res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Что ждет Кыргызстан, если он не вступит в Таможенный союз?
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 14 мая 2011

    Что ждет Кыргызстан, если он не вступит в Таможенный союз?

    Что ждет Кыргызстан, если он не вступит в Таможенный союз?

    О стратегии развития Таможенной службы на 2012-2013 годы, о реформе в области таможенного регулирования и о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз в интервью Business AKИpress рассказал председатель Государственной таможенной службы Кубанычбек Кулматов.

    - На заседании комитета по денежно-кредитной и фискальной политике при рассмотрении проекта бюджета на 2011 и прогноза на 2012-2013 годы вы отмечали, что для решения ценового вопроса на мясную продукцию необходимо разрешить реэкспорт мяса из Китая. Как это повлияет на цены внутри страны?

    При формировании республиканского бюджета на 2011 год и прогнозе на 2012-2013 годы рассматривались резервы, которые у нас есть, с целью увеличения поступлений в доходную часть. Можно констатировать и для всех не секрет, что сильно возросла стоимость мясной продукции на местном рынке. Сегодня это особенно сказывается на социально уязвимых слоях населения. В ходе моей поездки в Иран мне сообщили, что 1 кг кыргызской баранины там стоит порядка $20. Естественно наше население такие деньги платить не сможет.

    При этом сегодня ряд бизнесменов, которые занимаются экспортом мясной продукции «халал», отмечают, что доставка мяса осуществляется авиаперевозками и для них наше мясо является экологически чистым. Опять-таки нет альтернативы, которая будет замещать тот объем для населения. В связи с этим экспортеры мясной продукции обратились к нам с просьбой обнулить пошлины и разрешить реэкспорт после переработки на нашей территории в эти страны. Мы поддержали данное предложение, чтобы кыргызское мясо оставалось на территории Кыргызстана. При этом никто не говорит, что невыгодна реализация на внутреннем рынке. Цена на мясо, на мой взгляд, сегодня уже не снизится. И в зависимости от потребности цена сегодня адекватна той ситуации, которая возникла на местном рынке.

    Если бы цена сама спекулятивно росла, то при том условии, что порядка 60% населения страны живет на селе и держит скот, естественно это бы регулировалось. Антимонопольный комитет должен своевременно на это реагировать. Нашей задачей было предоставить режим переработки импортируемого мяса из Китая. На сегодняшний день, как мне известно, строится 2 завода по переработке мяса и последующему экспорту в другие страны. Депутаты эти изменения не принимают, так как речь идет о защите местного рынка. При этом аргументом является то, что мы задеваем интересы производителей мяса на территории КР. С другой стороны, это вопрос параллельный, так как страны зоны свободной торговли вывозят не только мясную продукцию, но и стратегически важную продукцию необходимую для жизнеобеспечения населения. Эта тема еще долго будет обсуждаться.

    - Депутаты Жогорку Кенеша заявляют о том, что необходимо отражать «зеркальную» статистику перемещения товаров через кыргызско-китайскую границу. Почему при перемещении через общую границу у КНР и Кыргызстана совершенно разные показатели по объемам и суммам грузопотока?

    По грузопотоку практически баланс у нас практически нулевой за исключением маленьких объемов, которые не стыкуются. По отражению стоимости у нас есть проблемы. Эти проблемы – методологические.

    Начиная с 90-х годов предприниматели привыкли работать по упрощенной форме, то есть $0,15 за 1 кг вне зависимости от товарных позиций. Позиция Таможенной службы сегодня другая, а именно привести все в соответствие, чего требует увеличение налогооблагаемой базы и современные стандарты. В постановлении правительства под №976 указано, что ставка $0,20 применяется для тех товаров, которые будет локализовываться на территории КР. Готовая продукция должна идти в общем порядке.

    Мы подписали с китайской стороной протокол по обмену статистическими данными. Мы предлагали китайской стороне предоставлять декларацию, как допустим с Россией, с целью персонифицировать нарушителя. Однако это практически невозможно сделать. Это не входит в компетенцию Таможенной службы Китая. Аналогичная ситуация практически со всеми странами, торгующими с Китаем, потому что методология расчетов у Китая другая. Например, учитывается 1200 таджикских машин, которые идут через пропускной пункт Иркештам во всех накладных Таможенной службы Китая пишется, что точка назначения машин Кыргызстан. Власти Китая видят точку отправления в Китае, а точку назначения границу КНР. И естественно, что та часть груза, которая уходит в Узбекистан, Казахстан и Таджикистан, отображается как часть, уходящая в Кыргызстан. И поэтому все те суммы, на которые ввозится товар на территорию КР, показаны Китаем в объеме внешней торговли между нашими странами.

    Есть и другие методологические различия. Если у нас единица измерения идет 1 кг, то у Китая это штуки, партии. Все отображается по тем спецификациям, по которым производится продукция заводами-производителями.

    - Кыргызстан может перейти на аналогичное отображение объемов перевозки грузов?

    У нас общая методология ООН для всех стран, которые приняли ее. И несмотря на методологию КНР, в связи с большими объемами перемещения товаров, мы не можем отойти от этих общих правил. У Китая очень большой рынок и есть своя специфика. И те стандарты, которые приняты Китаем, нам приходится, как буферной зоне между Европой и Китаем, искать «сладкую» середину, чтобы не затронуть интересы сторон.

    Мы ведем сейчас работу. И по стоимости у нас будет постепенное выравнивание. В Китае принята «ExportPromotionProgramm», которая применяется к экспортно-ориентированным предприятием по созданию льгот при уплате НДС. При этом любому экспортеру более выгодно показать более высокую стоимость и компенсировать эти затраты из бюджета страны. На какой период неизвестно. Мы указывали на данный факт. Китайская сторона приняла данную информацию, но пока комментариев не было.

    - На заседании ОНС при Таможенной службе в то время Ваш первый заместитель Данияр Калматов заявлял о том, что необходимо пересмотреть закон «О контрабанде» в связи с тем, что он не отвечает международным стандартам. Какие поправки на Ваш взгляд необходимо внести в данный закон?

    Вопрос реформирования правоохранительной части в Таможенной службе находится на стадии разработки. Откровенно сказать, мы себя сегодня не видим своеобразным мечом, который будет карать всех тех, кто занимается ввозом контрабандной продукции. Сейчас мы создаем базисные условия, которые дадут понять предпринимателю, что выгодно растаможить, чем «разводить». Всем понятно, что это двухсторонняя улица с двухсторонним движением. Не только таможенник вымогает, но и участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) провоцирует того или иного таможенника для совершения нарушения.

    Мы хотели бы внести изменения по той части, что если будет задерживаться контрабандный груз, то решением суда будет производиться полная конфискация данного груза. При этом решение суда должно быть вынесено в течение суток. Факт задержания есть и иначе не получается. Растягивание данной процедуры на месяцы - это практически выбивание всего личного состава Таможенной службы. Поэтому такого особого рвения нет задерживать контрабанду. И естественно участник ВЭД, перевозивший контрабандный груз, подпадает у нас под риски и уже любое перемещение его грузов и товаров будет подпадать под риск. Данными превентивными мерами мы хотим заставить участников ВЭД оформлять грузы в общем порядке. Тема по правоохранительному блоку серьезная и требует длительного обсуждения. Думаю, что мы совместно с другими правоохранительными органами будем проводить совместные встречи, направленные на координацию действий и выяснения того, кто за что будет отвечать.

    - Министр сельского хозяйства Торогул Беков на заседании профильного комитета ЖК заявлял о том, что проблема с минеральными удобрениями в стране отчасти заключается в контрабанде из Таджикистана через территорию Кыргызстана и далее в Узбекистан. Также возникают проблемы у жителей юга страны, которые заявляют о том, что повышению цен на ГСМ способствует высокий уровень контрабанды. Какие меры предпринимает Таможенная служба для сокращения контрабанды?

    Вопрос по контрабанде очень интересный и злободневный.Таджикистан получает ГСМ из России с учетом экспортной пошлины. Сегодня стоимость 1 литра дизельного топлива составляет 52-53 сома. Получается очень большая разница между стоимостью дизельного топлива в Кыргызстане и Таджикистане. Если границы с Узбекистаном более или менее контролируются, то наши границы с Таджикистаном сквозные. На границе с Узбекистаном проводится и демаркация, и делимитация. Ситуация по ГСМ с Таджикистаном будет только усугубляться. В зависимости от потребности Таджикистана уровень контрабанды ГСМ из Кыргызстана будет расти.

    - Как тогда сократить контрабанду? Необходимо укреплять существующие пограничные пункты и ставить новые на границе?

    Границы сквозные. Вы входите в одну дверь на территории Кыргызстана, а вышли в другую дверь уже на территории Таджикистана. Это вопрос необратимый и его надо решать принципиально. У нас практически не стоял вопрос контрабанды ГСМ из Кыргызстана в Таджикистан, когда цены были одинаковые. Сегодня разница, которая составляет порядка 10-20 сомов, будет вести к росту контрабанды однозначно. Учитывая тот количественный состав пограничных войск, контролировать и пресекать контрабандную перевозку очень сложно. Контрабанда идет по всей границе. Как ее перекрыть - это вопрос государственной важности. И сама Пограничная служба из-за малого финансирования данный вопрос решить не сможет. Этот вопрос должен решать совет обороны при президенте. И он уже сейчас рассматривается.

    - В Жогорку Кенеше Вы также заявляли о том, что для оживления торговли на Кара-Суйском рынке готовы прекратить транзит товаров из Китая через территорию Кыргызстана в Узбекистан и Таджикистан и начать растамаживать товар на территории КР. Насколько в этом случае увеличится объем торговли на рынке «Кара-Суу»? Предпринимая данный шаг, не возникнет ли такая ситуация, что грузоперевозки в Узбекистан и Таджикистан будут осуществляться в обход границы Кыргызстана, то есть будут найдены другие пути? Данная мера может также увеличить контрабанду, что опять-таки ударит по бюджету страны?

    Кыргызстан подписал большое количество соглашений по транзиту в рамках различных объединений. И согласно данным соглашением мы должны обеспечивать беспроблемный транзит товаров через свою территорию. В этой связи нам очень сложно запретить транзит товаров в Узбекистан и Таджикистан. Также сложно заставить грузоперевозчиков растамаживать груз на территории Кыргызстана. При этом есть инструменты, которые мы можем использовать в части достоверности декларирования. Но этот вопрос надо решать полюбовно.

    Ситуация с сокращением объема торговли на Кара-Суйском рынке больше связана не с транзитом, а с июньскими событиями. Осадок как у представителей узбекской, так и у представителей кыргызской стороны остался. Исторически ту ментальность, которая сформировалась сегодня, сломать очень сложно. Также не стоит забывать о том, что порядка 70-80% предпринимателей осуществляющих торговлю на территории Кара-Суйского рынка это представители узбекской национальности. Сегодня они тоже стараются свою активность особо не проявлять. Для возрождения рынка нужно время.

    При этом граница с Узбекистаном тоже закрыта и узбеки не могут приезжать на нашу территорию. Власти Узбекистана ссылаются на тот факт, что при въезде граждан Узбекистана на территорию Кыргызстана им не будет обеспечена безопасность. С нашей стороны граница открыта. Соглашения о безвизовом нахождение граждан Кыргызстана на территории Узбекистана в данное время притормозилось и не работает. Это дело времени и дополнительных переговоров правительств двух стран, которые должны рассмотреть вопросы прохождения совместной границы в упрощенном режиме. Кара-Суйский рынок нам необходимо возродить, потому что это большой поток товаров, которые пользуются большим спросом. Это и рабочие места, и решение социальных вопросов.

    - На одной из пресс-конференций Вы отмечали о том, что логистические потери одной машины от Торугарта до Бишкека составляют $700-800. С чем это связано?

    Тот бизнес, который должен быть чистым и прозрачным, мы взяли и выстроили вокруг него очень большую череду барьеров. В чем необходимость процедур от Торугарта до Бишкека? Технически где-то мы не готовы. Мы не можем решить вопрос с Торугартом. Непонятно ставить или не ставить весовое оборудование. Во-первых, не позволяют условия. Кроме того, мы сейчас разрешили грузоперевозчикам ехать на свой склад, на котором будет осуществляться досмотр при разгрузке таможенным инспектором. Они платят 200 сомов и вопрос практически решен. Единственное условие - товар не должен разгружаться. Мы сейчас пытаемся сократить расходы логистических компаний.

    - Буквально недавно вы сообщали о том, что правила ввоза автомобилей в Кыргызстан немного изменились. С чем это связано?

    У нас в 2010 году выпал некоторый объем автомобилей из оборота. В соседних странах производят такие операции как снятие двигателя, колес или дверей. Кузов в комплектации завозится по другой цене. Предприниматели приезжают сюда и за два часа устанавливают двигатель и т.д. И все машина стоит на колесах и готова к продаже на рынке. Это стало целым бизнесом. Если раньше кто-то завозил корпуса, то мы не обращали внимание. Но когда эти действия стали методом ухода от уплаты налога, то мы предприняли меры по тому, что эти машины будут завозиться так же, как и готовые. Если завозятся отдельные запчасти, то пожалуйста. К примеру, машины 1998 года выпуска продаются по $5 тыс., когда растаможка стоит $3 тыс.

    - Правительство инициировало законопроект, предусматривающий передачу полномочий по установлению таможенных тарифов и сезонных пошлин по 104 наименованиям продуктов от Жогорку Кенеша непосредственно правительству с целью оперативного реагирования в случае изменения цен на рынке. Насколько необходим данный законопроект?

    То, что тариф законом утверждается на 1 год - это хорошо для бизнеса. Предприниматели понимают, что можно спокойно работать. Правительство не забирает полномочия у Жогорку Кенеша по установлению тарифов. Правительство просит дать полномочия по утверждению тарифов на стратегические товары.

    Если, к примеру, Казахстан введет экспортную пошлину на зерно в самый сезон, когда нам необходимо закупать, что будем делать? Поэтому Казахстан может и немного неправильно поступает, вводя запреты, но он не играет с различными сезонными пошлинами. Правительству надо иметь возможность оперативно обнулить ставки. Если к примеру, возник кризис с сахаром, то правительство обнулило пошлину и на рынке нет дефицита продукта. Безусловно необходимость есть, так как мы иногда запаздываем с принятием оперативных решений. Есть такое понятие как корпоративный сговор. Нехватка какого-либо продукта сразу ощущается. Сегодня неизвестно есть ли сахар в селах. У нас сахар, производимый из свеклы, покрывает только 10% рынка. Остальная часть завозится. Мы должны защищать рынок, должна быть четкая стратегическая политика по развитию страны.

    - Насколько успешно идет реализация проекта по внедрению принципа «единого окна» в сфере внешней торговли?

    Проект «единое окно» - очень интересный. Мы дискутируем по данному вопросу уже 3 года. Мы пытаемся найти компромиссное решение. В связи с тем, что Таможенная служба является главным контролирующем органом за перемещением товаров через границу необходимо акцентировать внимание на нашем ведомстве. Вопросы нетарифного регулирования будут решаться совместно с другими ведомствами. Но информационная база о перемещении товаров должна формироваться в Таможенной службе. В рамках одной концепции данный вопрос будет решаться быстро.

    - Неформальные способы решения проблем внедрились практически во все аспекты деятельности таможенных и других контролирующих органов, начиная от принятия решения о каждом конкретном оформлении таможенных и разрешительных документов, заканчивая масштабными льготами и преференциями для участников внешнеэкономической деятельности, благодаря которым складывалась негативная репутация таможенной службы. Какие изменения проводятся в данном направлении?

    Неформальные способы решения проблем сотрудниками Таможенной службы практически сведены к нулю. Проводится жесткая регламентация деятельности сотрудников Таможенной службы. С точки зрения взаимодействия с другими контролирующими органами подписываются соглашения. 2011 год будет показательным с той стороны, как мы сможем навести порядок оформления перевозки товаров.

    По вопросу взаимодействия в области нетарифного регулирования должен быть прорыв. Сегодня нас, конечно, не устраивает как работают другие министерства. Возможно, их не устраивает как работает Таможенная служба. Есть спорные вопросы, по которым необходимо найти точки соприкосновения.

    Мы передали порядка 12 законопроектов по взаимодействию. Это и взаимодействие с Министерством транспорта и коммуникаций в области весового контроля, где мы просим передать Таможенной службе первичный контроль. Мы планируем оперативно в режиме реального времени передавать всю информацию по весовому контролю, по вопросам санитарно-эпидемиологического контроля. Но санитарно-эпидемиологическая служба не должна самостоятельно отстраняться, она должна справочно информировать о тех ограничениях, которые вводит при перемещении товаров. Если передать односторонне это Таможенной службе, то мы полностью не сможем эффективно работать по данному направлению. У нас нет оборудования. Но мы можем определить код товара и по данному коду министерство должно указать нет ли проблем с перемещением данного продукта через государственную границу.

    - В рамках стратегии развития предусмотрена оптимизация процедур таможенного оформления и таможенного контроля, проведение их автоматизации. Также для дерегулирования услуг в сфере околотаможенных услуг предусмотреть отмену системы лицензирования и перехода на регистрационную форму деятельности для повышения качества оказываемых услуг на основе государственно-частного партнерства предусмотреть учреждение государственных предприятий в околотаможенной сфере с четким определением государственной доли и исключением права на монополию. Тем самым опять-таки может возникнуть ситуация, что ГП в околотаможенной сфере постепенно вытеснит частные брокерские конторы?

    Государственное предприятие по предоставлению услуг в околотаможенной сфере функционировало до 2005 года. Затем оно было ликвидировано в связи с тем, что в Таможенный кодекс были введены новые нормы. И таможенная инфраструктура была передана в частные руки. Но, к сожалению, можно констатировать, что по истечении последних шести лет мы не сдвинулись с мертвой точки. Те проблемы, которые были с ГП у нас, остались в случае с частными структурами. Прежде всего резко возросла стоимость оказываемых услуг.

    Мною подписан приказ о дополнительной проверке всех складов и приведение их состояние в соответствии с нормами 185 постановления, в котором прописаны минимальные требования к государственным складам. За исключением нескольких складов, которые можно перечислить по пальцам, ни один склад не соответствует установленным нормам. Их надо развивать и мы не собираемся их закрывать. Но 4 забора и тот же киоск для таможенника - это не склад временного хранения.

    Сегодня на складах отсутствуют элементарные нормы технического контроля, в том числе весовое оборудование. Если говорить о коррупционных вещах, то отсутствуют камеры видеонаблюдения и т.д. Это самый настоящий «ошский рынок», где уместен торг. Поэтому уместны и коррупционные составляющие, которые на этих складах очень высокие. В связи с этим мы хотим навести в этой сфере порядок.

    Никто не говорит о том, что частные фирмы будут ликвидированы. Мы видим, что надо развиваться в данном направлении. К примеру, в Баткене нет ни одного терминала и ни одного склада временного хранения. В Жалал-Абаде, казалось бы да, тоже нет ни одного терминала. В Оше есть один, который не соответствует требованиям. Если мы говорим, что готовность более или менее есть, то это только в Бишкеке.

    Если проехать по складам временного хранения в Иссык-Кульской и Нарынской областям, то они находятся в ужасном состоянии. При въезде на склад взимаются серьезные деньги, но при этом на них ничего не делается. Если мы должны были видеть в околотаможенной структуре своих партнеров, то мы не видим. Идет укрывательство, идет занижение веса.

    Те функции, которые мы хотели бы передать частному сектору, и тем самым больше внимания уделить процедурам таможенного оформления, у нас не получаются. Мы постоянно перепроверяем. Зачем дважды или трижды перевешиваются машины, идущие с Торугарта до Бишкека? Потому что у нас есть факты укрывательства до двух и трех тонн. Эти деньги практически «вымываются». Тут разговор идет о $1000-1500 с одной машины, которые не попадают в бюджет.

    Мы никогда не пойдем на конфронтацию с частным сектором, если они будут доказывать свою жизнеспособность. Пусть частный сектор существует. Те же терминалы, которые задействованы на ТРК «Дордой», функционально задействованы. Они находятся в логистической цепочке. Мы не будем их трогать. Но в тоже время, мы обяжем их проходить радиационный, весовой контроль. Это сегодня решается техническими средствами.

    Почему мы должны делать так, что кто-то зарабатывает, а таможенник потом бегает и пытается это сделать? Мы уже перенесли функции по радиационному контролю в местах установки мониторов. Мы готовы передавать информацию уполномоченному органу. При этом если радиационный контроль участника ВЭД проведен, то его не надо проводить дополнительно. Мы не должны требовать те документы, которые мы сегодня вынуждены требовать в процессе таможенного оформления. По мере установки портативных мониторов мы поставим вопрос о передаче функции мониторинга уровня радиации Таможенной службе. Если будет установлен радиационный контроль того или иного участника ВЭД, то он будет исключен из потока. Зачем находится человеку на посту ежедневно, если к примеру будет обнаружена машина с превышающим уровнем радиации раз в 10 лет?

    В рамках оптимизации предоставляемых государственных услуг мы хотим «перетянуть» на себя функции по радиационному контролю. Мы будем дальше работать в данном направлении.

    - Одним из ключевых элементов реформирования являются структурные преобразования таможенной службы. Какие структурные изменения уже проведены?

    Структурные преобразования - это задача №1 в рамках проводимой реформы Таможенной службы. Прежде всего мы хотели оптимизировать структуру. Есть очень много дублирующих функций, которые распределены между Центральным аппаратом и региональными подразделениями. Сегодня мы это все ломаем. Должен быть один мозг, а остальная часть должна предоставляться сервером населению.

    Информация, предоставляемая сервером должна идти в онлайн режиме напрямую в центральный аппарат. Запоздалые отчеты по оформлению, которые предоставляются спустя 45 дней, не соответствуют современности. Структура таможенных органов полностью подведена под автоматизацию. С 2007 года мы ведем эту работу.

    Более того, мы ушли от предметных вещей к функциональным вещам. В Центральном аппарате создано главное управление организации таможенного дела, куда сливается информация организации таможенного дела и информация по платежам. Если в начале структура пробуксовывала, личный состав находился немного в напряжении, то сегодня управления заработали и мы видим продвижение.

    Создав одну Центральную таможню путем объединения 5 таможен, мы увеличили таможенные сборы. Деление грузов между Токмакской и Бишкекской, между Бишкекской и свободной экономической зоной «Бишкек», между Бишкекской и Кара-Балтинской таможнями превратилось в самый настоящий цирк. Субъекты ВЭД играли на конфликте интересов между таможенными органами. И играли очень хорошо в части занижения. Зная, что начальник той или иной таможни должен перетаскивать на себя оформления груза для выполнения прогнозных планов, участники ВЭД откровенно этим пользовались. И по проведенным анализам предоставляемой информации, мы обнаружили очень сильные искажения.

    Мы добиваемся проведения единой таможенной политики на всей территории Кыргызстана. Частично произошло объединение Нарынской и Иссык-Кульской таможней. Но при этом у них изменились функции. Они сегодня практически не оформляют грузы, потому что порядка 99% груза идет в Бишкек. Сегодня они отвечают лишь за контроль доставки, акты взвешивания. К примеру, если осевая нагрузка составляет 10 тонн, то мы не должны пускать на территорию КР. Этим они сегодня и занимаются. Это практика была и раньше, но она не была соединена структурно. Иссык-Кульская таможня контролирует поступление грузов на Кумтор и ряд предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории области.

    - Важнейшим элементом реформ является максимальное содействие бизнесу, которое выражено в возможности предоставления отсрочек по таможенным платежам субъектам внешнеэкономической деятельности. Какой категории бизнеса, и на какой период планируется предоставлять отсрочки по таможенным платежам?

    В рамках стратегии развития все процедуры таможенного контроля направлены на создание транспарентной, упрощенной системы для участников ВЭД. Особенно в части таможенных платежей. Сегодня идет масса нареканий, что повышаются таможенные платежи. Мы повышаем их для того, чтобы закрутить гайки именно под таможенную стоимость товара.

    По согласованию таможенный платежей проблем у нас нет. В рамках СНГ у нас идет обмен статистическими данными. С России и Казахстана мы очень легко получаем информацию по декларациям. С Китаем у нас пока есть проблемы. По странам СНГ, если брать по ценовой классификации, то стоимость иногда занижена.

    Люди уже привыкли нормально работать и они понимают, что будет произведен анализ, который покажет тот или иной факт занижения. Поэтому они оформляют все нормально. По китайскому направлению мы начинаем извлекать социально-значимые товары и регламентировать для дальнейшего принятия решения непосредственно таможенным инспектором. Чтобы вносимые изменения не ударили по предпринимателям, мы инициируем изменения, согласно которым декларант может оплачивать не только до или в момент пересечения границы, но и после при предоставлении гарантий и обеспечения. При этом отсрочка по уплате будет предоставляться на срок до 90 дней.

    Почему идет недостоверная информация? Предприниматель поехал за товаром, истратил деньги, а на таможенном посту требуют оплатить. И сразу же встает вопрос «Где взять деньги?». Предоставление отсрочки по таможенным платежам будет очень большой льготой нашим бизнесменам. При принятии законопроектов бизнесмены почувствуют значительное облегчение. Это будет стимулом и подспорьем для развития бизнеса.

    - В стратегии развития Таможенной службы прописано, что в целях упрощения государственного администрирования на границе, необходимо передать функции по первичному документальному контролю и регистрации от других государственных контролирующих органов таможенной службе с внедрением обязательного межведомственного информационного обмена. Также предусмотрена оптимизация процедур перемещения товаров по принципу «Одна остановка», наделение таможенной службы функцией осуществления радиационного контроля, организация передачи данных в Министерство транспорта и коммуникаций по весовому контролю. Как на сегодняшний день обстоят дела по передаче полномочий?

    Пример по принципу «Одна остановка» применяется на пропускном посту «Ак-Жол». Но, к сожалению, получаемая информация не востребована другими министерствами и ведомствами. Сейчас идет обсуждение по вопросу необходимо ли присутствие на таможенном посту сотрудников Санэпидемстанции, сотрудников Минтранса. Больше людей, больше вопросов и соответственно больше времени предприниматели теряют на пункте пропуска.

    Мы готовы в режиме онлайн передавать всю информацию ведомствам, но пусть сначала они дадут методологию формирования данной информации. Очень много того, что необходимо оптимизировать. Я надеюсь, что правительство по данному направлению примет очень жесткие меры и пойдет Таможенной службе навстречу. Казахстан это уже сделал. В развитых странах Юго-Восточной Азии это уже действует давно.

    Мы все пытаемся наладить контроль на границе. Какой контроль может проводить Санэпидемстанция, если нет даже микроскопов? Просто регистрация. Оставьте эти функции Таможенной службе. Все идет по советской ментальности. Говорят: «Мы должны быть на пункте пропуска». Начинаешь спрашивать «Зачем?» - молчат.

    - Финансирование реализации стратегии планируется осуществить за счет средств, выделяемых государственным бюджетом, а также средств международных организаций, на сумму 950 млн сомов. Достаточно ли этих средств?

    Финансирование данной стратегии будет осуществляться не за счет бюджетных средств, а за счет специального счета, который Таможенная служба аккумулирует у себя. Что касается донорских организаций, то у нас есть проблемы в плане технических средств. Технические средства дорогие как по стоимости, так и по их обслуживанию. К примеру, Казахстан купил 10 трописканов стоимостью $4,5 млн каждый и ежегодно тратят $100 тыс. на содержание. У нас в бюджете таких средств нет и их невозможно пока заложить в бюджете. Поэтому данные средства будут привлекаться по линии доноров, которые направляют средства на улучшение администрирования.

    На сегодня необходимо повышать планку оценки работы таможенной службы. Не только по фискальному направлению, но и по организационному планированию. Ежегодно, согласно планам, будут строиться 4 пропускных пункта и модернизироваться существующие.

    - Стратегия развития ГТС предусматривает отмену лицензионного порядка и переход на ведение реестров лиц, осуществляющих услуги в околотаможенной сфере. Насколько это увеличит поступления в бюджет и оптимизирует деятельность таможенных брокеров?

    Вопрос стоит не в том, что Таможенная служба должна разрешать или не разрешать лицензирование. Это не в нашей компетенции. Если субъект ВЭД строит себе склад временного хранения и склад соответствует требованиям, то никаких ограничений не возникнет и будет выдана лицензия. При этом лицензия строит 300 сомов и информация вносится в реестр.

    - Стратегией также предусмотрено создание межведомственной рабочей группы и выработка механизмов передачи данных о субъектах ВЭД–плательщиках налогов, внедрения «единой лицевой карточки» по налогам (НДС)? Что она будет из себя представлять?

    Данная инициатива очень интересная. И нас сегодня очень радует, что практически все фискальные органы начали автоматизироваться. Здесь у нас есть карт-бланш. Если мы им воспользуемся, то у нас будет шикарная система. До 30 апреля 2012 года мы должны завершить автоматизацию. В рамках проекта «единой лицевой карточки» будет создана общая база и интерфейсы базы данных таможенной службы позволят той же Финансовой полиции в согласованных форматах получать данные для своих целей. Сейчас так функционирует Государственная служба финансовой разведки, которая получает данные от Национального банка в режиме онлайн. Но внедрение данной инициативы не должно сказываться на участниках ВЭД. При этом требования к самим службам должны быть очень жесткие потому что есть люди, которые пользуются данной информацией ненадлежащим образом.

    - В рамках проводимых реформ предусматривается сокращение времени обслуживания пассажиропотока в аэропортах «Манас» и «Ош». Насколько данная инициатива сократит время пребывания пассажиров в терминале аэропорта?

    По аэропорту «Манас» на сегодняшний день по пассажиропотоку особых проблем нет. Мы закупаем 2 больших тропискана, которые будут установлены в подвальном помещение, где осуществляется разгрузка чемоданов. Пассажир будет встречаться с таможенным инспектором только с одной целью, чтобы узнать где можно взять декларацию по регистрации перегруза или при вывозе валюты. К примеру, в аэропорту Алматы весь процесс происходит при разгрузке грузов на ленту. Это делается для того, чтобы у пассажиров, прибывающих не территорию Кыргызстана, не возникало раздражение. При этом будут работать инспектора, которые будут консультировать по тому или иному вопросу.

    По аэропорту г.Ош ситуация немного сложная. Аэропорт не приспособлен на большой пассажиропоток. В ближайшее время, я думаю, будет поднят вопрос реконструкции аэропорта и со временем процедура тоже будет улучшена.

    - Когда начнет функционировать новый пункт пропуска на кыргызско-казахстанской границе через станцию «Маймак»?

    По данному пункту есть соглашение. Сегодня через пункт «Маймак» проходит железнодорожная магистраль Казахстана. Поэтому устанавливать какие-то нормы, это значит останавливать весь процесс перемещения. В этом нет никакой надобности. Мы проводим контроль на железнодорожном вокзале. На «Маймаке» нет целесообразности ставить какие-то препоны. Весь груз оформляется в Таласе.

    Таласские бизнесмены предложили открыть пункт пропуска возле с.Чон-капка. Мы предоставили им лицензию и в данное время осуществляется строительство. На пункте «Маймак» больше возникает проблем с подачей вагонов при отгрузке фасоли. Этот вопрос должен решаться с руководителями ГП «Кыргыз темир жолу».

    - Итак, от вопроса реформирования к вопросу вступления в Таможенный союз. Сегодня все население Кыргызстана обсуждает вопрос вступления в Таможенный союз (Россия, Казахстан и Белоруссия). На Ваш взгляд, в чем выиграет и в чем проиграет Кыргызстан в случае вступления в данное интеграционное объединение?

    Это очень сложный вопрос. Правительство определилось в том, что Кыргызстан хотел бы войти в Таможенный союз.

    Что такое Таможенный союз для нас? Это огромный рынок сбыта товаров. Если говорить о том, что промышленность Кыргызстана будет восстановлена, то это большой рынок сбыта товаров. При этом 40% всей текстильной продукции производилось на территории КР. Этот потенциал у нас сохранился и он развивается. Мы можем найти свое место в Таможенном союзе. Да мы, возможно, никогда не будем выпускать автомобили, но мы будем пользоваться теми автомобилями, которые будут поставляться на условиях преференций в Кыргызстан. Мы получим перемещение рабочей силы в рамках Единого экономического пространства. По данному направлению вопросов вообще не будет. Это целый клубок решения проблем Кыргызстана.

    Начиная с 90-х годов, вступая в СНГ и ЕвраЗЭС, мы заявляли о том, что мы в Таможенном союзе. С другой стороны это и огромные инвестиции в развитие промышленности. Текстильная промышленность в Кыргызстане бурно развивается, но нет инвестиций. Кыргызстан занимает третье место в импорте текстиля в России, после Китая и Турции. Место уже определено и надо бороться пусть не за первое, но за второе.

    Правительством проводится очень большая работа по локализации производства на территории Кыргызстана и привлечению инвестиций. Будет создаваться новый потенциал.

    - Позволит ли бюджет Кыргызстана компенсировать странам-членам Всемирной торговой организации разницу по таможенным тарифам в случае вступления Кыргызстана в ТС?

    Вопрос компенсации очень простой. Это надуманная терминология, что мы должны компенсировать. У нас среднеарифметическая таможенного тарифа давно уже изменилась. Та ставка, которая была установлена при вступлении в ВТО, уже давно снизилась.

    На встрече в Ялте ответственный секретарь Таможенного союза Сергей Глазьев сообщил о том, что российская сторона и остальные страны Таможенного союза готовы выплатить компенсацию за Кыргызстан странам-членам Всемирной торговой организации. Вступление стран Кыргызстана в Таможенный союз жестко увязано с вступлением стран ТС в ВТО. Это параллельные два процесса.

    На сегодняшний день правительство подписало лишь заявку. О вопросе вступления речи пока не идет. Сейчас будет длительная кропотливая работа. Мы создадим межведомственную комиссию. На переговорах в Ялте было озвучено политическое решение. Правительство Кыргызстана сообщило о том, что будет проведена подготовительная работа. Мы должны подготовить и изучить плюсы и минусы. Мы должны отстоять интересы наших бизнесменов. на сегодняшний день протокол присоединения есть, но он не рабочий. Вступая в Таможенный союз, все понимают, почему мы хотим туда вступить. Тут и вопрос безопасности продуктов питания, тут и правила сертификации. Вступая в ТС, мы практически будем принимать их требования, и будем брать на себя требования по организации контрольных функций.

    - Готовы ли предприниматели и населения к вступлению в Таможенный союз?

    Когда речь идет о бизнесменах, работающих на ТРК «Дордой», это ведь наши бизнесмены. Около 500 тыс. человек, работающих в России, это ведь тоже население Кыргызстана. Мы, вступая в Таможенный союз, защищаем их интересы также. Необходимо понять, что вступление в ТС - это целый клубок экономического и социального взаимодействия, которое мы хотим восстановить. То же предприятие, которое занимается космическим исследованием, стоит уже столько лет. А ведь специалисты не уехали. Они все на ТРК «Дордой».

    Мы должны создавать здесь средства. Как можно строить экономику страны на примитивном и «тупом» перетоке товаров из одной страны в другую? Тот бардак, который творился на протяжение последних 20 лет, закончился.

    Мы, кроме как разговорами о «Дордое», ничем не занимаемся. Мы думаем только о «Дордое». Реинвестирование средств, заработанных на ТРК «Дордой», идет за пределы Кыргызстана. Да, там работают порядка 150 тыс., да, они обустроены. Но надо смотреть в будущее. Мы не можем быть просто транзитным коридором для чужих товаров. В любом случае мы должны выстраивать приоритеты.

    Что касается увеличения цен на продукты питания, тут особого колебания не будет. По стратегическим товарам цены не изменятся. Мы уже лаконично давно вошли в единую ценообразовательную политику. К примеру, если взять цену на тот же йогурт - он дешевле в Кыргызстане, чем в России или Казахстане? Нет. Ценовая политика крупных компаний уже давно определена.

    Если говорить об автомашинах, то цены увеличатся значительно. Мы будем вести переговоры. Тут речь идет об определении таможенной стоимости. Мы сегодня практически не определяем таможенную стоимость автомашин, так как мы не производим их на территории КР. Мы растамаживаем по кубатуре и по году выпуска автомобилей. Такие меры упрощенного порядка применяются во многих странах. К примеру, в Швейцарии золото тоже расстамаживается по упрощенной системе.

    Вопрос заключается в том, что мы должны будем принять единую сетку требований. При вступлении будет соответственно развитие финансового рынка. В России тоже не каждый может позволить купить себе машину. Они тоже покупают в кредит или лизинг. Финансовый инструмент должен заработать и тогда особых проблем не должно возникнуть.

    - Что ждет Кыргызстан, если он не вступит в Таможенный союз?

    Ну, во-первых, будет отрезан транзит. Транзита не будет. Сегодня демаркация границы практически завершена. Будет усиление пограничного контроля. Мы будем импортировать продукцию из стран Таможенного союза по мировым ценам. Здесь вопрос такой. Страны Таможенного союза не будут вечно предоставлять преференции Кыргызстану. Когда-то они закончатся. Элементарный вопрос с импортом ГСМ, который обернулся из-за реэкспорта значительным увеличением цен на ГСМ. Этого, возможно, городское население не ощущает, но та часть населения страны, которая живет в сельской местности, почувствовала это сильно. На дизельное топливо разница в цене между Казахстаном и Кыргызстаном была 12 сомов. Мы были вынуждены принять постановление об упрощенном ввозе дизельного топлива из Казахстана.

    Если мы не вступим в данный Таможенный союз, то придется вступать в другой союз стран. Необходимо будет искать лучшего партнера. Это учесть малых стран, которые должны учитывать свое геополитическое положение. Да, подача заявления это первый политический жест, которое правительство сделало. Но это политическое решение было принято еще в 1996 году при вступлении в ЕвразЭС. Кыргызстан в рамках ЕвраЗЭС был самым активным решением. Остро встал вопрос, когда Россия, Казахстан и Белоруссия объединились в Таможенный союз. Мы иногда забываем о взятых на себя обязательствах.

    - Спасибо за интервью.

    2011-05-10 10:59:10

Вся аналитика