаций, включая школы и детские сады.
6. Неоправданная национализация, и отсутствие прозрачностив дальнейшей передаче в частные руки отдельных телеканалов. ТРК «Пирамида» и «5 Канал», ранее являвшиеся частными телеканалами, были национализированы после смены власти в апреле 2010 года. Тем не менее, все еще не ясны юридические аргументы для национализации и для последующей передачи в частные руки.
Имеется также следующая категория проблем, с которыми средства массовой информации сталкиваются:
· => отсутствие специалистов-профессионалов, как среди журналистов, так и среди менеджмента СМИ,
· => низкий уровень материально-технической оснащенности СМИ,
· => скудность рекламного рынка,
· => наконец, требования и ожидания общества не столь велики. Явление «желтизны» в журналистике в определённой степени обусловлено склонностью людей к преувеличениям, слухам, интересом к сенсациям.
РЕШЕНИЕ
Создать устойчивые и прозрачные механизмы развития информационного пространства, посредством внедрения следующих действий:
1. Отменить институт регистрации, разрешения и лицензировании СМИ, поскольку он отсутствует во многих странах, и считается ненужным. Он создает реальные предпосылки для возникновения административного произвола со стороны государственных органов. Учреждение СМИ - это право, а не обязанность, и любое лицо, решившее распространять информацию, может это делать и без учреждения СМИ, то есть без регистрации.
2. Необходимо пересмотреть Статью 8 в законе о телевидении и радиовещании, обязывающую телевидение передавать по 50% всей передаваемой информации на кыргызском языке и собственной продукции, и 60% национального аудиовизуального продукта.
3. Создать независимый общественный орган, который отделит государство от СМИ. Данный орган будет заниматься распределением частот.
4. Рассмотреть возможность пересмотра отдельных статей закона «О защите госсекретов...» в связи с созданием проблемы в введении закона «О Доступе к информации».
5. Процесс реформы НТРК в сторону «общественного телевидения» должен быть направлен на полное разгосударствление, как НТРК, так и ЭлТР, государственных национальных, областных и районных газет и радио. Запретить учреждение СМИ со стороны любых государственных и муниципальных органов. Позволить неэффективным и зависимым телеканалам или радио закрываться естественным путем.
6. Законодательно закрепить запрет о блокировке интернета, интернет-сайтов. Более того, государственные и муниципальные органы, должны регулярно обнародовать всю необходимую информацию об их деятельности, решениях и планах на их веб-сайтах.
РЕЗУЛЬТАТ
Реформирование законодательной базы, регулирующей работу средств массовой информации, с учетом вышеприведенных предложений, даст сильнейший стимул на развитие СМИ в Кыргызстане. Это, в свою очередь, отразится на качественной работе СМИ в стране.
АВТОРЫ: Институт Медиа Полиси и Центральноазиатский институт свободного рынка