аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Лариса Ли, "МСН", 3 июня 2011 г.
На прошлой неделе руководство Министерства финансов решило посвятить время отдельному вопросу — современному состоянию внешнего долга страны. Наконец-то! Потому из-за потока сообщений о выделении Кыргызстану кредитов, грантов на поддержку стабильности бюджета, структурные преобразования, строительство дорог, ирригацию, помощь Минздраву и т. д. у обывателя складывается твердое убеждение, что республика быстрыми темпами все глубже увязает в долгах. Кажется, или на самом деле страна живет за чужой счет, потому что в какую сферу жизни ни обратишь взор, везде крутятся деньги либо многосторонних кредиторов, либо отдельного государства-донора. Неужто наша страна до такой степени несостоятельна?
Страна, как большой иждивенец
По большей части так и есть. Ведь помимо средств, поступающих на счета правительства и Нацбанка от финансовых институтов — МВФ, Всемирного банка, АБР, Европейского банка реконструкции и развития, — маленькими валютными ручейками к нам идут деньги на реализацию различных проектов. С болезнями мы боремся благодаря донорским вливаниям и благотворительной помощи, сельское хозяйство стимулируем таким же способом, модернизацию фискальных органов, даже квалификацию своих чиновников поднимаем за чужой счет. О финансовых трудностях государства красноречивее всего говорит тот факт, что ежегодно проблемой для бюджета становится выплата членских взносов международным организациям, в которые входит Кыргызстан.
По словам заместителя министра финансов Мирлана Байгончокова, размер государственного долга достиг 2,8 миллиарда долларов, из них по внешним заимствованиям — 2,6 миллиарда и около 200 миллионов — правительство задолжало населению. Это свыше 58 процентов ВВП. Для сравнения: в 2000 году такое соотношение превышало 130 процентов. За десять лет правители хоть чему-то научились.
Для страны наступило время “Ч” — Кыргызстан вступает в этап погашения основной суммы внешнего долга, пик которого придется на 2015—2020 годы. Существует график выплат, согласованный всеми сторонами. Его нарушение чревато для нашей страны санкциями.
— На сегодняшний день кредитный портфель государственного внешнего долга составляет порядка 115 кредитов, — сообщил Байгончоков. — В числе крупных кредитодателей — АБР, ВБ, МВФ, а также страны-доноры — Россия, Китай, Япония, Германия. Из общей суммы внешнего долга 90 процентов составляют льготные заимствования. Сроки погашения — от 15 до 40 лет, льготный период — 3—10 лет. Процентные ставки — от 0,75 до 3 процентов.
Платить по процентам, чтобы еще дали
Смена политического режима не сказалась на обслуживании госдолга. Для новых властей это стало приоритетной задачей. Потому что форс-мажорные обстоятельства в виде революций для мировых банкиров не повод для задержек с выплатами по начисленным процентам.
Кабинет министров Алмазбека Атамбаева прекрасно понимает, что невыполнение кыргызской стороной обязательств по обслуживанию внешнего долга чревато тем, что новых заимствований нам не видать. А они ох как нужны! И как бы ни было тяжело бюджету, средства на погашение процентов по кредитам Минфин находил. В текущем году на обслуживание внешнего долга в расходную часть заложено 4,3 миллиарда сомов, которые в равных долях пойдут на уплату основной суммы и набежавшим по ним процентам. По нынешнему курсу — это чуть менее 100 миллионов долларов. В прошлом году выплатили около 80 миллионов.
Ни временное правительство, ни нынешнее не скрывали, что без донорских вливаний и притока иностранных инвестиций ситуацию в экономике после апрельских и июньских событий прошлого года не стабилизировать. Мировое сообщество вняло мольбам революционеров и на прошлогодней конференции пообещало выделить баснословную для Кыргызстана сумму — 1,1 миллиарда долларов в течение трех лет. Однако сроки второй донорской встречи отодвинулись на неопределенный срок, и денежный вопрос завис.
По итогам 2010 года были подписаны соглашения на сумму 380 миллионов долларов, из которых 190 миллионов — гранты, и столько же — в виде кредитов. В бюджет из этой суммы живыми деньгами поступило 160 миллионов, остальные средства заложены в инвестиционные проекты, реализация которых продлится несколько лет.
— Мы проводим активные консультации с донорами, — заявил заместитель министра. — Недавно встречались с представителями Всемирного банка и говорили с ними о предоставлении стране как кредитных, так и грантовых ресурсов. На поддержку сектора здравоохранения нам обещано 24 миллиона долларов, а также на ирригационные работы. Недавно подписали соглашение с правительством Германии, которое согласилось выделить 8 миллионов евро. Европейский банк реконструкции и развития совместно с правительством Швейцарии готовы инвестировать 16 миллионов евро в проекты по восстановлению инфраструктуры водоснабжения и канализации Оша и Джалал-Абада.
Чиновник отметил, что доноры предпочитают выделять средства либо на стабилизацию бюджета, либо на инвестиционные проекты. А также в помощь местному самоуправлению, на строительство дорог и магистралей, имеющих стратегическое значение для развития регионов. Одним словом, в долгосрочные планы по восстановлению республики. Это связано с тем, что кредиты под гарантию и контроль правительства легче вернуть в будущем. Во-вторых, держать ответ за целевое использование денег тоже будут власти.
Задача — добиться списания
Правда, все равно повысить эффективность расходования кредитных средств вряд ли удастся. Чиновничий аппарат вороват и коррумпирован, в правительстве заседают сплошь временщики, которые не уверены, что засидятся на своих министерских местах. Поэтому ни за что не хотят отвечать, а тем более нести ответственность.
К слову, наше правительство не только поднаторело на просьбах о помощи, но и параллельно ведет работу по ослаблению долгового бремени. Это Алмазбеку Атамбаеву удается с переменным успехом. Переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным об обмене внешнего долга в размере 190 миллионов долларов на госпакет акций завода “Дастан” пока ничего не дали. В этом вопросе стороны уже много лет топчутся на месте.
Зато получилось у нашего премьера заручиться согласием турецкого руководства списать долг. Вернее, турки предлагают имеющуюся у Кыргызстана задолженность перед ними преобразовать в грант. Впрочем, это то же, что простить долг.
— В настоящее время мы проводим определенные процедуры: известили официальную Анкару, что в соответствии с достигнутыми договоренностями предлагаем списать долг путем обмена письмами, — сообщил Мирлан Байгончоков. — Теперь вот ждем официального ответа, но политическое решение принято.
Однако прощение долга не коснется задолженностей отеля “Ак-Кеме”, руководство которого взяло на себя определенные обязательства по средствам, которые были получены в рамках общего правительственного кредита Турции, уточнил заместитель министра. Он считает, что эти обязательства должны выполняться.
Доноры поощряют брать взаймы больше
Международный валютный фонд дает более мягкие прогнозы относительно уровня госдолга. По словам его представителя в Кыргызстане Кобы Гвенетадзе, в текущем году этот показатель составит 51 процент ВВП. И это понятно, ведь МВФ — наш стратегический донор. Было бы странно, если финансовый институт ссужал бы нас деньгами и при этом приговаривал: хватит брать взаймы у всего мира, пора жить по средствам и начать наконец работать, а не разворовывать то, что еще осталось от советского наследства.
Недавно правительство и МВФ договаривались о новом займе. В середине июня совет директоров организации рассмотрит вопрос о выделении Кыргызстану 108 миллионов долларов в течение трех лет с нулевой процентной ставкой сроком на 10 лет. Но получение кредита увязано с жесткими условиями, выполнение которых будут контролировать эксперты МВФ. Европейская комиссия тоже готова выделить республике первый транш в 15 миллионов евро на условиях присоединения КР к программе Международного валютного фонда и второй транш — после выполнения ряда структурных мероприятий. Об этом на днях сообщил министр экономического регулирования Учкунбек Ташбаев.
— Страна должна и имеет право вести переговоры по привлечению кредитов и грантов, так как это помощь в финансировании, — заявил Коба Гвенетадзе. — Прошлый год был тяжелым, но и в нынешнем году республика нуждается в не меньшей помощи.
Однако при этом представитель МВФ все же добавил, что Кыргызстану необходимо выработать такую экономическую политику, которая была бы направлена на снижение внешних заимствований. Но когда это будет? В настоящее время правительство с нетерпением ждет решения Антикризисного фонда ЕврАзЭС, куда обратилось с просьбой предоставить кредит в размере свыше 100 миллионов долларов.
Между тем
В структуре внешнего долга больше половины суммы составляют обязательства перед Всемирным банком, Международным валютным фондом и Азиатским банком развития. Около 44 процентов — займы, полученные в рамках двусторонних договоренностей. Здесь крупнейшими кредиторами КР являются Россия — 490 миллионов, Япония — 330 миллионов, КНР — 151 миллион долларов.