res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: Н.Илебаев: Нам нет никакого смысла хитрить при приватизации гособъектов
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 27 февраля 2011

    Н.Илебаев: Нам нет никакого смысла хитрить при приватизации гособъектов

    Н.Илебаев: Нам нет никакого смысла хитрить при приватизации гособъектов

    Нурдин Илебаев, министр государственного имущества
    О национализированных объектах, о прозрачности приватизации гособъектов, о преобразовании госпредприятий в акционерные общества и о пополнении бюджета в интервью Business AKИpress рассказал министр государственного имущества Нурдин Илебаев.

    - Глава Фонда по управлению национализированным имуществом Даир Кенекеев сообщал, что в конце мая - начале июня начнется приватизация национализированного имущества. Что на сегодняшний день делается для подготовки к продаже этих объектов? Будет ли произведена оценка данных компаний? Не рассматривалась ли продажа данных компаний на фондовом рынке?

    - В настоящее время разработан проект программы по эффективному управлению и использованию национализированных объектов. Проект внесен в правительство, рассматривается. Напомню, что национализировано 47 объектов. Порядка половины из них будет выставлена на продажу. Остальная половина пока остается в госсобственности до принятия иных решений. Все объекты, выставленные на продажу, согласно одному из методов проведения приватизации будут продаваться на открытом аукционе, где могут участвовать как физические, так и юридические лица. Все это опять-таки будет сопровождаться широким освещением в СМИ. В данном случае будет так – кто больше заплатил, тот и забирает объект. Относительно стартовой цены данных объектов, то безусловно будет проведена оценка независимой оценочной организацией. И она определит рыночную или так называемую стартовую цену объекта. Все это будет проводиться в соответствии с законодательством КР. Нам нет никакого смысла хитрить. Оценка будет проведена нормально согласно установленным требованиям.
    - Не считаете ли вы, что продажа национализированных объектов в туристической сфере необходима раньше, чем в июне или даже в мае? Успеют ли новые владельцы подготовить объекты к туристическому сезону?

    - Безусловно, есть такой момент. Мы приложим все усилия к ускорению процесса приватизации данных объектов. Но есть определенные законные рамки, в которых мы должны работать. Необходимо все провести нормальным законным путем для того, чтобы потом снять все вопросы как перед обществом, так и перед Жогорку Кенешем. Необходимо, конечно, эти объекты продать пораньше, чтобы население Иссык-кульской области работало и получало какие-то доходы.

    - По какому количеству компаний экс-владельцами были поданы иски в суд? На каких стадиях находятся рассматриваемые дела? И считаете ли вы, что судебные инстанции, возможно, примут решения в их пользу?

    - В связи с принятием декретов Временного правительства КР о национализации всего поданы 19 исковых заявлений, связанных с 17 национализированными объектами. Из них по 7 исковым заявлениям рассмотрение судебного дела приостановлено, по 5 исковым заявлениям судом принято решение об оставлении иска без рассмотрения, исковые заявления по 3 объектам в процессе рассмотрения, а также по 4 исковым заявлениям решение суда о принятии их производству не принято.

    Думается, что суд примет решение строго в соответствии с законодательством КР, поскольку декреты о национализации Временным правительством КР принимались на основе представлений Генеральной прокуратуры КР по итогам расследований уголовных дел.
    - Расскажите о текущем финансово-хозяйственном положении национализированных объектов? Насколько снизились или увеличились доходы данных компаний в 2010 году по сравнению с показателями 2009 года?

    - Что касается доходов и расходов на данных предприятиях, то сказать точные цифры пока трудно. Этот вопрос будет рассматриваться на общем собрании акционеров данных компаний. Это где-то конец марта и начало апреля текущего года. В данный период будут подведены четкие итоги. Информация для общественности будет представлена чуть позже.

    - Проведена ли инвентаризация по всем объектам?

    - Практически по всем национализированным объектам инвентаризация проведена. Единственное остались объекты, переданные в ведение Управления делами президента и Государственного агентства по физической культуре и спорту. По этим объектам вопрос инвентаризации немного затягивается. Сейчас мы готовим проект решения правительства КР по передаче всех объектов в ведение Мингосимущества, чтобы было легче контролировать, мониторить и т.д.

    - Расскажите о работе внешних управляющих. В каких компаниях они остались? В чем заключалась их работа и справлялись ли они с возложенными на них задачами?

    - Деятельность внешних управляющих регулируется декретом Временного правительства КР от 21 апреля 2010 года ВП № 18 «О введении процедуры внешнего управления в юридических лицах». Временным правительством КР всего принято 16 постановлений о введении внешнего управления, в соответствии с которыми необходимо было ввести внешнее управление в 16 юридических лицах. Однако, в соответствии с последующими решениями Временного правительства КР процедура введения внешнего управления в 3 юридических лицах была отменена, а в 2 юридических лицах дата введения данной процедуры исчисляется с 1 апреля 2011 года. Таким образом, внешнее управление введено в 13 юридических лицах, из них в перечне национализированных объектов значатся 6 юридических лиц.

    В соответствии с указанными решениями временного правительства КР всего были назначены внешние управляющие в ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Петрол Групп», ОАО «Бишкекский ликероводочный завод», ОсОО «Ташкомур», ОАО «Нарынспецгидроэнергомонтаж», ОАО «Нарынгидроэнергострой».

    - Мингосимущества разрабатывает проект постановления правительства по прозрачности приватизации. Что подразумевает инициатива прозрачности и какие ее основные задачи и функции?
    - Согласно данной инициативе деятельность Мингосимущества направлена на обеспечение полной прозрачности и открытости процесса приватизации. В частности, пересмотр отраслевой нормативно-правовой базы, включение в состав комиссий по приватизации и оценке крупных, стратегических и национализированных объектов депутатов Жогорку Кенеша от каждой фракции, представителей гражданского общества, правоохранительных и надзорных органов. Проведение торгов будет осуществляться с привлечением представителей СМИ, неправительственных, некоммерческих и других общественных организаций. Мы будем способствовать широкому освещению процесса приватизации в СМИ. Вторым направлением является повышение эффективности управления государственной собственностью. Это будет осуществляться посредством внедрения принципов корпоративного управления в акционерных обществах с госдолей; обеспечения значительного роста поступлений дивидендов на госпакет акций (внедрение единой формы бюджетирования, оптимизация расходов компаний, согласование бюджетов с каждой компанией отдельно); совершенствование арендных отношений. Мы будем осуществлять постоянный мониторинг деятельности правления и совета директоров акционерного общества с госдолей. Немаловажной задачей является установление четких и ясных ориентиров по прибыли. Мы будем изыскивать дополнительные источники увеличения поступлений в бюджет.

    Сейчас рассматривается вопрос о перечислении госпредприятиями части прибыли в республиканский бюджет. На сегодняшний день вся прибыль ГП остается в их ведении. Необходимо перенаправить часть средств в бюджет. Также необходимо оптимизировать расходы госпредприятий, т.е. приостановить все непрофильные расходы на предприятиях, особенно, подчеркиваю, расходы по непрофильным капитальным вложениям. Также мы планируем путем принятия согласованных решений преобразовать предприятия в АО. Необходимо провести учет всех государственных активов для составления консолидированного баланса активов и пассивов КР. Это позволит мониторить движение государственного имущества по единому реестру. Вот тот план первоочередных задач Мингосимущества на 2011 год.

    - Как вы оцениваете работу компаний с госдолей? Такие сверхприбыльные компании, как ОАО «Электрические станции», ряд других распредкомпаний, ОАО «Кыргызгаз», ГП «Кыргызжилкоммунсоюз» и ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» брали в 2010 году кредиты у государства. Почему так происходит?

    - В настоящий момент проводится работа по определению эффективности. Мы разрабатываем четкие критерии. Мы смотрим на порядок разработки смет данных компаний. Мы работаем по сути по бизнес-подходу. Должны быть четко выверенные доходы и четкие доказуемые расходы. После проведения первичного анализа по эффективности управления мы будем принимать решения относительно менеджмента в данных компаниях. Есть такой момент как акционерные общества и госпредприятия. В АО мы работаем как собственники. Да, мы мониторим, проводим контроль и т.д.

    В отношении госпредприятий ситуация немного иная. То же ГП «Кыргыз темир жолу», которое согласно сложившейся системе не подотчетна Министерству госимущества. Все эти компании работают с отраслевыми министерствами. У них какое-то такое своеобразное положение. Они зарабатывают какие-то доходы и получают прибыль. К сожалению, эта прибыль никогда не идет в бюджет. Она остается в распоряжении этих компаний. Насколько она эффективно расходуется далее Мингосимущества сказать не может.

    Мы подготовили проект постановления, согласно которому 50% прибыли госпредприятий будет перечислено в бюджет. Государство должно реально почувствовать доходы от этих госпредприятий. Иначе смысла нет. Безусловно, есть те предприятия, которые осуществляют какие-то социальные функции, так называемые дотационные. Мы о них пока речи не ведем. К ним мы подойдем позже. Но по тем госпредприятиям, которые прекрасно зарабатывают, необходимо пересмотреть позицию.

    - К слову, по итогам 2010 года наблюдается ли тенденция по увеличению сбора дивидендов от данных предприятий?

    - Начиная с 20 декабря 2010 года мы усиленно проработали, непосредственно рассматривая и учетную политику данных компаний и финансовую отчетность. Мы просмотрели буквально все статьи доходов и расходов компаний. Нам удалось изменить некоторые цифры по доходам, пересмотреть бюджет развития данных компаний. С учетом этого Мингосимущества планирует получение прибыли в виде дивидендов в сумме 650 млн сомов. На 2011 год будет обеспечено реальное существенное получение доходов государственным бюджетом. Это уже отразится в 2012 году.

    - В ОАО «Кыргызтелеком» 78% акций принадлежит государству. При этом в компании отказываются раскрывать информацию о стоимости покупки интернет трафика в Казахстане и стоимости его продажи абонентам-гражданам Кыргызстана. Согласитесь, что это противоречит тому, что руководство страны твердит о том, что усиленно работает над повышением прозрачности в различных секторах экономики.

    - Сразу однозначно сказать нельзя. Ведь есть категория информации, которая носит внутренний закрытый характер. На сегодняшний день Мингосимущества подводит все компании к тому, чтобы представлять все сведения. Как правило, это относится к финансовой отчетности. Это баланс, прибыль, убытки, движение денежных средств, изменение в структуре капитала. Невозможно обеспечить все сразу, что отсутствовало на протяжении последних 20 лет.

    - Что вы можете сказать о деятельности ОАО «Кыргызтелеком» на сегодняшний день?
    - На сегодняшний день ОАО «Кыргызтелеком» уже не является абсолютным монополистом на рынке связи в Кыргызстане. Я думаю, в последующем риски, связанные с неоправданным повышением тарифов для населения при приватизации можно будет избежать, заложив специальные условия при проведении тендера. Представьте, если, скажем 10 лет назад, когда не было сотовых компаний на отечественном рынке, он был абсолютным монополистом, то сегодня коммуникации развиваются ускоренными темпами. ОАО «Кыргызтелеком» становится таким же стандартным оператором на рынке, как и все остальные коммуникационные операторы. При проведении тендера на приватизацию данного объекта мы будем учитывать все риски, чтобы не возникла такая же ситуация, как в прошлые года. К торгам мы привлечем всех крупных мировых игроков на рынке связи. Заинтересованные компании безусловно примут участие в тендере. Все процедуры будут в рамках закона./

    - Депутат от фракции «Ар-Намыс» Акылбек Жапаров на заседании ЖК предлагал Мингосимуществу рассмотреть вопрос введения понятия «золотой акции», что позволит вне зависимости от доли государства в том или ином предприятии, имеющем стратегическое значении, иметь определенные рычаги давления в особых случаях. Как вы относитесь к данной инициативе? Реальна ли она?

    - В принципе неплохая инициатива. Здесь будут два понятия: первое - это введение золотой акции, второе - это предусмотреть уже в тендерной документации на приватизацию изначально эти условия, т.е. те инвесторы, которые будут участвовать в конкурсе, должны будут знать к чему мы их обязываем. Это так называемый инвестиционный конкурс, в котором будут инвестиционные обязательства. К ним можно отнести, допустим, обеспечение рабочими местами местного населения. Второе - опять-таки вопросы тарификации. Их много на самом деле. Это уже будет определять тендерная комиссия, исходя из пожеланий депутатов ЖК, представителей гражданского общества.

    - На одном из заседаний комитета ЖК по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию при вашем непосредственном участии был поднят вопрос по работе ОАО «Кыргызнефтегаз». В частности говорилось о том, что в 2010 году ТЭЦ г.Ош закупила 10 тыс. тонн мазута по $360 у Казахстана, в то время как ОАО «Кыргызнефтегаз» продавало Китаю по $240. Какая работа была проведена по выяснению данного обстоятельства?

    - Здесь вопрос стоял в том, почему ОАО «Кыргызнефтегаз», обладая значительным количеством продукции, не продал ТЭЦ г.Ош больше мазута. Было соответствующее поручение. Сейчас и Министерство энергетики, и мы прорабатываем данный вопрос. Производственно-техническая деятельность данной компании курируется отраслевым министерством. Мы, как собственники, стараемся напрямую не вмешиваться в их деятельность. На мой взгляд, в первую очередь должна осуществляться поддержка местных товаропроизводителей ну и далее.

    - В 2010 году экс-директор Фонда по управлению национализированным имуществом Азамат Мурзалиев трижды подавал заявление об отставке. Позже президент КР Роза Отунбаева в интервью AKИpress сообщала, что это было связано со сложными отношениями с министром госимущества. С того времени сменился как министр госимущества, так и директор Фонда по управлению нацимущетством. Как сейчас складываются ваши профессиональные отношения с Даиром Кенекеевым?

    - Мне кажется, что комментировать отношения предыдущего министра с предыдущим директором Фонда будет не совсем этично. На сегодня проблем по взаимоотношению с Даиром Кенекеевым нет. Мы работаем в нормальном, достаточно согласованном конструктивном диалоге.

    - Экс-замминистра госимущества Азамат Мурзалиев высказывал мнение, что работа Фонда по управлению нацимуществом самого министерства в целом была бы эффективнее, если бы сам Фонд был преобразован в АО. Об этом говорил и ряд других экспертов. К примеру, данная система довольно успешно работает в Казахстане. Как вы смотрите на данное преобразование?

    - По сути фонд «Самрук казына» в Казахстане занимается только госкомпаниями. Сама идея в принципе не лишена эффективности и целесообразности. При создании такого фонда, который четко управляет активами государства, здесь становится гораздо больший оперативный контроль. К тому же ни для кого не секрет, что в компаниях всегда есть проблемы с ликвидностью. У них все нормально, но есть какие-то разрывы в ликвидности. У некоторых компаний наоборот, очень хорошая ликвидность. Перекидки, оперативное решение таких вопросов становится очень эффективным. Когда фонд контролирует все эти компании, допустим в виде крупного холдинга, то нужна гарантия какой-то одной компании. Крупные международные компании гораздо охотнее выдают кредиты и займы, когда они знают, что кредитуют одно предприятие, при этом в залог оставляется 2-3 предприятия. Это является преимуществом. Идея неплохая. Мы ее не зарыли. Это все можно отнести к госпредприятиям. По тем национализированным компаниям, которые не будут выставляться на продажу, мы на сегодняшний день думаем. Вообще стоит ли их сейчас продавать или только после приведения их в порядок. Естественно после этого стоимость возрастет. Думаю, правительством будет принято правильное решение.

    - Спасибо за интервью.

    2011-02-22 13:22:52

Вся аналитика