аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
На сегодня, как бы ситуация не развивалась, цены все равно поползли бы вверх. Можно было спрогнозировать развитие событий, но у нас госструктуры этим не занимаются. Все защищают свое ведомство, чтобы достичь каких-то собственных показателей. Другие страны что-то делают и получают результат, мы же ничего не предпринимаем, поэтому зависим от того, что происходит у наших соседей. Мы не защищены от их проблем, их трудности автоматически сказываются на нас.
- То, что правительство предлагает сдерживать цены, - это совсем не рыночные меры. Такие решения называют простым словом - популизм. Кабинету министров надо показать президенту и народу, что они работают. Но это непрофессиональный подход. Нельзя сбивать цены, потому что тогда появится дополнительная лазейка для коррупции. Например, закупки в госматрезервы идут не по минимальным ценам, а гораздо превышающим рыночные. Тендеры не проводятся, а если и проводятся то только среди «своих». Все это работает на коррупцию. Власти все валят на предпринимателей, а на самом деле виноваты сами.
На рынке ничего нельзя делать насильно. Если цены поднялись, то следует в первую очередь думать о социально ущемленных гражданах, а остальные сами себе на жизнь заработают. Что рынок диктует, так и следует поступать. В той же России или Казахстане что-то делается. А у нас же – ничего.
- Во многом виновато само население. Новости передаются по «глухому телефону». Приходишь, например, в магазин, а там нет масла. Его убрали с прилавков, а на следующий день выставили по другой цене. Почему? Потому что люди начали активно скупать масло. Население само создало ажиотаж.
Продавцы в такой ситуации думают: почему бы и не заработать? И начинают поднимать цены. Увидят в новостях по телевизору, что мука дорожает, и думают: ага, сейчас мы все спрячем, а потом продадим дороже. Люди недобросовестны и используют любую возможность заработать. В Кыргызстане просто использовали ситуацию.
Все знают, что цены в Казахстане гораздо выше наших. Проблема в том, что кыргызстанские специалисты уезжают в другую страну, но при этом ничего в уровне жизни не выигрывают. Если цены в Кыргызстане и Казахстане уравняются, это будет справедливо. У нас изменится психология, вырастут зарплаты. Соответственно, увеличатся налоги, и государство от того только выиграет.
С другой стороны в ситуации с ростом цен на муку имело место несправедливое отношение к пекарням. Тот, кто выращивает и перерабатывает пшеницу, получает максимум прибыли, а тот, кто хлеб печет, – минимум. Теперь условия уровнялись.
- Это больше политический процесс. Сейчас Россия укрепляет позиции рубля, происходит вымывание доллара из страны. Если люди раньше держали деньги в американской валюте, то сейчас в основном в рублях и евро. Доллары составляют не более 10 процентов всех денежных средств. То же самое происходит и в Китае.
Кыргызстан явно вроде бы не укрепляет свой сом. По крайней мере, публично об этом мы не заявляем. Но все равно находится под влиянием Китая и России. Такие же процессы происходит и в Казахстане.
Но падение курса доллара спровоцировало сокращение наших валютных резервов. Они составляют $850 миллионов. Потери в сомах составили около 3 миллиардов 400 миллионов. Это одна треть бюджета страны.
Если внимательно рассмотреть причины всего произошедшего, то станет понятно, что никакого кризиса в Кыргызстане нет. Наблюдается только повышение уровня жизни. Кризис – это дефолт, невозвратность средств. Он возникает, когда для страны создаются какие-то искусственные условия – вводятся ограничения на границе на ввоз или вывоз товара. А здесь ситуация возникла благодаря чисто субъективным причинам.
- Я бы назвала эти процессы коррекцией рынка. Это очень правильное слово. Рост цен – положительная тенденция, только государству необходимо позаботиться о социально уязвимых слоях населения.