аналитика
Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >>
res=ru
Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >>
Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >>
Капитализм, основанный на свободном обмене, получил репутацию жестокой и аморальной системы, где каждый заботится о сугубо личном благе и готов к предательству и обману ради получения преимуществ в конкурентной борьбе. Обречено ли капиталистическое общество на нравственную деградацию? Совместим ли свободный рынок с моральными ценностями, разрушает ли он их или, наоборот, поощряет? К дискуссии на эту тему присоединились известные экономисты, политики и философы Айян Хирси Али, Гарри Каспаров, Бернар-Анри Леви, Майкл Новак, Джагдиш Бхагвати и другие.
Айян Хирси Али: Нисколько «Для тех, кому нужно моральное совершенство и идеальное общество, рынок — не ответ. Однако опыт истории учит, что стремление к идеальному обществу — т.е. неспособность признать несовершенство человека — почти всегда заканчивалось утверждением той или иной формы теократии, авторитаризма или анархического насилия».
Читать текст полностью
|
|
Джагдиш Бхагвати: Напротив
«Неприятие преподавателями и студентами расширения международных рынков связано в основном с альтруистическими чувствами, озабоченностью социальными и нравственными проблемами. Попросту говоря, они считают: у глобализации нет "человеческого лица". Я придерживаюсь противоположной точки зрения».
|
|
Джон Си Богл: Бывает по-разному
«"Связанный по рукам и ногам" капитализм действительно разлагает нашу нравственность — за счет приватизации выгод от рыночной системы и социализации связанных с ним рисков (в виде федеральной финансовой помощи корпорациям). И то и другое представляет собой предательство принципов свободного рынка».
|
|
Тайлер Коуэн: В целом нет
«Формирование рыночной экономики и снижение уровня коррупции являются элементами общего и последовательного движения по пути прогресса. Одна из важнейших функций рынка состоит в создании консенсуса относительно определенных моральных постулатов: нерушимости соглашений, честности при осуществлении трансакций, ответственности экономических акторов за нарушенные обещания».
|
|
Джон Грей: Это зависит от ряда факторов
«Экономической системы, которая способствовала бы совершенствованию всех аспектов нравственности, не существует. Все они в той или иной степени основываются на сомнительных в нравственном плане мотивах. Жадность и зависть, конечно, — пороки, но одновременно они стимулируют экономическую активность. «Хорошей» любую экономическую систему можно назвать в той степени, в которой она ставит несовершенство человека на службу благу людей».
|
|
Цинлянь Хэ: Нет
«Кто же виноват в том, что развитие в Китае приобрело "аморальный" характер — сам свободный рынок или провалы государства и его замкнутой правящей элиты? В любой рыночной системе важнейшую роль играют люди, устанавливающие правила игры и ведающие их соблюдением. В особенности это относится к КНР, где государственные и партийные чиновники принимают законы и надзирают за экономической деятельностью, но при этом заботятся о собственных барышах».
|
|
Кей С. Хаймовиц: Да, слишком часто
«Тот факт, что свободный рынок возводит на пьедестал гедонизм и самостоятельность, оказывает вполне предсказуемое влияние на людей с небольшим культурным багажом — бедняков, а в последнее время и рабочий класс. Для малообеспеченных слоев населения наступление рыночной экономики на такие нравственные нормы, как самоограничение и верность в личных отношениях, оборачивается подрывом как расширенной, так и нуклеарной семьи. Во многих таких сообществах разводы и рождение детей вне брака становятся нормой».
|
|
Гарри Каспаров: Да, но... другие системы еще хуже
«Хотеть все большего — одно из свойств человеческой природы, и рынок высвобождает эти импульсы, не обеспечивая особой защиты для тех, кому не удалось преуспеть. Но попытки обуздать эти потребности и желания оборачиваются еще большим злом. Все необходимые доказательства вы найдете в истории России последних ста лет — царского, советского, а теперь и путинского олигархического режима».
|
|
Бернар-Анри Леви: Несомненно. Или все же нет?
«Представьте себе глубокий, необратимый, всесторонний эгоизм, куда более радикальный, чем преследование личных интересов в рыночном обществе. Именно так, с точки зрения тех, кто пережил это сам, выглядит «сухой остаток» влияния коммунистического общества. Таковы доказательства развращения, моральной коррозии, вызванной отсутствием свободного рынка».
|
|
Майкл Новак: Нет! Но и да...
«Таким образом, величайшей задачей коммерческого общества становится укрепление нравственности и культуры, возврат к своим духовным корням, то, что наши предки называли "великим пробуждением"».
|
|
Роберт Б. Райх: Мы не хотим об этом думать
«Как нравственных агентов нас заботит благосостояние наших соседей и сообществ, в которых мы живем. Но в качестве потребителей мы ищем, как приобрести нужную вещь подешевле, хотя это может подорвать уровень жизни тех самых соседей и сообществ. Как мы решаем эту проблему? Как правило, мы ее просто игнорируем».
|
|
Рик Санторум: Нет
«Критики часто утверждают, что свободный рынок поощряет нездоровый, эгоистический индивидуализм, ставящий на первое место собственные интересы в ущерб общественным обязанностям. Однако индивидуализм абсолютно совместим с социальной солидарностью и бескорыстной заботой о других. Более того, здоровый индивидуализм — вера человека в способность своими силами обеспечить себя и свою семью, является необходимой предпосылкой солидарности и готовности помочь нуждающимся».
|
|
Майкл Уолцер: Конечно
«Становится ли людям «слишком легко» быть добродетельными, потому что мы лишаем наших президентов тиранических полномочий и не даем в обиду малых сих? Но ведь развращающее влияние политической конкуренции от этого никуда не исчезает. Мы ограничиваем это влияние, признавая, что человек слаб. И если это необходимо применительно к государству, то аналогичные меры уж точно требуются и для рынка».
|
|
Алексей Цветков: По сравнению с чем?
«Если мы всерьез согласны считать, что общество, в котором моральный выбор изъят из частного пользования, является идеальным, то нам лучше прекратить досужую болтовню о нравственности и законодательно расписать все возможные в жизни варианты, предусмотрев наказание для каждого».
|
|
Вадим Новиков: Да, но то же самое можно сказать и про семью
«Свобода не является бесконфликтной ценностью, которая в порядке исключения находится в превосходной гармонией с остальными. В одних случаях она будет оказываться в конфликте с благосостоянием, а в других — со справедливостью, и это не единственные конфликты».
|
Перевод статей был осуществлен при поддержке Фонда Джона Темплтона (John Templeton Foundation).