res=ru Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи :: Аналитика :: «Социально - ориентированный» бюджет страны с воздушными цифрами
  • аналитика

    Лучшие экспертные мнения, оценки и прогнозы в отношении экономики >> 

  • форум

    Площадка для профессионального обсуждения проблем экономической журналистики >> 

  • как стать членом клуба?

    Правила вступления и участия. Стань членом профессионального сообщества экономических журналистов! >> 

  • фото галерея

    Альбомы и фотографии из жизни Пресс клуба >> 


  • 16 февраля 2011

    «Социально - ориентированный» бюджет страны с воздушными цифрами

    «Социально - ориентированный» бюджет страны с воздушными цифрами

    АКИpress Мнение читателей, 15:14 (14.02.2011)

    Заслуги власти

    Власти Кыргызстана вот уже на протяжении 20 лет не устают повторять о своих заслугах. Последствия их заслуг привело к бегству двух президентов. О чем только не хвастаются: об экономических достижениях, о сплочении народа и о том, что с каждым годом уровень жизни граждан становится все лучше! Но мы, простой народ, отлично знаем, что эти достижения гроша ломанного не стоят.

    На протяжении этих 20 лет сменяемые друг друга правительства обещают решить волнующие проблемы простых граждан: в первую очередь продовольственный вопрос и уравнивать минимальный доход граждан с прожиточным минимумом или с минимальной потребительской корзиной.

    Статистика...

    По данным Национального статистического комитета (НСК) размер прожиточного минимума за 2009 г. на среднестатистического кыргызстанца составлял 3263,22 сома ($72,5). При этом размер минимальной заработной платы оставался на прежнем уровне, установленном правительством в 2006 году, — 340 сомов. Однако в Трудовом Кодексе страны было записано, что минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума или не ниже минимальной потребительской корзины. По словам депутата парламента Дастана Бекешова, на январь месяц 2011 года размер потребительской корзины с учетом роста инфляции поднялся до 5 тысяч сомов. Однако, 9 февраля на парламентских слушаниях по проекту республиканского бюджета 2011 года с участием НПО, Гражданского сектора, экспертов и СМИ новый Министр финансов Мэлис Мамбетжанов озвучил, что сумма прожиточного минимума в данное время составляет 4092 сома.

    Африканский килокалорий

    Далее в показателях Нацстаткома сказано: "Энергетическая ценность продовольственной корзины сложилась на уровне 2101 ккал". Достаточно отметить, что согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, человек должен потреблять минимум 2400 килокалорий в день. Если меньше – организм начинает истощаться, ослабевать, становится беззащитным перед лицом разного рода заболеваний. В общем, 2400 – это физиологический минимум. Во времена СССР даже заключенным обеспечивали 2500 килокалорий. Для сравнения: в наиболее бедных регионах планеты, например, в Африке средний уровень потребления на душу населения составляет 2000-2300 килокалорий в зависимости от страны. Что это означает? То, что руководители республики признались: прожиточный минимум в стране такой же, как в Африке. Нищенский. Ниже чем у зэков и африканцев.

    Заоблачные цены…

    Хотя, народ Кыргызстана привык к постоянным митингам и пикетам, то повышение цен на продукты, которое случается столь же регулярно, каждый раз вызывает всплеск возмущения в каждом покупателе. Рост цен в 2010-2011 годах, похоже, опережал все мыслимые прогнозы.

    По данным Министерства экономического регулирования (МЭР), пшеница за год в среднем по республике подорожала на 250 процентов. Вслед за ней потянулись вверх цены на муку, поднявшись за 12 месяцев в среднем на 150 процентов.

    На 104-117 процентов повысились цены на сахар, на 90 процентов подорожал рис, растительное масло в отдельных регионах выросло в цене аж на 160 процентов. Картошка за год успела вырасти в четыре раза от 8 сомов до 35 сомов, на 150-260 процентов подорожал лук.

    Фактически погубив собственное производство, республика плотно подсела на импорт. Его удельный вес в объеме внутреннего рынка достиг 70,7 процента. ОАО «Каинды-Кант» с его 12,01 тысячи тонн сахара, полученными в 2010-м, - это капля в сравнении с общей потребностью республики в 126,8 тысячи тонн в год. В 2010 году сахар подорожал на 104-120 процентов.

    Хотя, МЭР констатирует, что цены на мясную продукцию по республике составили 186,99 сома за килограмм и повысились на 2,1 процента по сравнению с 30 декабря 2010 года ценники мясного отдела магазинов и рынков показали, насколько далеки от жизни в нашей стране статистическое ведомство: «Говядина, баранина, фарш 240 - 260», только голые кости - по 25 сомов за килограмм.

    А на днях министр сельского хозяйства КР Торогул Беков сообщил, что в ближайшие годы ожидается повышение цен на продукты питания еще на 5%-35%.

    По мнению академика Жамина Акималиева, у нас цены на продукты питания в основном поднимаются искусственным путем. Виной всему этому отсутсвие грамотного госуправления. В любой нормальной стране цены на стратегические продукты регулируется государством. В Кыргызстане государство не может полностью взять контроль в свои руки. Служба маркетинга Минсельхоза должна заранее сообщить о том, какие продукты выращивают другие страны. Но у нас такого нет. Это значит, что крестьяне вполне могут погореть на этом. Безусловно, рост цен на продукты первой необходимости в первую очередь бьет по карману бюджетникам: учителям, работникам здравоохранения, работникам культуры и т.д.

    «Социально-ориентированный» бюджет

    Не зря представители НПО, Гражданского сектора и эксперты резко критиковали проект бюджета на парламентских слушаниях 9 февраля. По словам представителя «Центра защиты детей» Нургуль Алыбаевой, предложенный Правительством проект бюджета страны на 2011 год, сложно называть социально-ориентированным. Если в прошлом году бюджет Минобразования составил 7 процентов от общей суммы республиканского бюджета, то в этом году 5,9 процентов. Из них целых 70 миллионов сомов для поездок руководителей ВУЗов. В здравоохранения в прошлом году было выделено 8,6 процентов, в этом году 6,3 процентов, когда на содержание госаппарата выделено целых 12 процентов. И вообще все надбавки правительства едва покрывает инфляцию. «В детский садик «Жылдыз», который находится под ведомством ГКНБ в день на одного ребенка выделяется 130 сомов, когда для воспитанников детских домов 65 сомов. Где справедливость?», спрашивала она.

    Представитель НПО «Центр поддержки общества», член Бишкекского делового клуба, Азамат Акелеев озвучил, что по итогам резолюции «Центра поддержки общества», проект бюджета страны на 2011 год получил 16 баллов из 100 по индексу бюджетной прозрачности. По его мнению, источники дохода бюджета вызывают большие сомнения. Также он добавил, получение нужных документов от Минфина не то что простому гражданину, а ему от имени Центра было трудно.

    Доктор экономических наук Айылчы Сарыбаев отметил, что уровень теневой экономики составляет не 50, а 70-80 процентов.

    Представительница ОО «Эркин гезит» Гульнара Журабаева предложила создать специальный сайт, по которому в режиме онлайн граждане Кыргызстана могли отслеживать, как расходуется бюджетные средства. Председательствующий Акылбек Жапаров обещал, что профильный комитет ЖК будет рекомендовать это Минфину. По его мнению, это гарантировало бы прозрачность работы всех ветвей власти.

    Комментируя проект бюджета на 2011 год, представитель Общественной организации ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов А.Асанакунов озвучил следующее. На покупки продуктов для работников аппарата Минфина в бюджете предусмотрено 10 млн. сомов, когда курсанты 2-3-4-курсов Академии МВД падают в голодный обморок. «Еще один не маловажный момент», отметил А. Асанакунов, «аппарату Правительства выделено 100 млн. сомов для противодействия терроризму. С каких это пор аппарат правительства на равне с ГКНБ стал бороться с терроризмом? Не могу скрывать возмущения, военным пограничникам за паек предусмотрено 34 сома в сутки, когда таможенникам 256 сомов в сутки. Что это такое?», добавил отставной офицер.

    Раздутые цифры

    По мнению Шайырбека Маматокторова, члена Конституционного совещания КР ныне предложенный проект бюджета действительно «дутый» и «еще более невыполнимый». «В первом варианте аппарат президента запрашивал на 2011 год 721 миллион 804,7 тысяч сома при текущем бюджете в 498 миллионов 511,4 сома. Во втором цифра выросла до 829 миллионов 512,1 тысяч сома. Как можно просить 829 миллионов сомов, если депутаты не согласны даже на 721 миллион? И это при дефиците в 21 миллиард 257 миллионов сомов. Где логика?», - задался вопросом эксперт.

    Правда, по последним данным, Президент сократил бюджет своего аппарата на 8 млн. сомов, то есть на 1 процент. Посмотрим, согласятся ли депутаты с таким «благородством» главы государства?! Управляющий делами Президента Турусбек Коеналиев на днях сообщил, что численность штата Президента будет сокращена на 10 процентов. Значит, из 200 нынесуществущих остается 180. Для сравнения: численность сотрудников аппарата Президента при Акаеве составляла 90 человек, при Бакиеве 120, теперь 200. Хочу напомнить, по новой Конституции существенно сокращены полномочия главы государства. В силу этого аппарат президента тоже должен пойти на сокращение штата и бюджета. Не так ли? Помнится, на заседании Конституционного совещания, когда решались вопросы о количестве депутатов отец нашей Конституции О. Текебаев говорил, не надо боятся от увеличения количества депутатов, за то теперь у Президента будет небольшой аппарат: всего из 30 сотрудников. Результаты как есть: и депутатов и аппарат Президента стало больше…

    И это все в стране где, годовой бюджет республики равен примерно 48 миллиардам, а дефицит бюджета составляет целых 28 миллиардов сомов. Из них 18 миллиардов сомов планируется покрывать за счет внешних доноров, которые еще юридически не подкреплены.

    Как стало известно, 10 февраля Парламент Кыргызстана принял в первом чтении проект бюджета Кыргызстана на 2011 год. «За» проголосовало 79 депутатов, «против» - 7, еще трое воздержались.

    Председатель комитета Жогорку Кенеша по бюджету и финансам Акылбек Жапаров отметил, что в его заключении правительству рекомендуется, перед тем как внести документ на второе чтение, уточнить основные параметры бюджета, детализировать статью расходов и утвердить контрольные цифры. Предположительно второе чтение состоится в парламенте в четверг, 17 февраля.

    Канат Нуркулов
    журналист

Вся аналитика