аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Уже несколько месяцев в Кыргызстане действует единая фондовая биржа – объединились закрытые акционерные общества «Кыргызская фондовая биржа» и «Биржевая торговая система». Вместе с тем рабочая группа из представителей Национального банка КР, Министерства финансов, Госфиннадзора и Кыргызской фондовой биржи прорабатывают вопрос о переводе размещения и обращения ГКВ на единую торговую площадку. О сегодняшнем фондовом рынке Кыргызстана и предстоящих планах рассказывает «Report.kg» президент Кыргызской фондовой биржи Айбек Толубаев.
- Над этим вопросом, мы представители фондовых бирж и соответствующих госструктур, работаем порядка 5-6 лет. В 2007-2008 годах, как известно, уже реализовывался пилотный проект, в рамках которого на КФБ размещались и обращались 9-месячные ГКВ. Тогда на первичном рынке объем торгов составлял 44,5 млн. сомов, на вторичном - около 62 млн. сомов, в том числе около 40 млн. являлись РЕПО сделки. Этот проект удачно реализовался и тогда Министерством финансов был объявлен тендер по выбору площадки, ведь на тот момент в республике работали три фондовые биржи – Кыргызская фондовая биржа (КФБ), Центрально-азиатская фондовая биржа (CASE) и Биржевая торговая система (БТС). По итогам тендера перевод ГКВ должен был осуществиться на Центрально-азиатскую фондовую биржу, но случились апрельские события, когда эта биржа была разрушена и обанкротилась. Соответственно, перед Минфином вновь встала задача - выбор площадки.
Понимая важность консолидации фондового рынка, поскольку присутствие двух торговых площадок на рынке было не целесообразно, то с августа 2010 года специалисты Госфиннадзора и двух фондовых бирж начали активную работу по объединению. Уже в марте 2011 года мы подписали соглашение по объединению фондовых бирж на базе Кыргызской фондовой биржи. Начиная с того времени, фактически в республике действует единая торговая биржа и в этой связи вопрос о выборе биржи не стоит.
Что касается перевода, то в прошлом году была создана рабочая группа, куда вошли специалисты Министерства финансов, НБ КР, Госфиннадзора, фондовой биржи, которая прорабатывает этот вопрос. И уже выработаны рекомендации, которые после согласования будут направлены в правительство. Пока мы остановились на том, что будет осуществлен перевод на биржу только вторичного рынка, первичный рынок пока останется на площадке Национального банка.
Как планируется, НБ КР будет выступать в роли оператора по расчету, а Центральный депозитарий, как принято на международных торговых площадках, будет ответственен за ведение счетов депонентов.
- У нас есть листинговый список и нелистинговый. В листинговом списке присутствует 12 компаний, нелистинговом – более чем 700 компаний. Официально у нас зарегистрировано 16 брокерских компаний, которые могут проводить свои операции на фондовом рынке.
- А суммарный объем торгов за полгода какой?
- На сегодня объем торгов составил чуть более 530 миллионов сомов. Если мы будем сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то рост наблюдается на более чем 84 процента. Но такой рост в 2010 году не показательный в силу разных причин, в том числе и связанных с политической обстановкой в стране. Наилучший год у нас был 2007, когда объем торгов составил 5,2 млрд. сомов. По итогам этого года мы планируем выйти на уровень 2,5-3 млрд. сомов.
- Как видите дальнейшее развитие фондового рынка после объединения?
- В настоящее время, возникла необходимость корректирования существующей стратегии развития биржи, с учетом консолидации фондового рынка. К сожалению, наш фондовый рынок не является показателем экономической ситуации в стране, как принято в мире и это обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем развития нашего рынка. Касательно финансовых инструментов, на протяжении многих лет мы ведем работу с государственными органами, по переводу обращения ГЦБ на фондовую биржу, с эмитентами, по разъяснению положительных сторон по эмиссиям корпоративных облигаций и тд.
Сейчас предлагаем выставить на продажу через фондовый рынок 5-15% акций компаний «голубых фишек», с превалирующей государственной долей (доля государства более 85 %) и которые привлекательны для инвесторов. Это такие компании как, ОАО «Международный аэропорт «Манас», ОАО ТНК «Дастан», ОАО «Электрические станции», ОАО «РСК Банк» и другие. При таком варианте, государство даже продав часть акций, сможет продолжать контролировать ситуацию, так как будет обладать более чем 70% акциями.
При этом, мы не преследуем личные цели, как многим может показаться. Это, прежде всего, пополнение бюджета республики, за счет частичной продажи акций. К тому же такие перемены могут послужить привлечению портфельных инвесторов на рынок, представителей крупных международных инвестиционных фондов, которые будучи акционерами этих стратегических компаний, смогут принимать участие в управлении и развитии компании. Известно, что большинство стратегических компаний, к сожалению - убыточные, поэтому появление независимых директоров в советах директоров таких компаний, поможет внедрить наилучшую практику корпоративного управления, что в свою очередь, повысит эффективность деятельности компаний.
- Как воспринято предложение о продаже 5-15 процентов акций государственных объектов?
- Отрадно, что государство с пониманием относится к этому предложению. Такая инициатива вошла в правительственную программу «Экономика и безопасность» и мы ожидаем начало реализации этого пункта.
- У нас не развит рынок корпоративных облигаций. Корпоративные облигации это альтернативный способ привлечения финансовых средств для развития компании. Сегодня многие компании заимствуют деньги у банков, что тоже неплохо, но высокие процентные ставки на короткий срок совсем не привлекательны для бизнеса. В такой ситуации можно привлечь средства путем выпуска ценных бумаг.
В республике есть компании, которые избрали именно такой путь. Приведу пример. Одна крупная компания выпустила облигации под 20 процентов сроком на 1 год. Прошла процедуру листинга и облигации включились во вторую категорию листинга, что предоставляет льготу по уплате 10 процентного налога на доход, согласно законодательству.
В результате такой деятельности, посредством прозрачной работы, данной компании удалось привлечь крупный международный финансовый институт для получения кредита на очень привлекательных условиях. Соответственно эта компания отказалась от дополнительных эмиссий и начала работать с донором. То есть выход на фондовый рынок показывает, что компания желает быть прозрачной в своей деятельности, что повышает привлекательность для инвесторов.
По поводу раскрытия информации, в 2010 году был принят новый закон «О рынке ценных бумаг», в соответствие с которым, предусмотрено постоянное раскрытие информации, включающей в себя финансовую отчетность, информацию о существенных фактах и тд. публичными компаниями. В этой связи, большинство компаний начали раскрывать полагающуюся информацию на нашей сайте.
- Да, но хочу сказать, что в рамках консолидации фондового рынка, планируется вхождение государства в состав акционеров Кыргызской фондовой биржи. В настоящее время идет работе по форме вхождения государства. Думаю, что это необходимо в нынешних условиях, поскольку ожидаются масштабные проекты, о которых я говорил.
- Какая доля может принадлежать государству?
- По решению акционеров биржи, государство будет иметь блокирующий пакет акций – 33,4 процентов. Решение о регистрации уже имеется, на данный момент решается вопрос о выборе активов. Принимая во внимание, что сейчас наблюдается дефицит бюджета, и мы понимаем, что свободных денежных средств у государства нет, поэтому мы прорабатываем вопрос по нахождению другого вида активов с тем, чтобы государство смогло войти в долю.
- По информации наших некоторых коллег, доходность ценных бумаг в последние месяцы, именно 12-месячных ГКВ составила 35-45%. В этой связи, для прояснения такой ситуации, мы организовали заседание пресс-клуба, пригласили представителей НБ КР, Госфинадзора, Министерства финансов, представителей коммерческих банков, профессиональных участников и тд. Так вот, как было сказано, информация, отраженная на сайте НБ КР, это не удовлетворенная, а заявленная доходность. Удовлетворенная же составляет в пределах 25 процентов, что практикуется в наших условиях. С этой точки зрения процесс нормальный. Но вместе с тем мы должны понимать, что в начале года дефицит бюджета республики планировался на уровне 22 млрд. сомов, но за неполные 6 месяцев он уже превысил отметку 21 млрд. сомов. Соответственно возникают резонные вопросы, не связано ли резкое повышение доходности с необходимостью покрыть эти расходы. На 2011 год планировалось привлечение средств с рынка на уровне 6,6 млрд. сомов. По информации Минфина КР уже привлечено около 2 млрд. сомов. Получается, что возникает острая необходимость привлечения остальных средств. При этом, на последних аукционах доходность только растет и можно предположить, что уже в начале третьего квартала эти показатели будут равняться 30 процентам.
Поэтому, считаю, что этот вопрос требует обдуманной и скоординированной политики Министерства финансов и НБ КР. Мы все знаем, что НБ КР также выпускает ГЦБ, которые называются нотами НБ КР для проведения денежно-кредитной политики. Так вот, иногда имеются случаи, когда доходность по 28-дневным нотам, превышает на несколько пунктов доходность по 3-месячным ГКВ. Мы понимаем, что назначение этих бумаг разное, так как ГКВ являются инструментом бюджетной политики, а ноты инструментом денежно-кредитной политики, но, тем не менее, хотелось, чтобы посредством эффективной координации двух органов, доходность на эти бумаги была сбалансированной и эффективной.
Беседовала Жумагуль Мырзаева. Корреспондент АН "Report.kg"