аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Аналитика - АКИpress, 2011-09-09 10:07:23
Кубанычбек Омуралиев, независимый эксперт
Важнейшим фактором развития Кыргызстана в течение всех лет независимости является широкомасштабная финансовая и техническая помощь, оказываемая стране со стороны международного сообщества. В начале независимости Кыргызстану необходима была внешняя помощь, поскольку в советское время очень значительная часть социально-экономической деятельности финансировалась за счет субвенций из Москвы. Прекращение этих дотаций после распада СССР грозило полным коллапсом многих сфер социально-экономической жизни страны. С другой стороны, к моменту обретения независимости Кыргызстан не имел надлежащего государственного механизма, отработанной системы законодательства, развитых институтов, профессиональных управленческих кадров. Все это надо было создавать немедленно, и в этом также была необходима помощь извне.
Заявленный Кыргызстаном курс на построение демократического общества, основанного на рыночной экономике, на открытость внешнему миру, на установление дружественных отношений со всеми странами нашел поддержку со стороны мирового сообщества. Финансовая и гуманитарная помощь начала поступать и по сей день поступает от международных финансовых институтов (ВБ, МВФ, АБР, ЕБРР и другие) и от государств, а также от многочисленных неправительственных международных организаций и фондов.
Следует отметить, что помощь от доноров поступают не только правительству, но и гражданскому обществу напрямую, которые осуществляют различные проекты и программы. Основными получателями являются НПО, которые работают в области прав человека, демократические преобразование, экологии, бизнес ассоциациях, социальной сфере (образования, культура, медицина), мониторинг выборных процессов и другие сферы деятельности общества и сектора экономики. Необходимо отметить, что существуют НПО, бюджет которых намного превышает бюджет некоторых государственных структур правительства.
Текущая ситуация структуры внешнего долга
По данным Министерства финансов Кыргызской Республики Структура внешнего долга по источникам заимствования по состоянию на 30 июня 2011 года: государственный внешний долг Кыргызской Республики составил 122 169 993 тыс. сомов (2 702 475 тыс. долларов США). Из общей величины внешней задолженности республики доля долга перед многосторонними кредиторами равна 57% и двусторонними кредиторами 43%. Показатель государственного внешнего долга Кыргызской Республики к ВВП в процентном соотношении на конец 2010 года составил 58,1%.
В структуре многостороннего долга самыми крупными кредиторами являются: Всемирный Банк (ВБ), Азиатский Банк Развития (АБР), Международный Валютный Фонд (МВФ) и другие. Среди двусторонних кредиторов, крупными заимодателями являются Россия, Япония, Китай, Германия и Турция.
Кредиты, получаемые от международных финансовых организаций и стран-доноров, предоставляются на льготных условиях (сроками погашения от 15 до 40 лет, льготными периодами от 5 до 10 лет, процентной ставкой от 0,75 до 3 процентов).
Кредитный портфель государственного внешнего долга Кыргызской Республики состоит из порядка 115 действующих кредитов, в которые входят займы со следующими компонентами: многосторонние льготные, многосторонние не льготные, двусторонние льготные, двусторонние не льготные и условные обязательства (кредиты частному сектору выданные под государственную гарантию).
Сумма освоенного и непогашенного долга составляет:
- льготные займы – 90,16% общей суммы долга,
- не льготные кредиты - 9,80 % общей суммы долга
Сумма обязательств по не льготным кредитам составила 11 388 879 тыс. сомов (251 929 тыс. долларов США). Ниже приводится краткое описание по не льготным кредитам, которые были представлены Министерством финансов КР.
Россия
В 1993 году между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации заключены следующие кредитные соглашения на не льготных условиях:
- о переоформлении задолженности по техническим кредитам по итогам 1992 года и января-июня 1993 года в государственный кредит Правительству Кыргызстана на сумму 55,8 млрд рублей (эквивалент 111,8 млн долларов США). Задолженность возникла в результате отрицательного сальдо на корреспондентском счете НБКР в Центробанке РФ за счет долга хозяйствующих субъектов республики поставщикам России.
- о государственном кредите на 1993 год на 15 млрд рублей (12,3 млн долларов США) для оплаты в 1993 году поставок товаров и услуг из России.
- о выделении дополнительного государственного кредита на 1993 год в размере 15 млрд рублей (8,6 млн долларов США) для оплаты в 1993 году поставок товаров и услуг из России.
Два полученных кредита были распределены между предприятиями и организациями республики в основном для закупки сырья и материалов.
Учитывая значительную задолженность по этим кредитам и довольно жесткие кредитные условия (высокая процентная ставка, небольшие сроки предоставления), а также в связи с образовавшейся в последующем просрочкой по платежам, долг Кыргызской Республики по кредитам Российской Федерации неоднократно реструктуризировался. Последнее соглашение о реструктуризации долга подписано сторонами 5 сентября 2005 года.
Основные условия:
Дополнительным условием реструктуризации явилась капитализация части процентных обязательств в период с 2005-2008 гг. Это означает, что в указанный период начисленные проценты будут выплачиваться частично. Невыплаченная же часть подлежит погашению в течение 23 лет, 7 из которых - льготные. Предусмотрено, что в течение этого времени на них будут начисляться проценты по ставке 5,6250% годовых.
На сегодня общая сумма государственного внешнего долга Кыргызской Республики перед Российской Федерацией по указанным кредитам составляет 190,9 млн долларов США.
Германия
Кыргызской Республике со стороны Банков Германии было предоставлено два не льготных кредита:
- В 1996 году Банком KFW на реконструкцию гостинично-ресторанного комплекса «Ала-Тоо» в сумме 4 466 025 евро, сроком на 10 лет с льготным периодом в 5 лет и процентной ставкой - 4,355%, годовых.
- В 2001 году Банком Гезельшафт Берлин – переоформление обязательств АГБ «Бишкек» (данный банк банкрот) на Министерство финансов КР по заключенному в 1997 году кредитному соглашению между АГБ «Бишкек» и Берлинер Банком Актиенгезельшафт - в сумме 5 107 347 евро, сроком на 10 лет с льготным периодом в 1 год и процентной ставкой – 6 месяч.LIBOR+1,5%, годовых.
Задолженность Правительства Кыргызской Республики по указанным кредитам были реструктуризированы в рамках протокола Парижского Клуба от 11 марта 2005г. посредством подписания Соглашения с Гермес Кредитверзихерунгс-Актингезельшафт
Сумма долга 10 578 575,71 Евро, из которых 50% подлежит списанию. Таким образом, сумма долга составила – 5 379 287,89 Евро.
На сегодня остаток долга Кыргызской Республики по данным кредитам составляет 5 807 779,92 евро.
Дания
Для восстановления систем электроснабжения и центрального отопления и обеспечение теплом и горячей водой жителей г. Бишкека 5 июня 1998 года Правительство Кыргызской Республики подписало кредитное соглашение с Правительством Королевства Дании на получение кредита на сумму 7 097 041 долларов США, со сроком погашения 8лет, льготным периодом – 3 года и процентной ставкой - 3% годовых. Получателем кредита явилось АО «Кыргызэнерго» (ОАО «Бишкектеплосеть»).
В рамках Протокола Парижского клуба от 11.03.2005г. сторонами 18 октября 2005 года в г. Париж заключено Соглашение о реструктуризации долга.
Основные условия:
Сумма долга 5 916 066,16 долл. США, из которых 50% подлежит списанию. Таким образом, сумма долга составила – 2 958 033,08 долларов США.
На сегодня сумма обязательств Кыргызской Республики по данному кредиту составляет 3 347 677 долларов США.
Турция
В соответствии с Кредитным соглашением между Национальным банком Кыргызской Республики и Экспортно-кредитным банком Турции (далее «Эксимбанк Турции») от 15 января 1993 года средства для финансирования товарных и инвестиционных проектов составили 73,2 млн долларов США (37,53 млн долларов США – на финансирование проектов, 1,8 млн долларов США - для закупки сельхозхимикатов, 36,67 млн долларов США – товарный кредит). Фактически было освоено 48,5 млн долларов США.
Структурным подразделением Министерства финансов Кыргызской Республики - Государственным фондом развития экономики - ведется регулярная работа по отслеживанию и обеспечению возвратности задолженности хозяйствующими субъектами (предприятиями-заемщиками) средств кредита Экспортно-кредитного банка Турции.
Необходимо отметить, что долг Кыргызской Республики по кредиту Эксимбанка Турции неоднократно реструктуризировался. Последнее соглашение о реструктуризации долга подписано сторонами 9 марта 2006 года.
Основные условия:
В дополнение, 23 февраля 2010 года было заключено Соглашение о внесении изменений в указанное Соглашение о реструктуризации долга между Правительством Кыргызской Республики и Эксимбанком Турции, согласно которому процентная ставка снижена в два раза, с текущей 2,72% до 1,36% годовых.
На сегодня сумма основного долга Кыргызской Республики по кредиту Эксимбанка Турции составляет 49 385 274,58 долларов США.
Необходимо отметить, что в апреле 2011 года в ходе официального визита Премьер-министра КР А.Атамбаева в Турцию, на встрече с Премьер-министром Турции Реджеп Эрдоганом была достигнута договоренность о преобразовании долга Кыргызской Республики перед Экспортно-кредитным банком Республики Турция в грант. Долг еще не переоформлен, в настоящее время Правительствами двух стран проводится соответствующая работа в этом направлении.
Беларусь
Задолженность Кыргызской Республики сформировалось после распада СССР из задолженности по корреспондентским счетам в банковских системах стран бывшего СССР. По итогам Акта выверки межгосударственных расчетов по результатам торгово-экономических отношений между Республикой Беларусь и Республикой Кыргызстан за 1992 год (до перехода на расчеты по корреспондентским счетам) от 16 августа 1995 года, произведенной между Национальными банками Республики Беларусь и Кыргызской Республики, сальдо за период с 01.01.1992 г. до открытия сторонами корсчетов сложилась в пользу Республики Беларусь в сумме 45 929 910,81 рублей или 207 649,13 долларов США (по расчетам НБКР).
В результате многочисленных переговоров в марте 2011 года подписано Соглашение между Правительством Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики и Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь об урегулировании долговых обязательств и требований за 1992 год.
Согласно данному соглашению стороны пришли к согласию, что долг Кыргызской Республики в размере 207 649,13 долларов США будет погашен ежегодными равными долями в течение 2011-2013 годов.
Реструктуризации внешнего долга
Накопленный внешний долг и сложившаяся критическая ситуация с его обслуживанием, грозившая объявлением дефолта в 2002 и 2005 годах вынудило Правительство Кыргызской Республики обратиться в Парижский Клуб с просьбой рассмотреть возможность реструктуризации внешнего долга страны.
В начале марта 2002 года на заседании Парижского Клуба было рассмотрено обращение Кыргызской Республики о реструктуризации внешнего долга, по результатам которого страны-кредиторы приняли решение о предоставлении Кыргызстану так называемых улучшенных Хьюстонских условий реструктуризации двустороннего внешнего долга. Это Соглашение последовало за одобренной 6 декабря 2001 года Программой Международного Валютного Фонда по Снижению Бедности и Содействию Экономическому Росту.
Данное Соглашение консолидировало задолженность по займам, кредитам Кыргызской Республики по состоянию на 31 августа 2001 года в размере 99 млн долларов США, из которых 23 млн долларов США составили кредиты Официальной Помощи Развитию (ODA). Данная сумма включает основную сумму и проценты за период с 6 декабря 2001 года по 5 декабря 2004 года (так называемый период консолидации).
Реструктуризация осуществлена следующим образом:
1. Кредиты Официальной Помощи Развития (ODA) должны были погашены в течение 20 лет, включая 10 лет льготного периода (когда выплачиваются только проценты); по процентной ставке, приемлемой для кредитов ODA.
2. Коммерческие кредиты (non-ODA) подлежали погашению в течение 20 лет, включая 5 лет льготного периода по приемлемой рыночной процентной ставке; мораториумые проценты (проценты, выплачиваемые в течение периода консолидации) капитализируются (подлежат оплате не сразу, а откладываются на будущее) следующим образом: 50% от размера процентов - в первом году, 60% - во втором году, 70% - в третьем году.
В результате реструктуризации, предоставленной кредиторами в рамках Парижского клуба, фактические расходы бюджета на обслуживание внешнего долга Кыргызской Республики перед двусторонними кредиторами за три года были сокращены со 109 млн долл. США до 7,5 млн долл. США.
Поскольку предоставленная реструктуризация 2002 года была направлена на решение ликвидности и носила среднесрочный характер, в 2005 году Правительство Кыргызской Республики вновь столкнулось с проблемой обслуживания государственного внешнего долга, и было вынуждено вторично обратиться в Парижский клуб кредиторов.
11 марта 2005 года Парижский Клуб кредиторов выразил согласие Правительству Кыргызской Республики сократить государственный внешний долг. Это соглашение последовало за одобренной 23 февраля 2005 года программой Международного Валютного Фонда по Снижению Бедности и Содействию Экономическому Росту. В связи с намерением властей Кыргызской Республики отказаться от последующего обращения в Парижский Клуб и достигнуть аналогичных условий реструктуризации с другими двусторонними кредиторами, кредиторы Парижского Клуба предоставили существенный пересмотр долга согласно Эвианского подхода.
В соответствии с Протоколом Парижского Клуба от 11 марта 2005 года, кредиторами было рекомендовано провести реструктуризацию на следующих условиях:
1. Кредиты Официальной Помощи Развития (ODA) должны быть погашены в течение 40 лет, включая 13 лет льготного периода; по процентной ставке, как минимум льготной как в кредитных соглашениях, подписанных ранее.
2. Коммерческие кредиты (non-ODA) подлежат погашению по одному из двух сценариев (выбор сценария зависит от кредитора):
3. 50% основного долга подлежит списанию; оставшиеся 50% должны быть погашены в течение 23 лет, включая 7 лет льготного периода; по соответствующей рыночной ставке.
4. 100% основного долга подлежит погашению в течение 33 лет, включая 3 года льготного периода. Применяемая процентная ставка должна обеспечить 50% сокращение долга по чистой приведенной стоимости.
Следует отметить, что предоставленная реструктуризация 2005 года позволила решить проблему устойчивости двустороннего внешнего долга Кыргызской Республики и значительно сократить объемы обслуживания долга перед двусторонними кредиторами.
Обслуживание внешнего долга в будущем
Ежегодно значительные средства республиканского бюджета направляются на своевременное и полное обслуживание государственного внешнего долга (погашение части основной суммы и начисленных процентов). Так, в 2011 году из республиканского бюджета страны на обслуживание государственного внешнего долга зарезервированы средства в сумме 4,3 млрд сомов, что составит порядка 4,8% расходов республиканского бюджета, из них: 2,1 млрд сомов – по основной сумме и 2,2 млрд сомов – по начисленным процентам. Прогнозные показатели обслуживания внешнего долга на 2012 и 2013 годы составляют 4,6 и 5,3 млрд сомов, соответственно. При этом пик расходов по обслуживанию текущего государственного внешнего долга республики придется на 2015-2020 годы, поскольку наряду с начисленными процентами по кредитам Кыргызская Республика начнет погашать основные суммы по кредитам.
Пик расходов по обслуживанию текущего государственного внешнего долга республики придется на 2015-2020 годы, т.е. правительство начнет погашать основные суммы по кредитам (с начисленными процентами по кредитам).
По предварительным прогнозным данным министерство финансов КР на обслуживание государственного внешнего долга Кыргызской Республики будут направлены следующие суммы:
· в 2015 году - 121,961 млн долларов США, в том числе на погашение основной суммы долга - 89,931 млн долларов США и на выплату начисленных процентов - 32,030 млн долларов США.
· в 2020 году - 155,959 млн долларов США, в том числе на погашение основной суммы долга - 129,978 млн долларов США и на выплату начисленных процентов - 25,981 млн долларов США.
· Столь впечатляющая по масштабам внешняя помощь, которую уже получил и продолжает получать Кыргызстан, предполагает, что и эффект помощи тоже должен быть значительным. С этой точки зрения весьма важно оценить, какова эффективность внешней помощи, на каких направлениях она оказалась наиболее, а на каких – наименее действенной. Необходимо отметить, что сами критерии эффективности программ не всегда достаточно ясно сформулированы. Представляется, что эти программы, являющиеся по сути инвестиционными, полезны и оправданы в тех случаях, когда создают долгосрочный эффект, действие которого не прекращается с завершением программы. Кыргызстан не может позволить себе привлекать внешнюю помощь (причем не только в виде займов, но и грантов), которая не будет иметь своей главной целью долгосрочное развитие страны. Некоторые программы, направленные на латание имеющихся прорех, вряд ли могут быть признаны эффективными.
· На фоне политических преобразований, которые происходят в настоящее время в Кыргызстане, необходимость разработки новых подходов к внешнему заимствованию обусловлена продолжением административных и экономических реформ. Нацеленность на конечный результат, на устойчивость разработанных и внедренных за счет внешней помощи структур и систем, предоставление качественных услуг населению, должны стать основными принципами и критериями при использовании внешней финансовой и технической помощи.
· Вопросы повышения эффективности использования внешней помощи, постоянного и независимого мониторинга выходят на первый план. В этой связи нами (группа экспертов) совместно с Институтом экономической политики предлагается проектное предложение под названием: «Анализ эффективности использования внешней помощи в Кыргызской Республики».
Основные цели, задачи и ожидаемые результаты от проекта:
· Кардинально изменить подходы к внешнему заимствованию, способствовать повышению прозрачности, эффективности и результативности использования внешней помощи и способствовать снижению бремени внешнего долга.
· Результат 1. Проведена независимая оценка эффективности использования внешней помощи в разрезе доноров (многосторонних, и двусторонних), отраслей и регионов
· Результат 2. Выработаны рекомендации по гармонизации предоставления и использования донорской помощи и развитию потенциала неправительственных организаций для ведения мониторинга и оценки внешней помощи
· Результат 3. Международное донорское сообщество и государственные структуры используют в работе результаты проведенного исследования при планировании внешней помощи
· Результат 4. Повысилась прозрачность использования внешней помощи. Возросла информированность населения республики о реализуемых проектах с участием средств доноров
· Результат 5. Результаты исследования позволят гражданскому сектору эффективнее влиять на процессы оказания помощи.
· С учетом вышеизложенного вопросы повышения эффективности использования внешней помощи, постоянного и независимого мониторинга выходят на первый план.
· Учитывая сложное положение бюджета, предлагается изыскать финансовые средства для осуществления проекта от донорских организаций.