аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
"Вечерний Бишкек", №165 (10321), 12 октября 2011 года, Максим ЦОЙ
Представленный на суд широкой общественности проект республиканского бюджета на 2012–й и прогноз на 2013 — 2014 годы подвергся жесткой критике. Поделиться мнением по этому поводу мы попросили эксперта по бюджетной политике, экс–председателя Бишкекского городского кенеша Зоотбека КЫДЫРАЛИЕВА.
— Вы разделяете критику, звучащую в адрес Минфина?
— Представленный проект республиканского бюджета на 2012 год действительно вызвал неоднозначную оценку. Соглашусь с теми, кто говорит, что особых изменений в нем нет. Тем не менее говорить, что все очень плохо, тоже нельзя. Надо признать, что Минфином в этом году сделано немало по части обеспечения прозрачности бюджетного процесса. На его сайте теперь можно найти сведения о ежедневном финансировании, проходящем через казначейство, ежемесячные отчеты по доходам и расходам. Такого раньше в этом закрытом и консервативном ведомстве никогда не было. Винить Минфин во всех грехах неправильно. Не стоит забывать о том, что министерство является частью правительства и зависит от решений последнего.
— Как вы думаете, чем руководствовались чиновники при составлении бюджета?
— Авторы бюджета называют его социально ориентированным. И на самом деле 54 процента всех расходов направляются на социальную сферу. Но это еще ни о чем не говорит. Показателем может служить рост расходов на какие–то конкретные приоритетные цели. Возьмем, к примеру, образование. Составляя бюджет на нынешний год, чиновники обозначили его в качестве одного из приоритетов, заложив 11 миллиардов 481 миллиона. При этом удельный вес сферы образования в структуре общих расходов составил 12,7 процента. А в следующем году на эти цели планируется направить всего 7 миллиардов 267 миллионов, или 8,1 процента от общих расходов республиканского бюджета. Как видим, произошло изменение в сторону уменьшения как в абсолютном, так и в относительном выражении. В таком случае уже нельзя утверждать, что образование у нас по–прежнему в приоритете. Подобные выводы можно сделать и в целом по всей социальной сфере. Например, темп роста удельного веса расходов на здравоохранение и социальную защиту уменьшается, хотя суммарно эти расходы вроде бы и вырастут.
Составленный бюджет на 2012 год и прогноз на последующие два года совершенно оторваны от реальной жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить его с предыдущим документом. Сразу обнаружится множество расхождений. В бюджете на этот год заложен резкий рост доходной части — сразу на 32,6 процента, а на 2012 год — всего на 15 процентов, или 5,3 миллиарда сомов.
— Многие считают, что план на этот год выполнить не удастся...
— Судя по ежемесячным поступлениям доходов, если будем двигаться такими же темпами, то к концу этого года не выйдем на запланированные 90 с лишним миллиардов сомов. Ежемесячно мы должны собирать примерно по 8 миллиардов, а имеем всего около 6 — 7. Но правительство и первые лица страны заверяют, что опасаться нечего, все идет своим чередом. Однако остались всего считанные месяцы, в течение которых предстоит наверстать упущенное.
— Произошли ли какие–то изменения по части доходов?
— Мы так и не увидели намерения правительства коренным образом изменить структуру доходной части. Фактически она соответствует тем целям и задачам, которые ставила перед собой прежняя власть. Все мы помним, как подгонялись местные бюджеты ради централизации государственной власти. Процветала коррупция, доходы казны были ориентированы на карманы высокопоставленных чиновников. Лично я пока не увидел готовности властей изменить существующий порядок вещей.
Увеличение доходов на 5,3 миллиарда сомов и уменьшение их доли в ВВП на 3,4 процента надо расценивать как положительное явление. Естественно, при условии, что Минфин будет придерживаться такого курса. Вместе с тем темп роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с проектом прошлого года заметно снизился.
Доходы бюджета должны выполнять одну из трех функций: стимулирующую, социальную либо выравнивающую. К сожалению, наше правительство пока не решило, как их применять на деле. В 2012 году с налога на основе обязательного патентования ожидается собрать 600 миллионов, а по добровольному — еще 1 миллиард 250 миллионов. Это громадная сумма. Теперь давайте порассуждаем, что такое патент. Обычно он вводится, когда не представляется возможным определить объем работы. Раньше так платили налоги сапожники, часовые мастера и другие люди, занимавшиеся кустарной деятельностью. А мы сегодня распространяем патентную систему на сферы производства, торговли и услуг. Фактически мы уравняли деятельность крупных коммерсантов и мелких торговцев. Объемы реализации у них разнятся в десятки и сотни раз, а размеры налогов почти равнозначные. Патентная система создает благоприятные условия для развития коррупции и сокрытия налогов. Постепенно нужно уходить от нее, но пока таких намерений со стороны правительства не видно.
Или возьмем спецсредства — доходы, зарабатываемые бюджетными учреждениями. По сути, они не являются источником бюджета. Но у нас они не только признаются таковыми, так еще на них начисляются налоги, которые также отражаются в доходной части. Получается, мы ведем двойной счет или занимаемся приписками.
— А какие нюансы вы обнаружили в расходной части бюджета?
— Серьезные нарекания со стороны гражданского сектора и экспертов вызывает обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. За последние годы эти расходы стабильно растут. В 2009 году мы направляли на погашение основной суммы госдолга и процентов по нему 7 миллиардов 362 миллиона сомов. А в 2012 году планируется уже 12 миллиардов 772 миллиона, то есть на полтора миллиарда больше, чем в текущем году. Выходит, на обслуживание госдолга уходит почти шестая часть бюджета. Это говорит о том, что мы по– прежнему живем не по средствам. Невольно возникают вопросы: как и куда мы намерены двигаться дальше? Стоит ли столько заимствовать, если с каждым годом долговое бремя только растет?
Растут расходы на обслуживание внутреннего госдолга. В следующем году планируется увеличить объемы внутренних заимствований еще на 2 миллиарда сомов. Давайте посмотрим, у кого государство занимает деньги, выпуская ГКО, ГКВ и ноты Нацбанка. У отдельных коммерческих банков, которые, как я подозреваю, на этом неплохо навариваются. Этот процесс непрозрачен. По всей видимости, продолжают действовать коррупционные схемы, построенные еще прежними властями. Звучали предложения перенести торги на фондовую биржу, чтобы все происходило открыто и понятно, появилась конкуренция. Но они пока не нашли отклика. Не вижу смысла государству занимать деньги у банков под проценты более высокие, чем у корпоративных ценных бумаг. Основная сумма долга и проценты по нему на следующий год должны составить 8,8 миллиарда сомов. Это немногим меньше суммы расходов, направляемой на здравоохранение. Пора бить в колокола и поднимать вопрос об эффективности заимствований.
— Идут ли чиновники на сокращение расходов на госуправление, как обещали ранее?
— Внутренние резервы страны до конца не изучены. В том числе и возможности сокращения расходов на госуправление. Заявлено, что в следующем году они снизятся на 20 процентов. А почему именно на 20, а скажем, не на 30 — 35 процентов? Ведь точных расчетов никто не предоставлял. Удельный вес расходов на содержание госаппарата в составе общих расходов очень высок. На следующий год он запланирован на уровне 26,2 процента. Для сравнения: в развитых странах этот показатель не превышает 4 — 10 процентов.
Надо ли нашим чиновникам покупать себе шикарные служебные машины и мебель, ездить в дорогостоящие командировки? Наверное, в такое трудное для страны время нужно потуже затягивать пояса, экономить буквально каждый сом бюджетных средств. Однако заинтересованности в этом со стороны правительства пока не видно. Тем более пока не заметна скрупулезная, ежедневная и комплексная работа правительства по сокращению бюджетных расходов и увеличению доходов. В этом деле все же чувствуется формальный подход.
— Есть ли улучшения в области децентрализации бюджета?
— По сравнению с прошлым годом отношение к местному самоуправлению несколько улучшилось. Увеличены нормативы отчислений от общегосударственных налогов. Впервые за последние годы увеличивается поддержка местных бюджетов через категориальные гранты. Но сказать, что произошел переломный момент для органов МСУ, что центральные органы власти повернулись к ним лицом, пока рано. Ведь категориальные гранты направляются на финансирование зарплаты учителей, а рост выравнивающих грантов и средств, передаваемых в местные бюджеты, незначителен. Для улучшения ситуации необходимо уходить от централизации доходов, дать возможность органам МСУ самим принимать решения по введению новых источников доходов в виде налогов и сборов. Ведь наличие только двух источников доходов местных бюджетов — земельного налога и налога на движимое и недвижимое имущество — не создает условий для развития МСУ, не говоря о стимулировании его деятельности.
Мизерный и бюджет развития — всего 2 миллиарда сомов. В основном эти деньги будут осваиваться через Государственную дирекцию по развитию городов Ош и Джалал–Абад. Капитальные вложения по сравнению с текущими расходами невелики. Фактически мы проедаем все деньги, тогда как их необходимо вкладывать в создание основных фондов. Если не будет поддержки реального сектора через бюджет, то никаких изменений к лучшему не произойдет. Какой толк увеличивать налоги и снимать последнюю шкуру с бизнесменов, если все деньги проедаются, идут на содержание раздутой чиновничьей рати? О существенном сокращении ее численности пока речи не идет.
— Каким будет дальше процесс рассмотрения проекта бюджета?
— Судя по реакции и репликам отдельных депутатов, можно предположить, что нас еще ожидают жаркие дискуссии. Правда, нардепами поднимаются пока мелкие, не столь существенные темы. О серьезном пересмотре бюджетных приоритетов и принципов говорить еще рано.