res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Проблемы послекризисного развития экономики Кыргызстана
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 9 марта 2011

    Проблемы послекризисного развития экономики Кыргызстана

    Проблемы послекризисного развития экономики Кыргызстана

    Аналитика АКИpress, 2011-03-03 16:36:04

    Анарбек Абдыжапаров, профессор Академии управления при Президенте КР, к.т.н

    Кризис является движущей силой современного мирового процесса, и как всякое явление несет в себе новые неопределенности и риски. Это обусловлено, прежде всего, разрастанием мирового финансового рынка, рынка информационно-коммуникационных технологий, мирового производственного процесса и рынка труда. Усиление кризисных процессов порождает социально-экономическую нестабильность, проявляющуюся в борьбе за новые материальные ресурсы, рынки и территории. Глобальный кризис 2008-2010 годов привел к специализации многих стран и это зависит от изменяющихся конкурентных условий на мировом рынке.

    Проблемы низкой конкурентоспособности экономики Кыргызстана проявились в отсутствии качественных характеристик в общественном производстве, в слабой экспортной составляющей, в главенстве количественных показателей, ориентированных на экстенсивное развитие (всевозрастающим расходом финансовых ресурсов). В управлении экономикой Кыргызстана нет четких стратегий и целей развития и управления (куда мы идем и где мы будем завтра), пока используются централизованные методы управления, нет финансовой дисциплины и не развита конкуренция.

    Развитие экономики Кыргызстана, ее положение в международной экономической системе зависит от структуры общественного производства. Существующие модели структуры экономики и управления основаны на разграничении частей общественного производства в соответствии с долей производимой продукции, создаваемого капитала, занятости населения и развития секторов. Особенности экономики, ее качественные характеристики проявляются в эффективной структуре экономики.

    Структура экономики КР претерпела значительные изменения, об этом свидетельствуют статистические данные по отраслевой структуре, приведенные в таблице 1. Структурные реформы в экономике на фоне глобализации носят неравномерный характер. При этом коренным образом меняется ландшафт финансовых и товарных рынков, рынков труда и капитала. Решение экономических, социальных и экологических проблем обеспечивается эффективным функционированием составных элементов структуры экономики, включающей базовые отрасли, рыночную инфраструктуру и сферу жизнеобеспечения.

    Учесть требования процессов глобализации можно только путем усиления инноваций и конкурентоспособности экономики. Для эффективной работы предприятий необходимо внедрять стратегическое планирование и прогнозирование. Стратегическое планирование, выявляя цели и задачи экономической политики, обуславливает совокупность макроэкономических механизмов обеспечения стратегической устойчивости социально-экономическим развитием в целом. Объектом действия данных механизмов выступает макроэкономическая система, среда хозяйствующих субъектов. Микроэкономические же процессы регулируются более конкретными механизмами, в частности механизмами развития реального сектора.

    Таблица 1. Изменения ВВП и структура общественного производства Кыргызстана

    110303abd_1

    Анализ данных таблицы 1 показывает, что структура общественного производства значительно отличается от стандартных значений, которые сложились в передовых развитых странах – доля сельского хозяйства в ВВП составляет от 1,5% до 12% (у нас - 31%), доля промышленности составляет от 22% до 45 % ВВП (в КР - 27,8%), доля транспорта и связи от 2,3% до 15,3% (в КР - 10%), доля торговли составляет от 10 до 25% (в КР - 16,2%) и финансовые услуги составляют от 12% до 28% (в КР - 0,47%).

    Значительное отличие структуры экономики КР показывает преимущественное развитие первичного (сельского хозяйства) и вторичного (промышленность) секторов нашей экономики и значительным отставанием третичного и четвертичного секторов услуг и финансовой индустрии. Последние два сектора будут существенно возрастать по объему, численности занятых и используемого капитала, они будут задавать качественные изменения в первых двух секторах. Такое функциональное деление экономики ставит задачу интеграции и взаимозависимости «архитектуры» экономической системы, а в будущем служит толчком для создания нового технологического уклада и высокотехнологичных отраслей лидеров.

    Все проводимые реформы прошли под флагом создания рыночной среды как главной цели. Институциональные преобразования, базирующиеся на копировании образцов, избираемых в развитых странах, стали самоцелью. Формы заменили собой содержание – развитие, осуществление процесса расширенного воспроизводства. Реформы были направлены на шоковую либерализацию, приватизацию средних предприятий, мягкую денежно-кредитную политику и невмешательство государства в экономику. Такое состояние экономики было достигнуто за счет низкого индустриального уровня, отсутствия готовых экспортных продуктов, неэффективного управления экономикой и неспособностью экономить ресурсы.

    В макроэкономической политике среднегодовой рост ВВП заложен на уровне 6,3%, что очень спорно, так как при таком состоянии энергетики и росте цен на энергоносители, многие предприятия сокращают объемы производства, т.к. вынуждены простаивать из-за снижения объемов продаж. Предприятия не справляются с проблемой предложения новых рабочих мест с высокой производительностью труда и добавленной стоимостью. А это не повышает эффективности предприятий, снижает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики.

    Задача сохранения макроэкономической стабильности, этого важнейшего достижения, состоит в проведении более экономной бюджетной политики, более консервативной монетарной политики. Все центральные банки мира – мы не исключение – основной своей целью считают ценовую стабильность, но при этом оговариваются, что бывают отдельные промежутки времени, когда финансовая стабильность, то есть стабильность существования и деятельности банков и других финансовых институтов выходит на передний план.

    Мы должны принять антикризисные меры по обеспечению устойчивости экономики страны, потому что проблемы на мировых финансовых рынках при той ситуации, которая у нас сложилась, могут вызвать очень серьезные проблемы и у нас (подтверждением этого является лето 2010 года в России). У нас сразу возникли проблемы с зерном, и это привело к росту цен на муку и другие товары, инфляция в стране составила более 23%. Поэтому правительству надо оперативно проявить политическую волю и вводить механизмы жесткого регулирования цен. Это надо сделать с помощью снижения расходов государства (сокращать расходы на управление и правительство, ЖК).

    Непринятие данных мер приведет к следующей революции и это будет бесконечно, т.к. народ хочет мира и стабильности (цен). Руководство страны проявляет малодушие и по большей мере бездействует.

    Государство, как мегарегулятор, интересуют не проблемы бизнеса – это проблемы их собственников, его интересует, чтобы бизнес выполнял главную функцию, прежде всего, экономическое развитие, финансовое благополучие, обеспечение ликвидности и расчетов в экономике. Вот эта функция должна быть выполнена всегда, при любых обстоятельствах, и Нацбанк КР должен гарантировать ее выполнение, обеспечивая ликвидность, мгновенную, краткосрочную ликвидность через весь тот набор инструментов, которые у нас есть, и мы обязаны эту обязанность выполнять в полном объеме.

    А вот долгосрочное фондирование – это проблемы бизнеса банков. И если возникают существенные проблемы с долгосрочным фондированием, то значит, вероятно, надо пересматривать свои планы активных операций, планы дополнительного развития бизнеса, приобретения дополнительных кредитных портфелей и т.д.

    В таблице 2 приведены основные макроэкономические показатели экономики Кыргызстана1.

    Таблица 2. Основные макроэкономические показатели Кыргызстана

    110303abd_2

    Спад экономики Кыргызстана в 2010 г. основан на снижении импорта, примерно на 48%.

    Сейчас необходимо наметить приоритетные экономические цели, такие как:

    1. Борьба с коррупцией;

    2. Сокращение расходов;

    3. Экономический рост и развитие;

    4. Полная занятость;

    5. Экономическая эффективность;

    6. Стабильность цен на рынках;

    6. Справедливое распределение доходов;

    7. Решение социальных программ.

    Поддерживание виртуальной экономики КР очень дорого обходится государству с его ограниченными финансовыми ресурсами. Это выражается в неправильном распределении малочисленных ресурсов, стагнации в экономике и в росте бедности. В Кыргызстане предприятия, компании и государствен¬ные органы постоянно испытывают нехватку свободных денежных средств. Как результат, процентные ставки уже вышли за допустимые пределы. Одно из основных правил гласит, что, если испытывается нехватка наличных денежных средств (вследствие того, что как бюджет, так и договора основаны на иллюзии, что экономика страны произведет больше, чем она действительно может), то плата за использование этих денег становится непозволительно высокой.

    Это, в свою очередь, ослабляет возможность правительства выпускать государственные ценные бумаги для финансирования нужд населения. Большинство предприятий, таким образом, вынуждено «драться», чтобы найти деньги хотя бы для выживания, что, в свою очередь, резко сокращает финансовые ресурсы, предназначенные для развития.

    Другие негативные эффекты включают в себя ограниченное количество инвестиций для развития производств и отсутствие уверенности в получении прибыли у предприятий в долгосрочном периоде. И как результат, большинство предприятий находится на грани банкротства, но пытаются выжить, используя трюки с бизнесом (например «КыргызТелеком», «Электрические станции», ТЭЦ и мн. др.). Индивиды получают выгоду, коррумпируя систему, вместо цивилизованного получения прибыли. Это создает группы связанных между собой людей, обладающих большими административными возможностями и заинтересованных в поддержании сложившейся ситуации.

    Если смотреть дальше, то обнаруживается огромнейшая утечка ресурсов, обслуживающих обмен и куплю-продажу долговых обязательств. Непосредственно страдает и банковская система. Банки попросту не создают долгосрочные отношения с предприятиями, которые могут вот-вот обанкротиться. Иностранные инвесторы не стремятся покупать акции неэффективных предприятий Кыргызстана. Также они не стремятся вкладывать денежные средства в экономику, где правила допускают произвол властей, а прибыль либо обескураживает (прибыль на одну акцию в АО «Электрические станции» за 1 год составила 0,05 сом), либо вообще конфискуется государством посредством теневых схем. Такое положение вещей просто отображает факт неспособности кыргызской индустрии и поставщиков услуг предложить зарубежным партнерам конкурентоспособную продукцию.

    Конечно, у нас в стране не сформирована элита реформаторов (младокыргызов), с образованием, сильным характером и жесткой волей. Имеющаяся чиновничья власть не обладает современными знаниями менеджмента, у них отсутствуют главные черты современного лидера – это скромность, достоинство и железная воля. А это является главным препятствием к достижению успехов в развитии экономики Кыргызстана.

    Сложившаяся модель экономики Кыргызстана характеризуется сырьевой ориентацией, чрезмерным давлением импорта в условиях открытости экономики, высокой разницей населения по доходам и потреблению, малым объемом инвестиций, деформированной системой хозяйственной мотивации, отсталостью применяемых промышленных технологий.

    В Кыргызстане, в целом введение механизмов, делающих экономику прозрачной, приведет к банкротству многих предприятий. Результатом этого станет необходимость адекватного финансирования социальных задач, безработицы. Несмотря на это нужно помнить, что многие рабочие, которые могут потерять работу вследствие каких-либо изменений (7 апреля 2010), уже работают на убыточных предприятиях. Таким образом, стоимость их социального обеспечения при увольнении будет очень и очень низкой или даже отрицательной. Результат - систематическое избавление от убыточных предприятий намного превысит затраты на создание сети социальной защиты.

    В последние годы реформы сопровождаются незначительным повышением темпов роста ВВП и инвестиций, однако достигнутые результаты нивелируются растущей инфляцией. Борьба с инфляцией ведется неэффективными методами, наша инфляция вызвана удорожанием импорта, к сожалению, мы от него зависим (зерно, ГСМ, продукты питания, оборудование и металлы). Создание новой модели экономики требует изменения макроструктурных пропорций, а именно ориентация на внутренний спрос и сокращение доли импорта, увеличение доли отечественных товаров, увеличение доходов и накоплений реального сектора, изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. Сбалансированный по отношению динамике роста производства и инфляции рост денежной массы и увеличение безналичных расчетов, достижение устойчивого баланса между финансовой, производственной и ресурсной сферами при активной роли государства.

    Другая сторона роста инфляции связана с неэффективной денежно-кредитной политикой, экономика Кыргызстана «не догрета», банки растут слишком медленно, очень мало выдается эффективных кредитов. Еще один фактор риска – опережающий рост расходов государства. У нас зарплата населения не растет и не растет производительность труда.

    Из-за высокого курса сома к доллару по сравнению с валютой других стран, продукция Кыргызстана не конкурентна, что сказывается на уровне валютной выручки и доходов предприятий-экспортеров. Реальная инфляция в настоящее время составляет более 23%, что говорит о неэффективности политики Национального банка Кыргызстана, направленной только на сдерживание инфляции. Неэффективная денежно-кредитная политика привела к усилению инфляции и одновременному усилению депрессии в инвестиционном процессе. Государство не создает условий для инвестиций в производство, ограничивает кредиты в экономику. Таким образом, парадокс нашей экономики состоит в снижающемся экономическом росте при растущих ценах.

    Анализ основных тенденций развития экономики свидетельствует о том, что при удовлетворительных результатах макроэкономического развития, экономика не сбалансирована на структурном уровне: одновременно с низким ростом ВВП, вроде бы стабильным сомом, большим дефицитом бюджета, высоким государственным долгом и высокой процентной ставкой на кредиты, происходит увеличение расходов государства, идет экстенсивное развитие бизнеса, высокая безработица и налицо неравномерное развитие регионов.

    Анализ стоимости финансовых средств показал, что в Кыргызстане высок уровень процентных ставок по кредитам и низкий по вкладам. В таблице 3 показана стоимость ресурсов банков за 2006-2010 гг.

    Таблица 3.

    110303abd_3

    Коммерческие банки давно заняты решением собственных проблем (таблица 3) и это является парадоксом банковской системы, имея на «входе» в систему ресурсы под 2,45%, а на выходе - 26%, банки «умудряются» получать низкую прибыль (этот процесс называется эйфорией, головокружением). Величина спрэда составляет 20%, что говорит о том, что банки еще не повернулись лицом к обществу. Сейчас степень вовлеченности Национального банка КР в проведение реформ на финансовом рынке очень слаба и это подтверждает отсутствие сильных менеджеров в банковской системе КР. Это обусловлено неучастием финансовых институтов страны на внутреннем финансовом рынке. Учитывая то, что Кыргызстан - бедная страна, то и денежно-кредитная политика должна быть ориентирована на снижение стоимости ограниченных банковских ресурсов. Банки могут работать и на нулевой марже, усиливая внимание на продуктовой линейке.

    Высокий уровень процентных ставок отражает всю сложность и неэффективность формирования стоимости кредитных ресурсов и наличия деления - различные категории заемщиков сталкиваются с разными процентными ставками и условиями займа. Банковская система КР консервативна, малопродвинута и слабо контролируется государством. Хваленая банковская система показала свою неустойчивость после 7 апреля и это не вина временного правительства, эта «мина» закладывалась в 2005-2007 году бесхребетным М.Алапаевым и его близким окружением. Они и сейчас там, поэтому мы не можем ждать кардинальных реформ в банковской системе.

    Финансово-бюджетную политику необходимо направить в русло экономики предложения, при которой снижение расходов окажет стимулирующее воздействие на деловую активность общества, дефицит бюджета может быть сокращен за счет ужесточения неэффективных государственных расходов (экономика должна уметь сжиматься).

    В настоящее время необходимо широко внедрять эффективный, качественный менеджмент, предусматривать тщательное финансовое, производственное, технологическое планирование, бюджетирование и прогнозирование. Особая роль в экономической реформе принадлежит банковскому сектору. Функции и инструменты банковского рынка известны:

    1. Передача свободных капиталов от коммерческих банков к заемщикам и инвесторам на выгодных условиях;

    2. Снижение неэффективных расходов (расходы государства, ЖК);

    3. Мобилизация и интеграция капитала;

    4. Конкурсный отбор инвестиционных проектов;

    5. Аудит госпрограмм;

    6. Работа с населением;

    7. Ужесточение финансовой дисциплины;

    8. Оценка и мониторинг рисков.

    Сильные банковские институты эффективно влияют на экономику путем трансформации краткосрочных сбережений в долгосрочные инвестиции. И при этом важно оценить функциональный подход, который основывается на том, насколько финансовая система обеспечивает выполнение фундаментальных функций - обслуживания сделок в экономике, аккумулирования и мобилизации краткосрочных сбережений, распределения инвестиционных ресурсов, диверсификации рисков и укрепления корпоративного контроля.

    Отрицательный платежный баланс Кыргызстана показывает значительное различие между сбережениями и инвестициями, сбережения и инвестиции уравниваются там, где правительство успешно уравновешивает платежный баланс, стремятся к приближению и сходству.

    При этом необходимо выполнение условий, которые предпочитают инвесторы:

    - неконфликтность и стабильность в государстве;

    - хорошая емкость рынка и платежеспособность населения;

    - отраслевая развитость региона;

    - развитость телекоммуникаций;

    - управление риском;

    - предсказуемость экономики.

    Кыргызстан пока не демонстрирует высоких норм сбережений и это является сдерживающим фактором развития внутренних инвестиций. Это, прежде всего, объясняется отсутствием собственных свободных средств у предприятий (неприбыльная работа банков и предприятий, теневой бизнес) и отсутствием денег у населения. Мировой опыт показывает, что среднее значение накоплений должно составлять более 70-90 % ВВП2. В отсутствии эффективного финансового сектора сложно увеличить норму накопления, усилить контроль кредитора за деятельностью заемщиков и качеством их бизнеса. Главные проблемы, которые переживает банковский сектор Кыргызстана, это:

    - низкий уровень капитализации и финансовой устойчивости банков;

    - неспособность банков исполнять надлежащим образом функцию и роль финансовых посредников, кредитовать реальный сектор экономики, трансформируя краткосрочные сбережения в долгосрочные;

    - неразвитость системы корпоративного управления, затрудняющая выявление реальных собственников;

    - низкое качество финансового менеджмента, менеджмента ресурсов, управления рисками;

    - неэффективная политика ценообразования в банках.

    1 Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики, № 12, 2010 .

    2 Кобрин Ю. Инновации – условие конкурентоспособности. Экономист. № 12, 2004.

Вся аналитика