res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Бюджет 2012 года: больше вопросов, чем ответов
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 21 октября 2011

    Бюджет 2012 года: больше вопросов, чем ответов

    Бюджет 2012 года: больше вопросов, чем ответов

    Вчера в конференц-зале CAFMI в бурных дискуссиях прошел круглый стол на тему: «Особенности бюджета 2012 года». В ходе обсуждения обнаружились интересные отличия бюджета следующего года от бюджетов предыдущих лет. Эксперты отметили хроническое отсутствие четкого исполнения бюджета. После очередного громкого утверждения бюджета парламентом, правительство на самом деле расходует бюджет по своему усмотрению. Фактические расходы в течение года легализуются правительством через внесение изменений в бюджет.

    В международном Индексе бюджетной прозрачности (Open Budget Index) Кыргызстан в 2010 году занял 74 место из 94 исследованных стран, последнее место на постсоветском пространстве. Вывод международного отчета однозначен: правительство представляет населению скудную информацию по бюджету и практически неподотчетно налогоплательщикам.

    Каждый год формат бюджета меняется, что затрудняет сравнительный анализ и оценку динамики изменения бюджета. Статьи расходов переходят от одного ведомства к другому. Так многие статьи, включаемые, как правило, в бюджет Министерства финансов, в проекте бюджета 2012 года были переданы новому «ведомству», именуемому «прочие госуслуги». Непонятно зачем нужно было создавать «новое ведомство». Статьи расходов «нового ведомства» можно было распределить по бюджетам уже имеющихся ведомств. Размер расходов новых «прочих госуслуг» составил 28,2 млрд. сом (35% от всего бюджета). К сожалению, представители Минфина не присутствовали на обсуждении, оставив без ответа вопросы экспертов.

    Еще один интересный момент – расхождение в цифрах. В проекте бюджета расходная часть – 90,3 млрд. сом. При суммировании расходов указанных в приложениях, итоговое значение выходит 80,8 млрд. сом. Куда делись 9,5 млрд. сом? Возможно, эти средства предназначены силовым структурам, так как в проекте бюджета не отражены расходы на оборону и правоохранительные органы, что является нарушением закона о доступе к информации.

    Расходы на госаппарат остаются существенной статьей бюджета. Так в 2010 году на госаппарат было потрачено 24% бюджета. Для сравнения, содержание госаппаратов США и Германии не превышают 4% бюджета.

    Отдельную полемику вызвали расходы по статье «питание учащихся 1-4 классов». Колоссальные деньги выделяются по данной статье – 475 млн. сом в 2011 году, 823 млн. сом в 2012 году соответственно. Насколько оправдана эта популистская мера? Должно ли государство забирать огромные деньги у родителей через налоги и обеспечивать питание их детям. Или все-таки питание школьников – прямая обязанность их родителей?

    По итогам встречи эксперты CAFMI рекомендовали строго соблюдать бюджетный календарь, сроки которого нещадно нарушаются. Правительство еще к 1 сентября было обязано представить в Жогоку Кенеш проект бюджета 2012 года. Предлагается внедрить на всех этапах бюджетного процесса общественные слушания, вовлечь граждан в формирование и контроль исполнения главного финансового закона страны. Следует предусмотреть небольшое стабильное финансирование общественных слушаний для обеспечения их регулярного проведения.

    Гражданский бюджет – важный шаг к вовлечению граждан в бюджетный процесс. Гражданский бюджет – это бюджет, изложенный в доступной для широкой публики форме. Согласно тому же закону о доступе к информации, обязанностью госорганов является обнародовать в доступной форме бюджетную информацию. Однако инертность госорганов, в который раз вынуждает гражданский сектор добиваться порядка и прозрачности бюджетного процесса без участия государства.

Вся аналитика