res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Глава Финразведки о выводе финансовых средств из страны экс-чиновниками
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 3 марта 2011

    Глава Финразведки о выводе финансовых средств из страны экс-чиновниками

    Глава Финразведки о выводе финансовых средств из страны экс-чиновниками

    Аналитика АКИpress, 2011-03-01 08:59:08

    Гульмира Шакирова, председатель Государственной службы финансовой разведки КР

    О противодействии финансированию терроризма, экстремизма, отмыванию денежных средств, о международном и внутреннем сотрудничестве и итогах деятельности Государственной службы финансовой разведки КР в интервью Business AКИpress рассказала председатель ведомства Гульмира Шакирова.

    - Расскажите, пожалуйста, о деятельности Вашего ведомства за минувший 2010 год?

    - В 2010 году Государственная служба финансовой разведки провела 55 финансовых расследований по линии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в том числе 22 обобщенных материала переданы в правоохранительные органы. Также в прошлом году было проведено 33 финансовых расследования по линии финансирования терроризма и экстремизма.

    Апрельские события стали переломным моментом в деятельности всех государственных органов, в том числе и в Финансовой разведки. По материалам, переданным на дальнейшее расследование, проходят 215 фигурантов, причастных к выводу денежных средств из республики, рейдерству, присвоению бюджетных средств и другим, финансовым и должностным преступлениям.

    Нами подготовлено и направлено в правоохранительные органы 22 материала по признакам предикатных преступлений [бандитизм, мошенничество, взяточничество — ред.], связанных с отмыванием денег. По пяти из них возбуждены уголовные дела. В компетентные органы республики направлены 20 инициативных материалов в отношении 22 физических лиц по признакам их возможной причастности к финансированию экстремизма в июне этого года. В подразделения финансовых разведок США, России, Швейцарии, Украины, Латвии и Голландии направлены запросы с целью установления фактов вывода денежных средств приближенными экс-президента Курманбека Бакиева. В российскую службу финансового мониторинга направлен инициативный материал по раскрытой аналитиками ГСФР схеме отмывания денег через банки Кыргызстана по 30 физическим и юридическим лицам России.

    - Насколько тесно Финансовая разведка взаимодействует с другими правоохранительными органами Кыргызстана?

    - В 2010 году по фактам финансирования терроризма в Государственный комитет национальной безопасности было передано 32 информационных материала (41 материал в 2009 году). По факту финансирования экстремизма в Министерство внутренних дел за отчетный период передано 3 материала. По факту финансирования экстремизма на средства, полученные от незаконного оборота наркотиков, в 2009 году в Государственное агентство по контролю оборота наркотиков передано 48 материалов. В 2010 году направлено 7 материалов.

    Сейчас мы заключили соглашение с Генеральной прокуратурой по тем материалам, которые передаются на расследование им. Так сказать, установили обратную связь. Если ранее мы передавали дела в Генеральную прокуратуру, в МВД, в Финансовую полицию, в ГКНБ, и, увы, обратной информации по итогам расследования не получали, то сейчас мы требуем, чтобы они предоставляли полные данные как о ходе следствия, так и о его конечном результате. На сегодняшний день заключены соглашения о взаимном сотрудничестве с Генеральной прокуратурой, МВД и Госслужбой по контролю оборота наркотиков. Это те ведомства, которые будут предоставлять нам информацию о проделанной работе по тому или иному делу. Со службой Финансовой полиции данное соглашение будет подписано позже, как только правительство определит статус данного органа.

    - Какая сумма ежегодно возвращается в бюджет по итогам проведенных оперативно-розыскных мероприятий и пресечению финансовых преступлений, связанных с оттоком финансов и арестом банковских счетов?

    - Об итогах 2010 года пока говорить еще рано, правоохранительные органы продолжают работать по нашим материалам. Но по материалам, которые были переданы в службу Финансовой полиции в 2009 году, было доначислено платежей на сумму 35-40 млн сомов, которые необходимо было заплатить. Однако дела были приостановлены в связи с тем, что фигуранты находились в розыске. По недавно переданному в МВД материалу было возбуждено дело по факту незаконного перевода $106 тыс. через один из банков Кыргызстана. Мы передали информацию по лицам, причастным к семье экс-президента, в которых фигурировала сумма в $1 млн. На эти счета на сегодняшний день наложен арест.

    Также Финразведкой были расследованы два крупных дела. Первое по использованию кредитных денег и дальнейшему хищению бюджетных средств в размере $275 тыс., связанное с закупкой сельхозтехники. Второе дело по Камбар-Атинской ГЭС-2, связанное с денежными средствами, которые предназначались для проведения взрывных работ. В общем, по отмыванию доходов в 2010 году было заведено 10 уголовных дел, из которых 5 по материалам Финансовой разведки. Совместно с МВД мы разрабатываем и конкретные меры по борьбе против вывода и отмывания денег членами ОПГ в нашей стране.

    - С какими странами Государственная служба финансовой разведки сотрудничает тесно в области противодействия финансированию терроризма, экстремизма и незаконному отмыванию средств?

    - Мы относимся к Евразийской группе, в которую входят 10 государств. В рамках выполнения обязательств этой региональной организации в нашей стране и была создана национальная система противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов (ПФТ/ОД), и не только создана, но и во многом приведена в соответствие с принятыми международными стандартами. Кыргызстан одним из первых успешно прошел взаимную оценку на соответствие системы ПФТ/ОД международным требованиям.

    Наиболее тесное сотрудничество установлено со странами СНГ. В частности с Россией, Украиной и Казахстаном. В рамках членства в группе Эгмонт, в которую входят 119 стран, идет усиленный обмен информацией по защищенным каналам. К примеру, было проведено расследование дел по гражданам России, которые занимались отмыванием денег через Кыргызстан. Полученные нами материалы по данным фактам были переданы российской стороне. В рамках международного сотрудничества Финансовой разведкой было направлено 6 (2009 год) и 13 (2010 год) международных запросов. По поступающим из банков запросам направлены 16 соответствующих разъяснений законодательства в сфере противодействия финансирования терроризма и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Ежедневный объем принимаемой информации составляет в среднем около 2000 сообщений. Общее количество подотчетных лиц, предоставляющих информацию, составляет 53 субъекта, из них банковский сектор предоставляет 21, другие финансово-кредитные и иные учреждения – 32.

    - Что такое «черный список» стран? Какие последствия могут ожидать Кыргызстан при попадании в данный «черный список»?

    - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) ведет список несотрудничающих стран и территорий в борьбе с отмыванием денег, это и есть, так называемый, «черный список». Страны, где нет своей системы противодействия финансированию терроризма, экстремизма и отмыванию доходов, где нет подразделения финансового мониторинга и нет соответствующего закона, автоматически попадают в данный список. Кыргызстан является членом Евразийской группы по противодействию финансирования терроризма, экстремизма и отмыванию доходов, одними из первых в этой региональной организации мы успешно прошли взаимную оценку.

    Что может ожидать страну, попавшую в «черный список»? Очевидно, что в этом случае страну ждут серьезные проблемы и соответствующие негативные последствия. Во-первых, перманентно будут возникать сложности с банковскими операциями и сделками, такие, как закрытие или блокирование в иностранных банках корреспондентских счетов отечественных банков, наличие жесткого контроля за трансакциями субъектов внешнеэкономической деятельности с иностранными партнерами. Страна лишится доверия потенциального инвестиционного и донорского сообщества. И это далеко не весь перечень неприятностей, которые ожидают страну, оказавшуюся в «списке несотрудничающих» стран и территорий. Есть страны на пространстве СНГ, которые в свое время, оказавшись в подобном списке ФАТФ, понесли ощутимые убытки в финансовом секторе. Сейчас международные организации в рамках противодействия финансирования терроризма и отмыванию денег выдвигают условия даже банкам Швейцарии, чтобы те открывали доступ к своим счетам.

    - При прошлой попытке приватизации ОАО «Кыргызтелеком» тендер попыталась выиграть оффшорная компания. Министр государственного имущества Нурдин Илебаев отмечал, что теперь при приватизации компании, направившие заявки на участие в тендере, будут тщательно проверяться на наличие оффшора. Возможно ли участие Финансовой разведки, как проверяющего органа на наличие оффшора, в данном тендере?

    - Схемы прошлой приватизации ОАО «Кыргызтелеком» нам удалось выявить только после проведения тендера. Там была целая цепочка, которая связывала оффшорные компании с экс-руководством страны и аффилированными с ними лицами. Вся сделка проводилась очень грамотными финансовыми специалистами. Просто так сразу определить, что это оффшорная компания практически невозможно. Если только по месту регистрации компании. Но бывает так, что порой активы компании, зарегистрированной, к примеру, в соседнем Казахстане, принадлежат нескольким компаниям, имеющим регистрацию в оффшорных зонах. Если бы на тот момент соответствующий компетентный орган, проводящий торги, обратился к нам с просьбой проверить компании, то естественно той ситуации, которая возникла с ОАО «Кыргызтелеком», удалось бы избежать. Зачастую к нам обращаются после того, как сделка уже заключена и сделать что-то уже очень сложно. Выявить схемы нелегального перемещения денег в условиях развития информационных технологий и развития самих IT-специалистов и финансистов очень не просто. На это уходит довольно много времени. Если от Мингосимущества поступит обращение проверить участвующие компании, то мы непременно это сделаем.

    - По данным Финансовой полиции, бывший генеральный директор ЗАО «Альфа Телеком» Андрей Силич переводил миллионы долларов со счетов компании на неизвестные иностранные счета. Располагали ли вы данной информацией? Почему Финразведка не среагировала оперативно и не предотвратила незаконный вывод средств?

    - Мы выявили факт перевода данных средств и передали материалы в Финансовую полицию. Финразведка выявила схемы, по которым выводились деньги. Было установлено, что данные средства в свое время предназначались для покупки ОАО «Кыргызтелеком». Мы не даем публичной информации о материалах, которые предаются для дальнейшего расследования в Генеральную прокуратуру и Финансовую полицию, что делается в целях защиты интересов лиц, предоставляющих нам информацию. Мы сотрудничаем в рамках Закона КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», и межведомственных соглашений, в которых четко предусмотрено неразглашение полученной информации. Наша деятельность основывается только на секретной передаче информации в соответствующие органы.

    - Сейчас как в правительстве, так и в Жогорку Кенеше идет обсуждение вопроса по расформированию Финансовой полиции. К примеру, премьер-министр Кыргызстана Алмазбек Атамбаев предлагал создать Департамент при Государственной налоговой службе и передать ему все функции Финполиции. Может, необходимо расформировать и ваш орган и передать функции службы, к примеру, МВД или ГКНБ?

    - Во-первых, служба Финансовой разведки создана не для того, чтобы работать на правоохранительные органы. Наш орган является своеобразным буфером между банковским сектором и правоохранительными органами и таковым он должен оставаться. Если функции Финансовой разведки передадут правоохранительному блоку, то банковская система откажется сотрудничать. Финансовая разведка передает не все материалы в компетентные органы. По идее банк должен сам передавать информацию. Но, увы, ни один банк этим не занимался до создания нашего ведомства. В свою очередь международные финансовые институты пришли к такому выводу, что необходимо создать орган по выявлению незаконного отмывания денежных средств. Если нас присоединят к банковской системе, то опять же информация не будет предоставляться правоохранительным органам в полной мере. Самый оптимальный вариант - это административная независимость Финансовой разведки и отсутствие политического влияния. Взаимная оценка системы ПФТ/ОД Кыргызской Республики, проведенная Евразийской группой (ЕАГ) в 2007 году подчеркнула соответствие ГСФР КР рекомендации 26 ФАТФ и отметила, что ГСФР независима в своих действиях, дав оценку «полное соответствие».

    - В 2010 году экс-президентом и его приближенными были выведены значительные средства из страны. Как вы считаете, необходимо ли в условиях произошедших событий усилить полномочия Финансовой разведки, чтобы предотвратить повторение событий в будущем?

    - Усиливать наши полномочия не нужно хотя бы потому что сразу же возникнет вероятность появления мощного коррупционного органа. Мы являемся аналитическим органом. Наша задача - проводить финансовые расследования и предоставлять материалы в МВД, ГКНБ и Генпрокуратуру. Если в рамках той борьбы с коррупцией, которую проводит правительство, пересмотреть статус Финансовой разведки и усилить полномочия, то зачем тогда вообще проводить мероприятия по противодействию коррупции в госорганах?

    - Сейчас во всех ведомствах и министерствах внедряют Общественные наблюдательные советы. Будет ли внедрена данная инициатива руководства страны в Вашем ведомстве?

    - В связи с тем, что на сегодняшний день в службе Финансовой разведки Кыргызстана работает всего 28 человек, мною было высказано мнение о том, что введение и дальнейшее функционирование наблюдательного совета в нашем ведомстве является нецелесообразным. Представьте себе, зачем нужно внедрять целый совет в количестве 12 человек в ведомстве, разрабатываемая информация которого почти закрыта. Просто-напросто члены данного совета не будут получать нужной им информации о деятельности нашего ведомства. Поэтому особой необходимости внедрять данный совет в Государственной службе финансовой разведки пока нет.

    - Спасибо за интервью.

Вся аналитика